Здоровьесберегающие технологии и профилактика вредных привычек у учащихся
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одной из наиболее значимых проблем современного образования. Важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитывать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осозн
анной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни [2].Что такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).
Щедрина А. Г. предлагает такую формулировку: "Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции".
Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек [3].
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как основу здоровьесберегающей педагогики - одну из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья.
К выводу о том, что получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то к 10-11 классу эти отклонения достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, оно выражается в агрессивности и депрессии в результате чего снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, повышается заболеваемость [1].
Проведя анализ о неудовлетворительной организации обучения, врачи выявили некоторые из причин "школьных болезней", приводящей к нарушению здоровья:
недостаточная освещённость кабинетов;
неправильная форма и размер ученических столов и стульев;
перегрузка учебными занятиями как в учреждении, так и выполнение большого количества домашнего задания по всем предметам;
большой объем принадлежностей в рюкзаках (книги, тетради, ручки, карандаши, фломастеры, и т.д.) для занятий на каждый день.
Так же добавилось и много других недостатков. Появилось и широко используется понятие “личностно-ориентированное образование”, в рамках которого разрабатываются и внедряются в учебную практику инновационные технологии. У педагогов появился большой стимул по внедрению инновационных технологий. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании, к ребенку предъявляют жесткие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
Во-первых, это связано с высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма ребенка.
Во-вторых, в образовательных учреждениях с большей вместимостью более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков занятий, в 2-5 раз выше простудная заболеваемость.
В современных условиях усилилась роль "внутришкольных факторов": интенсификация обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, снижение двигательной активности [2].
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:
стрессогенные технологии проведения занятий и оценивания знаний учащихся;
недостаток физической активности, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья детей;
перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление;
невозможность или неспособность многих педагогов в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к детям в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья и др.
Таким образом, каждому педагогу, администрации образовательного учреждения необходимо создать организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, а педагогу - технологию работы на занятиях, чтобы составить сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Необходимо разработать и реализовывать программы (проекты) по здоровьесберегающим образовательным технологиям, для родителей учащихся проводить консультации по вопросам здоровьесбережения и профилактике вредных привычек у учащихся, для педагогов - обучающие семинары по данной тематике. Педагоги должны освоить приёмы профилактики нервно-эмоционального напряжения и нетрадиционных методов оздоровления.
Основные объекты внимания по профилактике заболеваний и здорорвьесберегающих технологий - условия для получения достаточной физической нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима дня детей, для этого требуется консолидировать силы всех участников образовательного процесса - администрации учреждения, педагогов, психологов, родителей и самих обучающихся [2].
В дополнительном образовании Образовательные общеразвивающие программы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся (объем, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся).
Используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
санитарно-гигиенические,
психолого-педагогические,
физкультурно-оздоровительные.
Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:
критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете;
к психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам;
физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми педагогами, особенно с детьми младшего школьного возраста. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек - вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий. Так, например, точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Физкультминутки и динамические паузы можно проводить в форме игры. Все действия выполняются под стихотворный текст или под песенку, музыку. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.
Время начала физкультурной минутки определяется самим педагогом. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута занятия.
С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:
состав упражнений должен зависеть от особенностей занятия, какой это вид деятельности;
обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне;
преобладание на занятиях положительных эмоций;
педагогу необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать детей в другой режим деятельности.
Находясь в образовательном учреждении, дети испытывают напряженность, поэтому учащиеся любят такие паузы и с удовольствием повторяют все упражнения за педагогом. Выполняя эти несложные упражнения вместе с учениками, мы прививаем им полезную для здоровья привычку - делать зарядку, помогаем им "переключится" и снять напряжение.
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее [3].
Здоровый ребёнок - главная задача ближайшего и отдалённого будущего.
Литература
https//
https//