Проект «Мы живём на планете Земля»
Для детей среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому задачей педагогов является формирование у дошкольников основы культуры знакомства с природой, взаимодействия человека и природы.
Паспорт про
кта:Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Участники – дети средней группы, воспитатель, родители.
База реализации проекта: МБДОУ детский сад «Кубики»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 07.04.25 по 23.04.25 г.
Трансляция проекта: Педагогический совет МБДОУ детского сада «Кубики».
Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание –основное направление в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что растения, животные – живые существа, которые дышат, пьют воду, растут, главное, чувствуют боль, как человек. Необходимо научить беречь и любить природу с детских лет.
Экологическое воспитание дошкольников – это нравственное воспитание, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, ребенок осознает, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
Цель убеждение детей, их отношение к природе.
Проблема: Формирование экологической культуры – это проблема является глобальной, и от ее решения зависит будущее всего человечества.
Конечно одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы постарались привлечь каждого ребенка в практическую деятельность – создать условия для постоянного общения детей с живой природой.
Задача состояла в том, чтобы вместе с родителями подвести детей к пониманию того, что каждый ребенок в ответе за Землю, и каждый ребёнок вносит свой вклад в развитие и сохранность красоты природы.
Цель проекта: Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, их действий; воспитывать гуманное, правильное отношение к природе.
Задачи: Для детей.
Образовательные:
Познакомить детей с растительным, животного миром.
Расширить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков детей.
Способствовать развитию речи через чтение стихов, обогащая новыми словами свой словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, наследию нашего края.
Воспитывать у детей участие в совместной трудовой деятельности.
Для педагогов.
Совершенствование профессионального уровня педагогов.
Рост творческой активности педагогов.
Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Для родителей.
Воспитание ребенка в детском учреждении и в семье.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Предполагаемый результат:
В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «День Земли» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства сопереживания, углубление знаний о сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Данный проект способствует обновлению знаний, направленными на экологическое воспитание детей.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Применяемые формы и методы работы:
Просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр медиафайлов.
Материально - техническое обеспечение проекта:
- Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
- Раздаточный материал для изготовления российского флага;
- Материал для методической картотеки.
Подготовка к внедрению проекта.
Методическая литература по теме.
Художественная детская литература.
Дидактический материал, наглядные пособия (картины, настольные игры)
Составить перспективный план мероприятий.
Этапы реализации проекта:
I этап с 07.04 по 09.04 – Формулирование целей и задач проекта
Изучение литературы по теме проекта
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
Оформление предметной среды группы.
II этап с 12.04 по 22.04 – практическая деятельность по решению проблемы.
Мероприятия были направлены на развитие экологических знаний детей; бесед о живой и неживой природе, бережное отношение к природе, природному наследию нашего края. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, рисунки по теме проекта, разучивание стихов, оформление выставки «Наша армия!» выставки творческих работ детей
III этап 22.04 итог - Презентация проекта «День Земли». Проведение праздника
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный 07.04.2025г-09.04.2025г Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. | |
Мероприятия | Участники |
Подбор дидактических игр и художественной литературы Дидактические игры: «Живая природа», «Времена года», «Собери картинку», «Экологические знаки» Рекомендации родителям художественная литература «День земли». | Педагоги. |
Оформление уголка книги (подбор книг по теме) Рассматривание книги «Красная книга» Сюжетные картинки «Что такое хорошо, что такое плохо» Картина «Природа родного края» Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей", Картотека "Экологических игр", "Помочь в защите окружающего мира" Паркам - быть, Цветам - цвести, Нам - здоровыми расти! Мультфильмы: "Покойо - Защитник окружающей среды" - Экологический сборник - День Земли! видео-ролик "День Земли" Для родителей подбор художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) для книжного уголка группы. | Педагоги. Педагоги, родители. |
I I этап – основной Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта. | |
1 неделя (12.04 – 16.04) | |
Познавательно – коммуникативная деятельность Беседа: «Знакомство детей с глобусом - Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление. Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида. НОД. День экологических знаний - развивать знания детей о планете Земля. Рассматривание иллюстраций «Природа родного края». Физкультминутка «Мы солдаты» (под музыкальное сопровождение) Пальчиковая гимнастика «Наш дом родной, наш общий дом»- развитие речи детей посредством развития мелкой и крупной моторики Загадки о живой и неживой природе. Дидактическая игра Дидактическое упражнение «Угадай по описанию» - расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны. Подвижная игра «Ручеек» - способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Рассматривание детьми в свободное время альбома «Красная книга» Задания для родителей: Предлагаем вместе с детьми посмотреть познавательный мультфильмы: "Покойо - Защитник окружающей среды" - Экологический сборник - День Земли! Ивидео-ролик "День Земли" очень красочный, интересный, музыкальный для ребят поучительный и занимательный. | Педагоги День экологических знаний прошёл в средней группе «Фантазёры» МБДОУ детский сада Кубики. Родители, воспитанники |
Речевое развитие: Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей» НОД. «Эколята – дошколята» Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. Физкультминутка: «Мы военные» дидактическая игра «Сложи целое» - развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать. Подвижная игра «Лебеди» - развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Рекомендации для родителей "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира" Паркам - быть, Цветам - цвести, Нам - здоровыми расти! Предложить Аппликацию Пластилин графия для детей по теме «День Земли» для создания выставки | Воспитатели, дети «Эколята - дошколята» средняя группа «Фантазеры» МБДОУ детский сад Кубики Родители, воспитанники. |
Художественно - эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях НОД рисование акварелью «Весна» - расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны. Пальчиковая гимнастика «Шар земной наш дом родной» Дыхательная гимнастика «Волна» - тренировать силу вдоха и выдоха. Дидактическая игра «Собери картинку» Подвижная игра: «Через ручеек» - развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах. Чтение художественной литературы. М. Зощенко «Великие путешественники» Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников. Задания для родителей: рассказать ребенку «Как я помогаю природе». Принять участие в создание плакатов, стенгазет «Птица года» | Педагоги, воспитанники. Родители, воспитанники. |
Музыка. Игра «Угадай звуки Земли». Разные звуки (пение птиц, журчание ручейка и др.) Дети должны их угадать, что это за звуки. Социально-коммуникативное развитие Игра-загадка «Послушай музыку и отгадай». Консультация для родителей: «Читаем детям о природе»: С. Михалков. «Будь человеком» История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам. К. Ушинский. «Весна» - Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях. | Муз. руководитель. |
Работа с родителями Объявление о запуске проекта: - знакомство родителей с темой проекта, привлечение их внимания к проблеме. Разработка методических рекомендаций для родителей "Экологическое воспитание дошкольников" "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира" познавательный мультфильмы: "Покойо - Защитник окружающей среды" Экологический сборник - День Земли! | Воспитатели, музыкальный руководитель |
2 неделя (19.04 – 23.04.21г) | |
Познавательно – коммуникативная деятельность НОД по познавательному развитию «Веселый огород» - Закрепить у детей представления об овощах, где и как они растут. Словесные игры: «Узнай животное по описанию» , «Кто в домике живёт?». Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи, фрукты», «Домашние и дикие животные» Физкультминутка: «По родному краю дружно мы шагаем» Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Загадки по теме: «Огород». Дидактическая игра «Узнай по описанию» - Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность. Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги» - ориентация в пространстве, закреплять название и узнавание деревьев на участке ДОУ. Подготовить семена лука, укропа, петрушки, саженцы помидор для посадки огорода. | «Весёлый огород» средняя группа «Фантазеры» МБДОУ детский сад Кубики. Родители, педагоги |
Речевое развитие: НОД по познавательному развитию Игра - путешествие «В деревне у бабушки» Игра знакомит детей с миром природы, деревни, фермы, пространством сказки. Позволяет проработать темы: «Домашние животные», «Овощи и фрукты». Игра закрепляет умение дифференцировать диких и домашних животных, способствует развитию внимания, наблюдательности, мышления. Развивает правильное речевое дыхание и артикуляционный уклад. Совершенствует мелкую моторику. Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи, фрукты», «Домашние и дикие животные» Физкультминутка: По родному краю дружно мы шагаем (под музыкальное сопровождение) Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Загадки по теме: «Домашние животные. Дикие животные», «Овощи и фрукты». Дидактическая игра «Узнай по описанию» - Развивать внимание, воспитывать самостоятельность. Подвижная игра «Лиса в курятнике» - закреплять действовать по сигналу. Поиграем дома в игры Картотека "Экологических игр" | Педагоги, воспитанники Игра - путешествие «В деревне у бабушки» средняя группа «Фантазеры» МБДОУ детский сад Кубики. Родители, воспитанники |
Художественно - эстетическое развитие: Рассматривание иллюстраций русских художников «Весенние мотивы» Чтение худ. литературы В. Чаплина. «Крылатый будильник» - как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. НОД. Лепка «Села птичка на ладошку» - Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. Пальчиковая гимнастика «Птичка» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Дыхательная гимнастика «Трубач» - развитие длительного выдоха. Подвижная игра «Птички и птенчики» - закреплять умение действовать по сигналу; развивать двигательную активность. Сюжетно-ролевая игра «Больница для зверят» - дать представление детям о профессии ветеринар. Задания родителям: Заучивание стихотворений к предстоящему празднику «День Земли» | Педагоги, воспитанники «Будущее Земли зависит от тебя!» средняя группа «Фантазеры» МБДОУ детский сад Кубики Родители, воспитанники, педагоги |
Музыка. Слушание муз. произведений: «Жаворонок», муз. М. Глинки Пение упражнения на развитие слуха и голоса. «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Жаворонушки, прилетите!». Социально-коммуникативное развитие: Музыкальные игры «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой | Муз. руководитель, воспитанники |
Работа с родителями Привлечь родителей к празднику «День Земли» Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми «Природа – наш общий дом» - создание выставки | Воспитатели, музыкальный руководитель |
III этап - заключительный | |
Итоговое мероприятие. Участие в акции «Зеленая планета» Проведение праздника День Земли» Презентация проекта «День Земли». | Фото отчет праздник «День Земли» |
Отчет о проектной деятельности «День Земли»
Работа над проектом проводилась в течение двух недель (с 12.04.18 по 23.04.21 г.)
Краткосрочный проект получил название «День Земли». Он объединил детей, родителей, педагогов в желании бережно относиться к природе.
Воспитатели поставили перед собой следующие цели: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные мероприятия:
- в игровой деятельности использовались дидактические, словесные игры, игровые ситуации;
- в познавательной деятельности дети наблюдали за окружающим миром (деревьями, птицами, насекомыми)
- в коммуникативной деятельности формировались представления детей о том, что мы друзья природы.
Разучивались стихотворения, что нужно беречь землю. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений : С. Михалков. «Будь человеком».
- в музыкальной деятельности прослушивали песню «Улыбка», «Жаворонок», муз. М. Глинки
- в двигательной деятельности: подвижные игры «Ручеек», «Птички и птенчики», «Лиса в курятнике», , «Через ручеек», «Лебеди и лесовик»
Роль играла развивающая среда: альбомы для рассматривания, плакаты, художественные произведения и иллюстрации к ним.
В трудовой деятельности дети с большим удовольствием помогали воспитателю посадить огород.
В изобразительной деятельности рисовали признаки весны, лепили птиц, в свободной деятельности работали с пластилином к Дню Земли
Для родителей подобраны консультации и рекомендации, домашние задания.
Оформлена выставка детских работ «День Земли» - рисунков и поделок из пластилина детей. Выставка работ детей и родителей «Природа – наш общий дом», «Животные красной книги».
В ходе реализации проекта «День Земли» предполагаемые результаты у детей были достигнуты: - формируется чувство сопереживания, дети стали добрее, возникли добрые чувства к природе, углубились знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
На протяжении проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, устанавливать причинно – следственные связи;
Взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.
Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они осознали, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле.
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе
«Эколята-дошколята – юные защитники природы» (формирование лексико-
грамматических категорий, развитие связной речи)