• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г.

Опыт работы поКОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

  • Автор работы: Лекарева Ирина Адалатовна

Дата публикации: 10.06.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с № 44

Населенный пункт: г.Североморск,Мурманская область

Файл публикации





КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Материал подготовлен

Лекаревой Ириной Адалатовной,

воспитателем

МБДОУ д/с № 44

ЗАТО г. Североморск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:

стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;

технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;

инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;

развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).

Конструирование(от лат. construo - строю, создаю)

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.     Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенномучертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:

развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);

развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;

развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;

развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям;

Для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать природный материал в совокупности всех свойств. На занятия Лесовичок приносит детям заранее приготовленный материал. Это могут быть корни, ветки, сучки и др. Он предлагает внимательно рассмотреть все материалы и представить, на что похожи его друзья-притворщики, а затем практически воплотить эти образы. использовать пластилин, дополнительные материалы. На следующем занятии Лесовичок демонстрирует приемы создания разных образов: переворачивать материал в разные стороны, закрывать рукой какую-то его часть, приставлять какую-то мелкую деталь.

Таким образом проходит обучение детей трем способам творческого конструирования:

изменить пространственное положение;

убрать лишнее;

достроить.

Для развития творческого воображения необходимо организовывать экскурсии в природу для сбора природного материала. Лесовичок поддержит интерес. Собранный материал рассматривается, дети определяют, на что похоже, с чем можно сравнить. Все собранные материалы просушиваются, раскладываются по коробкам. Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать задания проблемного характера: создать поделку с опорой на заданную основу. Например, подготавливаются крестообразные фигуры – две палочки или веточки одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эту фигуру дети должны придумать и сконструировать что-то свое: мельницу, пропеллер, плот, подставка и др. Дети на таких занятиях осваивают обобщенные способы крепления: стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином. Более сложную работу с шилом, ножом – выполняет воспитатель.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Конструирование из строительного материала

Необходимо отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр попросту не существует. Есть либо ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо полноценная конструктивная деятельность. Формы организации и методы будут совершенно разными.

I. Также как и в художественном конструировании, прежде чем ставить перед детьми конструктивные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалами. Оно формирует у детей интеллектуальную активность, связанную с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить оригинальный продукт. Реплики детей: «А можно еще и так!», «Нет, лучше по-другому!». Таким образом, обследование материалов превращается в творческий поиск.

II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т.д.

Развитие творчества происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу «от общего к частному». т.е. следует научить детей конструировать один и тот же объект в различных модификациях с постепенным усложнением конструкций одного и того же объекта. При таком подходе у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Например, у всех грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса, которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения – для разнообразных грузов /какие?/ Эти обобщенные представления позволят в дальнейшем создавать разнообразные оригинальные конструкции, что говорит о сформированности деятельности творческого характера.

ТЕМАТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ:

/ ТЕМЫ, наиболее адекватные возрастным возможностям/

Младший дошкольный возраст:

горки

мебель

домики

транспорт

Средняя группа:

горки

грузовые машины

гаражи

дома

Старший дошкольный возраст:

мосты

здания различных назначений

город

сказочный город

Усложнение задач:

По теме «Горки»:

1.построить горку так, чтобы машина съезжала медленнее или быстрее;

2. Построить горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому – быстро.

По теме «Гараж»:

1.построить гараж с одним въездом для двух легковых машин .

2. Построить гараж для грузовых машин с двумя въездами.

По теме «Мост»:

1. Мост пешеходный

2. Мост для транспорта

3.Мост для пешеходов и транспорта

К творческой деятельности детей ведет так называемое «обобщенное подражание», когда ребенок самостоятельно применяет известные ему знания и способы в незнакомых ему ситуациях. Конструирование по образцам, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. Она обеспечивает переход к самостоятельной деятельности творческого характера.

конструирование по образцу;

по условиям;

по простейшим чертежам и схемам;

по замыслу;

по теме.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ

Лучше всего подходят базовые конструкторы типа «Лего», узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением.

Для развития воображения целесообразно предлагать детям проблемные задания – достраивание заданной основы. Например, детям дают Г- образную фигуру, сделанную из деталей конструктора – это недостроенная конструкция. Детям предлагается достроить ее. На последующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П- образные. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

Богатые возможности для развития пространственных представлений, навыков работы со схемами, чертежами.

В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули.

Конструкции из них отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красота, т. к. конструируют их для себя, для своих игр и спортивных соревнований. Старшим дошкольникам можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски. Это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.

Основные приемы обучения конструированию по возрастам

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

 Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора материала, его количества, дополнительных материалов.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото, по схеме.

Опорная схема анализа построек

КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатсявыделять особенности конструкции, исходя из каркаса.

В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.

В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.

Однако, организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.

КОМПЬЮТЕРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

В роли мощного средства развития у старших дошкольников пространственного воображения как оперирования образами (их трансформация и комбинирование) может выступить компьютер. Как отмечает Б.Ф. Ломов, компьютер позволяет человеку, создавшему некий «внутренний образ», как бы перенести его из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом.

Анализ зарубежного опыта использования компьютеров в обучении дошкольников и результатов исследований, проводимых в нашей стране (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.), позволяет предположить, что компьютерное конструирование способствует формированию у детей динамических пространственных представлений.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203

"О Стратегии развития информационного общества

в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

…. обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций;

… обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;

… использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ…

Создание информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации:

информационно-учебные материалы, развивающие компьютерные программы и игры по образовательным областям программы, мультимедийные презентации и видеофильмы;

подключение к Интернету по технологии WI-FI…

Автоматизированное рабочее место воспитателя - это информационный,интегрированный образовательный ресурс, созданный на основе интернет-технологий – удобное и эффективное средство для работы воспитателя.

Главное, правильно выбрать мотивацию продуктивной деятельности в точном соответствии с особенностями психического развития детей каждого возраста.

Ранний возраст:

мотив реализации позиции «Я сам!»

мотив исследования окружающей действительности

II младшая группа:

реализация позиции «Я помощник и защитник»

мотивация общения со взрослым

мотивация личного интереса – создание игрушек для себя

Средняя группа:

мотив личной заинтересованности

мотив сотрудничества со взрослым мотив сотрудничества со сверстниками

Старший дошкольный возраст:

мотив познания «Хочу все знать!»

мотив самоутверждения, удовлетворения потребности в положительной оценке сверстников.

Интерес к конструированию у дошкольников существенно зависит от того, какие условия созданы и какова организация данного вида деятельности.

Организация только общих занятий не дает детям возможности полностью реализовать свои потребности и интересы. Поэтому необходимым условием развития конструктивной деятельности является создание полноценной среды для самостоятельной деятельности детей.

Развитию творчества способствует широкий спектр разнообразных материалов. В группе должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов.

Обязательным условием для организации данной деятельности является созданием развивающей предметно-пространственной среды. Предметно – пространственная среда рассматривается, как фактор стимулирующий, направляющий и развивающий.

Из опыта работы

ОСНАЩЕНИЕ ЗОН КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОДЕЛИЯ:

материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном;

материалы и оборудование для работы с использованным /бросовым/ материалом;

оборудование для шитья и вязания – в старшей и подготовительной группах;

природный материал;

тематические альбомы по архитектурным сооружениям;

тематические альбомы с занимательными играми и упражнениями по конструированию;

мелкий /настольный/ и крупный /напольный/ строительный материал на подгруппу детей;

конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей;

различные игрушки, сомасштабные постройкам;

плоскостные конструкторы и головоломки;

мобильные платформы для конструирования;

образцы построек:

рисунки

иллюстрации

фотографии

чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»

чертежи-схемы

сонометрические /объемные/ чертежи

место для экспонирования детских работ.

Мобильная платформа для конструирования учитывает особенности игр мальчиков и девочек. Мальчики на ней могут строить, девочки играть с кукольным домиком. Конструируя на платформе, которую можно еще и передвигать, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя мелкие игрушки, бросовый материал и т.д. Дети, не разбирая созданную конструкцию, могут придумывать варианты, как дополнить постройку, чтобы, придя утром, продолжить игру. Благодаря свободному подходу к мобильной платформе и ее доступности дети меньше конфликтуют, создаются условия для сотрудничества.

Специализированная программа дошкольного образования

«Конструирование и художественный труд в детском саду»

Автор Л.В. Куцакова

Цель программы – развивать конструкторские и художественные способности детей.

Задачи:

формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

приобщать к миру технического и художественного изобретательства;

развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Автор предлагает два варианта реализации программы – типовой и инновационный. Второй вариант программы предусматривает сокращенное количество занятий – 9, а также работу по выполнению игровых заданий в процессе специально организованной конструктивной деятельности по циклограмме. Репродуктивный метод обучения в программе сведен к минимуму. Детей нацеливают на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия, а не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек и поделок. В программе даны образцы поделок и построек в виде рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем. В приложении также помещены образцы работ по конструированию. В программе, помимо конспектов, представлена система занимательных игр и упражнений по конструированию. Автор предлагает систему разнообразных занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, позволяющих в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения. Представлены образцы поделок, построек и рисунков к занимательным играм и упражнениям. Все материалы представлены для всех возрастных групп, начиная со II группы раннего возраста.

Созданная система, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по планированию и организации конструктивно-модельной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:

создана соответствующая требованиям ФГОС ДО научно-методическая и материально-техническая база по приоритетному направлению деятельности ДОО, в том числе для конструктивно-модельной деятельности;

качественно организованная система повышения квалификации педагогических работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников;

воспитанники ДОО являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня;

педагоги активно транслирует опыт образовательной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;

высокий уровень развития детей по возрастным показателям в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;

популяризация конструктивно-модельной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей; положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятия дошкольного учреждения;

высокая степень удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг;

проводится работа над обобщением опыта работы ДОУ «Система работы о конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Основным принципом работы воспитателей должна стать системность и последовательность.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников по конструктивно-модельной деятельности создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в стране.

Список использованных источников и литературы:

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.

Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный .