Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
ТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« Весна « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « Весна » с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений о весне и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» Весна».<
/p>РАЗВИВАЮЩАЯ.
. Развитие связной речи, внимания, памяти ,логического мышления, фонематического слуха.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы весной.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины Алексея Кондратьевича Саврасова « Грачи прилетели».
. Беседа на тему: « К нам весна шагает ».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок ,пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала.
. Чтение произведений Георгия Скребицкого "Сказка о Весне",
Художник-Весна ("Четыре художника"), русской народной сказки
«Ручей и камень», Виталия Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь"),» Весна» ( из сказки-рассказа «Синичкин календарь» )
.Владимира Сутеева "Как зима кончилась"
. Просмотр Д.В.Д. «Планета Земля» ,»Насекомые»
. Коллективная посадка семян цветов для высадки на участке.
. Лепка насекомых
. Оформление коллективной работы «Скворцы прилетели»
. Оформление коллективного панно «Вена идёт, весне дорогу!» ( (в технике оригами).
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, бумажные зелёные листочки на каждого ребёнка, картинки с изображением солнца ,тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, весенняя полянка.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
( дети стоят в кругу)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА : « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра «НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей
Если стал теплее вечер
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла (весна ) Е.Карганова.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений о весне и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться по весенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке, будем собирать природный материал и складывать его в корзину, называя слова, которые отвечают на вопрос ( Какая бывает весна?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная и т.д.)
ИГРА « Какая весна?» ( каждый листочек, палочка и т.д. – слово)
Воспитатель: как много природного материала вы собрали! Так чем же, покрыта земля весной ?
Дети: листьями, шишками, хвоёй, травой, веточками.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё - это может пригодиться ?
Дети: да, из природного материала можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце весной?
Дети: солнце светит ярко, пригревает, день становиться длиннее, а ночь короче.
ИГРА на развитие внимания: »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что- то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети : это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: почему птицы весной к нам возвращаются?
Дети: чтобы вить гнёзда, выводить птенцов, насекомые уже проснулись.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО» ( называем птиц)
Воспитатель: все ли птицы вернулись обратно?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.
Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка «Весенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)— светит, греет, всходит.
2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)— прячутся, летают, ползают.
5. Птицы (что делают?)— летают, машут, клюют, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) – садят, поливают, копают, надевают.
6.Животные (что делают?)- просыпаются, меняют, охотятся и т.д.
7.Листья (что делают?)- распускаются, зеленеют, вырастают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художница, пришла без красок и без кисти, а разукрасила нам в зелёный цвет все листья? Дети (весна).
Воспитатель: что будет, если листья на деревьях весной не вырастут (ответы детей)
Воспитатель: Что растениям необходимо для роста, чтобы они всегда радовали нас своей красотой.
Дети: вода, свет, земля, тепло.
III.Проведение динамической паузы « Веснянка»
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение и выполнять движения.
Солнышко, солнышко, золотое донышко Гори, гори ясно чтобы не погасло
(дети идут по кругу взявшись за руки) Побежал в саду ручей ( бегут друг за другом по кругу) прилетело сто грачей ( летят по кругу) А сугробы тают ,тают (медленно приседают) А цветочки подрастают (тянуться на цыпочках, руки) Игра на развитие фонематического слуха
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Грач, солнышко, ручей, цветочки, сугробы.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку о весне? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Весну? ответы детей)
-А вот какими бы вы были писателями, и какой рассказ о весне вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: Внимательно посмотрите на схемы и составьте рассказ о весне.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Весной ярко светит солнце. День становится длиннее, а ночь короче. По небу плывут белые, воздушные облака. Земля покрыта зелёной травой. На деревьях распускаются зелёные листочки. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы-грачи, ласточки, скворцы, стрижи. Люди надевают весеннюю одежду. Работают в садах и огородах. Животные медведь и ёжик проснулись после зимней спячки. Заяц меняет белую шубку на серую, а белка с серой на рыжую. Весной можно пускать кораблики, прыгать на скакалке, играть в мяч. Я люблю весну. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Воспитатель: вот какая у нас замечательная весна! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. Молодцы !