Познавательное занятие в старшей группе «Ключ от города Владимира»
Воспитатель: Максимова И. С.
МБДОУ Собинского района детский сад №9 «Родничок»
д.Вышманово.
ЦЕЛЬ: обобщить знания детей об основании Владимира, о его гербе. Закрепить в речи названия городов Владимирской области. Пополнить активный словарный запас (старожил, закомары, портал). Вызвать интерес к изучению истории родного города.
Материал: письмо. Карточки с изображением предметов, в названиях, которых первые звуки составляют слово «старожил». Бумажные буквы С, Т, А, Р, О, Ж, И, Л. План путешествия с условными обозначе
иями станций. Схема расположения ворот в древнем городе Владимире. Иллюстрации с изображением Успенского собора, панорамы древнего Владимира, штурма города монголо- татарами. Элементы собора, вырезанные из картона. Гербы городов Владимирской области и Владимира. Вырезанный из картона старинный ключ. Карточки с изображением продуктов (пища русичей и современных россиян). Строительный камень, старинные монеты, зерна пшеницы, клок шерсти, хлеб круглой формы, сосуд с ладаном.Ход занятия
Воспитатель: сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте зашифровано слово, обозначающее того, кто нам его написал. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображенных на карточках. Выставляет карточки с изображением стула, тюльпана, арбуза, ручки, облака, жука, иглы, лука. Дети называют предметы и первые звуки в словах. Воспитатель выставляет бумажные буквы под соответствующими карточками.
Воспитатель: Какое слово получилось? («Старожил») Что оно означает? (Предположение детей) Старожил—человек, который много лет прожил в одном месте, селе или городе и знает его историю. Вот такой старожил и написал нам письмо. Послушайте, о чем оно.
«Дорогие наши друзья! Скоро вы станете совсем взрослыми и , наверное, будете путешествовать по всему свету. Однако любой человек сначала должен узнать свою малую родину, её историю. Приглашаю вас в путешествие в прошлое нашего родного города на машине времени. Останавливаясь в пути на каждой станции, вы узнаете много интересного, а выполнив сложные задания, получите ключ от ворот Владимира. Удачи вам!».
Если нас приглашают в путешествие, да еще на фантастической машине, не будем терять время и сразу отправимся в дорогу.
Город чудный, город вечный
Приглашает на порог.
Зажигай, Владимир, свечи,
Выноси гостям пирог.
(Вывешивает план путешествия).
Первая станция на нашем пути— «Ехал князь – создал Владимир».
Чудесные здесь были тогда места: зверя всякого в лесах видимо- невидимо, рыбы в реках—хоть руками лови.
Случилось так, что проезжал по этой земле со своей дружиной князь Владимир Мономах. Заложил он город- крепость на высоком левом берегу Клязьмы и назвал его своим именем. (Демонстрирует иллюстрацию).
А теперь представьте, что мы попали в город- крепость тех лет. Каждый горожанин стремился иметь свой дом и двор. К постройке дома относились очень тщательно. (Выкладывает строительный камень, монеты, зерна, клок шерсти, хлеб, сосуд с ладаном.) Назовите эти предметы. (Ответы детей). Их закладывали между камнями в основание будущего дома. Для чего? Монеты—чтобы в доме было богатство; зерна, хлеб—для домового, чтобы хорошо охранял; шерсть—чтобы в доме тепло было, а ладан—для святости. Все дома были построены из толстых бревен и огорожены глухими заборами.
Вот и вторая станция—«Золотые ворота».
В те времена русская земля страдала от набегов монголо-татар. «Катился на Русь за набегом набег из края степного, горячего»,-- так говорится об этом в древней рукописи.
Когда враги подступили к Владимиру, их поразила мощь оборонительных сооружений. Четыре дня готовились они к штурму. Сначала хан Батый попытался завладеть крепостью без боя, обещая всем пощаду. Но владимирцы отказались.
В воскресение враги начали штурмовать город. Тяжелые камни и огонь полетели на деревянные укрепления южнее Золотых ворот, затем возле Ирининых ворот, около Волжских. Через пробоины захватчики хлынули в крепость. Княжеская семья, духовенство и часть жителей города смогли укрыться в стенах Успенского собора. Взять собор враги не смогли, поэтому обложили стены хворостом и подожгли его. Находившиеся внутри собора люди погибли от огня и дыма, но не сдались.
Как мало знаем нынче мы о них,
О тех, погибших в той кровавой тризне!
Ведь в те года сгорело столько книг,
А книги—тоже продолженье жизни.
Город был сожжен дотла.
Перед вами недорисованная схема города. Вам нужно расположить ворота там, где они находились раньше.
Дети дорисовывают ворота и соединяют их одной линией- «крепостными стенами». Затем повторяют за воспитателем названия ворот: Волжские, Торговые, Золотые, Ивановские, Серебряные, Иринины, Медные.
Воспитатель. Третья станция—«Разминкино».
Дети вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки и выполняют различные движения.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, легкий ветерок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель. Молодцы! А вот и четвертая станция—«Маленький зодчий».
Прошли годы. Жители Владимирской земли восстановили свой главный город. Он стал еще красивее. Золотые, синие со звездами, сахарно-белые, розовые купола, маковки, башенки делали город похожим на сказочный терем. А создавали эту красоту зодчие. Так в старину называли архитекторов.
Сейчас и вы сможете попробовать себя в роли зодчих. Из отдельных элементов составьте собор. Не забывайте, что соборы строились по строгим правилам, нарушать которые было нельзя. (Вывешивает иллюстрацию с изображением Успенского собора. Показывает и называет части постройки).
Основанием сооружения служит подошва. Затем возводят портал, над ним—пояс. Потом следуют закомары. И все венчает глава.
Убирает схему. Дети составляют изображение собора из картонных элементов.
Воспитатель. После работы можно и отдохнуть на пятой станции «Пир на весь мир.»
Пировали на Руси!
Ой, помилуй и спаси!
Сядут есть Степан с Иваном,
Глядь—уже и нет барана.
Глеба позовут, дружка,
Уплетут втроем быка,
Щей ведро, бадью грибочков,
Пироги и каши бочку,
Вслед—блинов большую горку
С медом, маслом и икоркой.
Выпьют кваса… и к соседу
Неспеша идут обедать.
Это конечно шуточное стихотворение. А что же на самом деле ели русичи и чего они не ели? Отберите продукты питания, которых не было у наших далеких предков.
Дети выбирают из предложенных воспитателем карточек те, на которых изображены сахар, картофель, кофе, шоколад, бананы и т. д.
Воспитатель. Вот мы и добрались до последней станции— «Загадкино».
У каждого города есть герб. На гербе Владимира на красном щите стоит царь зверей—лев. У него на голове корона. Опирается лев на крест. Все это символизирует княжескую власть, опирающуюся на православную веру.
(Выставляет гербы городов Владимирской области и Владимира).
Найдите герб Владимира. (Дети выполняют задание). А теперь отгадайте, о каких городах Владимирской области идет речь? (Читает стихотворения и демонстрирует соответствующие гербы.)
Слабнут руки,
Вязнут ноги,
Не видать пути-дороги.
Где уж тут до праздника,
Как проехать в …(Вязники)?
Что за город манит вдаль?
В нем и удаль, и печаль.
Сокол светлый на гербе.
Он знаком тебе и мне. (Суздаль)
Старый город: ах и ох!
Может, жил там царь Горох?
Может, княжич-удалец
Основал..(Гороховец)?
Жили были племена,
Прозывались мурома.
На реке Оке стояли,
В честь их город называли.
На гербе том калачи
Пышут жаром из печи.
(Муром.)
Между Унжой и Окой
Стоит город удалой,
Славен ярмаркой богатой
И рассыпчатой мукой.
В чистом поле у реки
Кружит ветер ветряки.
Город этот называют
Так красиво… (Меленки).
Жили здесь князья Ковровы,
Были добры, не суровы.
Для охотников тут рай:
Изобилен зайцем край.
На гербе они сидят,
Тайну города хранят.
(Ковров).
Вы справились почти со всеми заданиями. Осталось последнее:
Вспомните пословицы о родине.
Дети.
За край свой насмерть стой.
Где родился, там и сгодился.
Дома и стены помогают.
Всякому зерну своя борозда.
Всякому мила своя сторона.
Воспитатель. Теперь вы достойны получить ключ от города Владимира. Помните, что никогда он не переходил в руки врагов. Берегите его, чтобы передать потом вашим детям—будущим владимирцам.