Урок окружающего мира
3класс
Учитель:Аверьянова С.В.
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема: «Круговорот воды в природе»
Цели:
-Дать представление о круговороте воды в природе;
-расширить знания учащихся о трёх состояниях воды;
-развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность, в
ображение, умение делать умозаключение;-воспитывать интерес к познанию нового в окружающем нас мире и бережное отношение к воде.
Ход:
I.Орг.момент.
II.Вступительная беседа.
Каждый день мы имеем дело с ней. Мы так привыкли к ней, что не замечаем. А ведь многие привычные явления природы связаны с ней…
-Говорят, что вода-это жизнь. Почему?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
-Докажите на примерах, что без воды не обходится ни одно живое существо.
Почти всё живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь. Жадно пьёт воду каждое деревцо, каждая травинка.
Поглядите, как начинает зеленеть травка после каждого дождя и как желтеет, а затем засыхает
и гибнет в засуху, когда нет воды.
-Почему говорят, что вода-это главное вещество в природе, удивительное чудо природы?
-Давайте вспомним свойства, которыми обладает вода.
( Прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, текуча, состоит из мельчайших частиц, входит в состав любого живого организма, является природным домом для растений и животных, одновременно может быть в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).
-Какое из перечисленных свойств на ваш взгляд самое интересное? Почему?
-Действительно не каждое вещество может иметь 3 состояния и при этом даже одновременно.
-Приведите примеры из жизни, где вода находится в каком-либо одном состоянии, а затем – сразу в 3-х состояниях.
-Подумайте, при каком условии вода меняет своё состояние?
При изменении температуры.
При температуре 00С вода замерзает (лёд), при повышении температуры – испаряется (пар)
III. Сообщение темы урока.
-Откроем учебник и прочитаем название раздела, с которым сегодня начнём знакомство.
«ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
-А как вы думаете, что значит чудесные превращения? О каких превращениях на ваш взгляд может пойти речь?
- А тема сегодняшнего урока «Круговорот воды в природе» или «Вода путешественница»
IV.Работа по учебнику стр. 76-78 (3 абзаца)
-Почему говорят, что вода-это главное вещество в природе, одно из её чудес?
-Чтобы согласиться с вашими ответами или внести в них какие-либо поправки поработаем с учебником на стр.76-78. Работать будем по абзацам.
(чтение 1 абзаца)
1.Вода в твёрдом состоянии легче, чем в жидком. Лёд в воде не тонет, а плавает на её поверхности. Обычно твёрдые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии.
(чтение 2 абзаца)
2.Удивительны способности воды существовать в природе одновременно во всех трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.
3.Вода способна постоянно переходить из одного состояния в другое.
(работа по иллюстрации стр.77)
-Попробуйте описать тот опыт, который представлен на иллюстрации.
(чтение 2 абзаца и подтверждение сказанного)
Д/зПроделатьв домашних условиях под руководством родителей опыт и пронаблюдать круговорот воды в кастрюле.
V.Круговорот воды в природе.
-Я и стужа,
И туман,
И ручей,
И океан.
Я летаю
И бегу,
И стеклянной стать могу.
Вода на Земле постоянно меняет свое состояние.
Этот процесс называется -К Р У Г О В О Р О Тводы в природе.
-А как же происходит круговорот воды в природе?(предположения учащихся)
(Чтение текста Стр.78-79 по абзацам, комментирование с опорой на )
Д/зОбъяснить младшим братьям и сёстрам по иллюстрации круговорот воды в природе.
VI.Этапы круговорота воды в природе.
Испарение с поверхности океана, почвы, водоёмов, листьев растений.
Охлаждение пара и превращение его в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки при встрече с холодным воздухом.
Образование облаков
Перемещение облаков на сушу и превращение их в тучу.
Выпадение осадков: дождя, снега, града.
Пополнение рек и подземных вод
Сток в океан
VII.Рабочая тетрадь №40 стр.28.
VIII.Вопрос в конце параграфа стр. 80.
-Назовите те свойства воды, без которых невозможен круговорот воды в природе.
Испарение-переход воды в газообразное состояние; переход воды из газообразного в жидкое и твёрдое; текучесть воды)
IX. Хрестоматия стр.47-48. «Чудесные превращения водяных капель»
Вопросы по тексту.
X. Итог урока.
- С каким чудом природы мы сегодня познакомились?
-В каких 3-х состояниях находится вода?
-Что такое круговорот воды в природе?
-Как он происходит?
(Работа по ам)
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Испаряясь с поверхности мирового океана, вода становится пресной.Пробираясь сквозь толщу земли, вода избавляется от твердых примесей и очищается.
Ты прохладу даришь, когда жарко,
Жажду каждого ты утолишь.
Без тебя не шумели бы парки,
Без тебя замерла бы вся жизнь.
Мы, не будь бы тебя, не узнали б
О величии рек и морей.
Голубые прозрачные дали
Красотой не манили б своей.
Ты на службу пришла человеку,
Ты в науке, в быту, ты в труде,
Ты собой украшаешь планету,
Стар и млад тебе рады везде.
Без тебя не гудели б заводы,
И не зрели бы в поле хлеба,
Ведь недаром царицей природы
Тебя люди назвали, Вода!
-Чтобы написать такие строчки, надо быть внимательными к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.
XI.Оценки.
XII.Д/з Учебник стр.76-80. Рисунок «круговорот воды в природе»