• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г.

Урок - окружающий мир. Тема "Круговорот воды в природе".

  • Автор работы: Аверьянова Светлана Викторовна

Дата публикации: 09.06.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"

Населенный пункт: Кемеровская область, город Кемерово

Файл публикации





Урок окружающего мира

3класс

Учитель:Аверьянова С.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема: «Круговорот воды в природе»

Цели:

-Дать представление о круговороте воды в природе;

-расширить знания учащихся о трёх состояниях воды;

-развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность, воображение, умение делать умозаключение;

-воспитывать интерес к познанию нового в окружающем нас мире и бережное отношение к воде.

Ход:

I.Орг.момент.

II.Вступительная беседа.

Каждый день мы имеем дело с ней. Мы так привыкли к ней, что не замечаем. А ведь многие привычные явления природы связаны с ней…

-Говорят, что вода-это жизнь. Почему?

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

-Докажите на примерах, что без воды не обходится ни одно живое существо.

Почти всё живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь. Жадно пьёт воду каждое деревцо, каждая травинка.

Поглядите, как начинает зеленеть травка после каждого дождя и как желтеет, а затем засыхает

и гибнет в засуху, когда нет воды.

-Почему говорят, что вода-это главное вещество в природе, удивительное чудо природы?

-Давайте вспомним свойства, которыми обладает вода.

( Прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, текуча, состоит из мельчайших частиц, входит в состав любого живого организма, является природным домом для растений и животных, одновременно может быть в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).

-Какое из перечисленных свойств на ваш взгляд самое интересное? Почему?

-Действительно не каждое вещество может иметь 3 состояния и при этом даже одновременно.

-Приведите примеры из жизни, где вода находится в каком-либо одном состоянии, а затем – сразу в 3-х состояниях.

-Подумайте, при каком условии вода меняет своё состояние?

При изменении температуры.

При температуре 00С вода замерзает (лёд), при повышении температуры – испаряется (пар)

III. Сообщение темы урока.

-Откроем учебник и прочитаем название раздела, с которым сегодня начнём знакомство.

«ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

-А как вы думаете, что значит чудесные превращения? О каких превращениях на ваш взгляд может пойти речь?

- А тема сегодняшнего урока «Круговорот воды в природе» или «Вода путешественница»

IV.Работа по учебнику стр. 76-78 (3 абзаца)

-Почему говорят, что вода-это главное вещество в природе, одно из её чудес?

-Чтобы согласиться с вашими ответами или внести в них какие-либо поправки поработаем с учебником на стр.76-78. Работать будем по абзацам.

(чтение 1 абзаца)

1.Вода в твёрдом состоянии легче, чем в жидком. Лёд в воде не тонет, а плавает на её поверхности. Обычно твёрдые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии.

(чтение 2 абзаца)

2.Удивительны способности воды существовать в природе одновременно во всех трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

3.Вода способна постоянно переходить из одного состояния в другое.

(работа по иллюстрации стр.77)

-Попробуйте описать тот опыт, который представлен на иллюстрации.

(чтение 2 абзаца и подтверждение сказанного)

Д/зПроделатьв домашних условиях под руководством родителей опыт и пронаблюдать круговорот воды в кастрюле.

V.Круговорот воды в природе.

-Я и стужа,

И туман,

И ручей,

И океан.

Я летаю

И бегу,

И стеклянной стать могу.

Вода на Земле постоянно меняет свое состояние.

Этот процесс называется -К Р У Г О В О Р О Тводы в природе.

-А как же происходит круговорот воды в природе?(предположения учащихся)

(Чтение текста Стр.78-79 по абзацам, комментирование с опорой на )

Д/зОбъяснить младшим братьям и сёстрам по иллюстрации круговорот воды в природе.

VI.Этапы круговорота воды в природе.

Испарение с поверхности океана, почвы, водоёмов, листьев растений.

Охлаждение пара и превращение его в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки при встрече с холодным воздухом.

Образование облаков

Перемещение облаков на сушу и превращение их в тучу.

Выпадение осадков: дождя, снега, града.

Пополнение рек и подземных вод

Сток в океан

VII.Рабочая тетрадь №40 стр.28.

VIII.Вопрос в конце параграфа стр. 80.

-Назовите те свойства воды, без которых невозможен круговорот воды в природе.

Испарение-переход воды в газообразное состояние; переход воды из газообразного в жидкое и твёрдое; текучесть воды)

IX. Хрестоматия стр.47-48. «Чудесные превращения водяных капель»

Вопросы по тексту.

X. Итог урока.

- С каким чудом природы мы сегодня познакомились?

-В каких 3-х состояниях находится вода?

-Что такое круговорот воды в природе?

-Как он происходит?

(Работа по ам)

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Испаряясь с поверхности мирового океана, вода становится пресной.Пробираясь сквозь толщу земли, вода избавляется от твердых примесей и очищается.

Ты прохладу даришь, когда жарко,

Жажду каждого ты утолишь.

Без тебя не шумели бы парки,

Без тебя замерла бы вся жизнь.

Мы, не будь бы тебя, не узнали б

О величии рек и морей.

Голубые прозрачные дали

Красотой не манили б своей.

Ты на службу пришла человеку,

Ты в науке, в быту, ты в труде,

Ты собой украшаешь планету,

Стар и млад тебе рады везде.

Без тебя не гудели б заводы,

И не зрели бы в поле хлеба,

Ведь недаром царицей природы

Тебя люди назвали, Вода!

-Чтобы написать такие строчки, надо быть внимательными к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.

XI.Оценки.

XII.Д/з Учебник стр.76-80. Рисунок «круговорот воды в природе»