• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Ключи от города Владимира /познавательное занятие в старшей группе/

Дата публикации: 29.06.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Владимирская область Собинский район Вышманово д Сысоевская ул 7 д

Файл публикации





Познавательное занятие в старшей группе «Ключ от города Владимира»

Воспитатель: Максимова И. С.

МБДОУ Собинского района детский сад №9 «Родничок»

д.Вышманово.

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей об основании Владимира, о его гербе. Закрепить в речи названия городов Владимирской области. Пополнить активный словарный запас (старожил, закомары, портал). Вызвать интерес к изучению истории родного города.

Материал: письмо. Карточки с изображением предметов, в названиях, которых первые звуки составляют слово «старожил». Бумажные буквы С, Т, А, Р, О, Ж, И, Л. План путешествия с условными обозначе

иями станций. Схема расположения ворот в древнем городе Владимире. Иллюстрации с изображением Успенского собора, панорамы древнего Владимира, штурма города монголо- татарами. Элементы собора, вырезанные из картона. Гербы городов Владимирской области и Владимира. Вырезанный из картона старинный ключ. Карточки с изображением продуктов (пища русичей и современных россиян). Строительный камень, старинные монеты, зерна пшеницы, клок шерсти, хлеб круглой формы, сосуд с ладаном.

Ход занятия

Воспитатель: сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте зашифровано слово, обозначающее того, кто нам его написал. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображенных на карточках. Выставляет карточки с изображением стула, тюльпана, арбуза, ручки, облака, жука, иглы, лука. Дети называют предметы и первые звуки в словах. Воспитатель выставляет бумажные буквы под соответствующими карточками.

Воспитатель: Какое слово получилось? («Старожил») Что оно означает? (Предположение детей) Старожил—человек, который много лет прожил в одном месте, селе или городе и знает его историю. Вот такой старожил и написал нам письмо. Послушайте, о чем оно.

«Дорогие наши друзья! Скоро вы станете совсем взрослыми и , наверное, будете путешествовать по всему свету. Однако любой человек сначала должен узнать свою малую родину, её историю. Приглашаю вас в путешествие в прошлое нашего родного города на машине времени. Останавливаясь в пути на каждой станции, вы узнаете много интересного, а выполнив сложные задания, получите ключ от ворот Владимира. Удачи вам!».

Если нас приглашают в путешествие, да еще на фантастической машине, не будем терять время и сразу отправимся в дорогу.

Город чудный, город вечный

Приглашает на порог.

Зажигай, Владимир, свечи,

Выноси гостям пирог.

(Вывешивает план путешествия).

Первая станция на нашем пути— «Ехал князь – создал Владимир».

Чудесные здесь были тогда места: зверя всякого в лесах видимо- невидимо, рыбы в реках—хоть руками лови.

Случилось так, что проезжал по этой земле со своей дружиной князь Владимир Мономах. Заложил он город- крепость на высоком левом берегу Клязьмы и назвал его своим именем. (Демонстрирует иллюстрацию).

А теперь представьте, что мы попали в город- крепость тех лет. Каждый горожанин стремился иметь свой дом и двор. К постройке дома относились очень тщательно. (Выкладывает строительный камень, монеты, зерна, клок шерсти, хлеб, сосуд с ладаном.) Назовите эти предметы. (Ответы детей). Их закладывали между камнями в основание будущего дома. Для чего? Монеты—чтобы в доме было богатство; зерна, хлеб—для домового, чтобы хорошо охранял; шерсть—чтобы в доме тепло было, а ладан—для святости. Все дома были построены из толстых бревен и огорожены глухими заборами.

Вот и вторая станция—«Золотые ворота».

В те времена русская земля страдала от набегов монголо-татар. «Катился на Русь за набегом набег из края степного, горячего»,-- так говорится об этом в древней рукописи.

Когда враги подступили к Владимиру, их поразила мощь оборонительных сооружений. Четыре дня готовились они к штурму. Сначала хан Батый попытался завладеть крепостью без боя, обещая всем пощаду. Но владимирцы отказались.

В воскресение враги начали штурмовать город. Тяжелые камни и огонь полетели на деревянные укрепления южнее Золотых ворот, затем возле Ирининых ворот, около Волжских. Через пробоины захватчики хлынули в крепость. Княжеская семья, духовенство и часть жителей города смогли укрыться в стенах Успенского собора. Взять собор враги не смогли, поэтому обложили стены хворостом и подожгли его. Находившиеся внутри собора люди погибли от огня и дыма, но не сдались.

Как мало знаем нынче мы о них,

О тех, погибших в той кровавой тризне!

Ведь в те года сгорело столько книг,

А книги—тоже продолженье жизни.

Город был сожжен дотла.

Перед вами недорисованная схема города. Вам нужно расположить ворота там, где они находились раньше.

Дети дорисовывают ворота и соединяют их одной линией- «крепостными стенами». Затем повторяют за воспитателем названия ворот: Волжские, Торговые, Золотые, Ивановские, Серебряные, Иринины, Медные.

Воспитатель. Третья станция—«Разминкино».

Дети вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки и выполняют различные движения.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, легкий ветерок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель. Молодцы! А вот и четвертая станция—«Маленький зодчий».

Прошли годы. Жители Владимирской земли восстановили свой главный город. Он стал еще красивее. Золотые, синие со звездами, сахарно-белые, розовые купола, маковки, башенки делали город похожим на сказочный терем. А создавали эту красоту зодчие. Так в старину называли архитекторов.

Сейчас и вы сможете попробовать себя в роли зодчих. Из отдельных элементов составьте собор. Не забывайте, что соборы строились по строгим правилам, нарушать которые было нельзя. (Вывешивает иллюстрацию с изображением Успенского собора. Показывает и называет части постройки).

Основанием сооружения служит подошва. Затем возводят портал, над ним—пояс. Потом следуют закомары. И все венчает глава.

Убирает схему. Дети составляют изображение собора из картонных элементов.

Воспитатель. После работы можно и отдохнуть на пятой станции «Пир на весь мир.»

Пировали на Руси!

Ой, помилуй и спаси!

Сядут есть Степан с Иваном,

Глядь—уже и нет барана.

Глеба позовут, дружка,

Уплетут втроем быка,

Щей ведро, бадью грибочков,

Пироги и каши бочку,

Вслед—блинов большую горку

С медом, маслом и икоркой.

Выпьют кваса… и к соседу

Неспеша идут обедать.

Это конечно шуточное стихотворение. А что же на самом деле ели русичи и чего они не ели? Отберите продукты питания, которых не было у наших далеких предков.

Дети выбирают из предложенных воспитателем карточек те, на которых изображены сахар, картофель, кофе, шоколад, бананы и т. д.

Воспитатель. Вот мы и добрались до последней станции— «Загадкино».

У каждого города есть герб. На гербе Владимира на красном щите стоит царь зверей—лев. У него на голове корона. Опирается лев на крест. Все это символизирует княжескую власть, опирающуюся на православную веру.

(Выставляет гербы городов Владимирской области и Владимира).

Найдите герб Владимира. (Дети выполняют задание). А теперь отгадайте, о каких городах Владимирской области идет речь? (Читает стихотворения и демонстрирует соответствующие гербы.)

Слабнут руки,

Вязнут ноги,

Не видать пути-дороги.

Где уж тут до праздника,

Как проехать в …(Вязники)?

Что за город манит вдаль?

В нем и удаль, и печаль.

Сокол светлый на гербе.

Он знаком тебе и мне. (Суздаль)

Старый город: ах и ох!

Может, жил там царь Горох?

Может, княжич-удалец

Основал..(Гороховец)?

Жили были племена,

Прозывались мурома.

На реке Оке стояли,

В честь их город называли.

На гербе том калачи

Пышут жаром из печи.

(Муром.)

Между Унжой и Окой

Стоит город удалой,

Славен ярмаркой богатой

И рассыпчатой мукой.

В чистом поле у реки

Кружит ветер ветряки.

Город этот называют

Так красиво… (Меленки).

Жили здесь князья Ковровы,

Были добры, не суровы.

Для охотников тут рай:

Изобилен зайцем край.

На гербе они сидят,

Тайну города хранят.

(Ковров).

Вы справились почти со всеми заданиями. Осталось последнее:

Вспомните пословицы о родине.

Дети.

За край свой насмерть стой.

Где родился, там и сгодился.

Дома и стены помогают.

Всякому зерну своя борозда.

Всякому мила своя сторона.

Воспитатель. Теперь вы достойны получить ключ от города Владимира. Помните, что никогда он не переходил в руки врагов. Берегите его, чтобы передать потом вашим детям—будущим владимирцам.