• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г.

Самоконтроль на уроках математики - как фактор повышения мотивации

  • Автор работы: Трясолобова Надежда Алексеевна

Дата публикации: 17.06.2019

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МАОУ "Нижнемуллинская средняя школа"

Населенный пункт: Пермский край, Пермский район, д. Петровка

Файл публикации





Самоконтроль – фактор, повышающий познавательнуюактивность на уроках математики.

Из опыта работы учителя математики Трясолобовой Н.А. МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа»

«Знание» только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой

Рефлексия и управление учащимися своей учебной деятельностью способствуют ее организованности и самостоятельности. Действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) всякой деятельности характерны и для учебной деятельности, без них невозможно оценить ее эффективность.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных им ошибок. Иначе, говоря, с помощью самоконтроля обучающийся всякий раз осознает правильность своих выполняемых действий.

Форсирование у школьников умений самоконтроля является одним из важных компонентов их подготовки к самостоятельной трудовой деятельности.

Структуру процесса форсирования самоконтроля учащихся при обучении математики можно представить таким образом:

Из схемы видно, что взаимоконтроль способствует развитию самоконтроля у школьников. Очень эффективным является взаимоконтроль учащихся, если он проходит параллельно с взаимотренажом . Дети, отрабатывая определенные знания, умения и навыки, одновременно контролируют друг друга. При такой работе, возможно, реализовать дифференцированный подход к обучению школьников.

Один из приемов взаимотренажа:

Взаимотренаж для отработки знаний, умений, навыков.

Детей рассаживаю парами и раздаю карточки с примерами или задачами (1 вариант - слабые дети, 2 вариант - средние и сильные дети) соответственно карточки раздаются дифференцированно. Друг другу предлагают задания для решения, после чего следят за правильностью выполнения упражнения (по готовым решениям). Если напарник ошибается или затрудняется, то сосед сообщает правильный ответ или помогает и разъясняет решение данного задания. Как только ученик выполнил задания карточки, а другой проверил правильность решения, пара расходится и каждый ученик уходит со своей карточкой к следующему учащемуся.

Учет работы по данной методике можно осуществлять по-разному.

Например: каждый учащийся может иметь индивидуальный лист учета, или проще: в тетради, где дети работают над карточкой ставятся «+» и (или) роспись соседа, количество «+» говорит о количестве правильно решенных заданий. Для более подготовленных детей можно предложит самотренаж, где, решая карточку с заданиями, дети себя контролируют по готовому решению, по листу контроля, находящемуся у учителя (или решение находится с другой стороны карточки). Ребята со своей карточкой переходят в следующую пару.

Удачно применяю для взаимоконтроля игру «Ручеек», особенно для устного счета или для физкультминутки. Детям раздаются карточки с заданием, на другой стороне пишется ответ. На каждом ряду четное количество человек. В парах первый учащийся решает, второй проверяет правильность, затем второй решает, первый проверяет правильность, затем меняются карточкой и переходят вдоль ряда по часовой стрелке.

Таким образом, дети , решая примеры , обмениваются карточками контролируют себя и соседа и переходят друг к другу.

Также взаимотренаж и самотренаж можно применять и для объяснения нового материала. Например: 8 класс. Тема «сложение и вычитание дробей».

Выделяются основные моменты темы, которые должен знать и уметь каждый учащийся, оформляются карточки и отмечаются определенными цветами, также карточки разные по заданиям раздаются парам и дети работают над ними поэтапно:

-Ребенок самостоятельно изучает свое решение, прописывая его в тетради.

-Затем отрабатывает по самостоятельным номерам это задание, контролируя себя по листу самоконтроля, находящемуся у учителя.

-Объясняет данное задание соседу, прописывая ему в тетради пример из карточки.

-Затем идет обмен карточки на дальнейшую самостоятельную работу.

Надо учесть, что более подготовленные учащиеся справляются самостоятельно почти с каждым заданием, поэтому есть возможность им давать задания повышенной сложности. Такая работа по теме рассчитана на несколько часов. Обучающийся знает, что решив и отработав все карточки раньше, он пишет зачетную работу.

Также хорошей самостоятельной работе способствует самоконтроль.

При изучении математики стараюсь использовать разнообразные приемы самоконтроля: лист контроля, сверка с образцом на доске, на экране, на интерактивной доске; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; примерная оценка результатов (прикидка) и т.д.; самопроверка по образцу; работа с перфокартой; кодированные задания и т.д.; кроссворды.

То есть ключевым звеном в проведении контролирующих действий является сверка с готовым либо составленным образцом.

Несколько примеров для самоконтроля:

1. Решение задач с помощью пропорций.

В колхозе 35% урожая плодов убрано за 7 дней. За сколько дней будет убрано 50% урожая при тех же темпах работы?

- Самоконтроль - провести решение задачи нахождением процента убранного урожая за 1 день в обоих случаях.

2. Кроссворд чаще использую при решении уравнений Ребус "Решение линейных уравнений" 5 класс

Вместо переменных вписать числа, которые являются, корнями уравнений.

3. Кодированные примеры - большое поле деятельности для связи с другими предметами.

В день рождения А.С.Пушкина мы с детьми с помощью этих кодов повторили большую часть биографии А.С.Пушкина.

НАПРИМЕР: Повторяем лицейских друзей Пушкина - решить цепочку примеров устно.

4. Работа с перфокартой (выбор ответов). Из предложенных ответов ребенок, решая, получает нужный ответ и проверяет себя по полученному рисунку .

Тема: Коррекция знаний по теме “Умножение дробей”.

Работает с учителем от 60%

5. Примерная оценка искомых результатов.

Почему число 26% которого равны 20,41 должно быть примерно равно 80. Найти это число.

Выполним прикидку, для чего найдем число, 25% которого равны 20, но 25% это 1/4, поэтому, увеличивая 20 в 4 раза, выясним, что искомое число должно быть примерно равно 80. Теперь находим 20,41:0, 26=78,5

При таком подходе изучения математики у ребенка вовремя вскрываются пробелы в знаниях и умениях, они сразу ликвидируются. У обучающегося появляется радость от верно выполненного задания (надо видеть их глаза и их радость в этот момент). Детям дальше хочется заниматься математикой.

Знания, полученные при таком подходе обучения, достаточно прочные, что проверяется и при итоговых работах, и при входном контроле остаточных знаний в начале года.