• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г.

  • Автор работы: Малая Алла Александровна

Дата публикации: 01.07.2019

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МАОУ гимназия №40

Населенный пункт: Калининград

Файл публикации





муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда гимназия №40 имени Ю.А. Гагарина

Рассмотрено

на заседании предметной кафедры

«_________________________________»

Протокол № ____ от «_____»______2018 г.

Заведующая кафедрой

__________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

«Согласовано»

Заместитель директора

__________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

«Утверждено»

Директор

____________________________________

Т.П.Мишуровская

Программа курса внеурочной деятельности

«Задачи с параметрами»

для учащихся 11-х классов

Автор: Малая А.А.

г. Калининград,

2017-18 год

Пояснительная записка

Данная программа является дополнительным этапом в обучении математике на профильном уровне на основе комплекта программ, объединенных единой целью и рассчитанных на учащихся старшего школьного возраста. При обучении по данной программе происходит овладение обучающимися основами математического мышления и математического аппарата на основе решения нестандартных задач олимпиадного характера, знакомства с незнакомым теоретическим материалом по следующим направлениям: уравнения с параметрами, неравенства с параметрами, применение производной, метод инверсий и областей.

Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и в современном обществе

Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Это позволяет переориентировать систему обучения математике, сделав ее современной и отвечающей новым психолого-педагогическим воззрениям.

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундаментальный характер. Выпускник, изучавший профильный курс, должен не только поступить в вуз, но и учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, в том числе связанными со статистикой.

Внеурочный курс 11 класса рассчитан на 60 часов, 2 часа в неделю. Как показал опыт моей работы, этого времени не совсем достаточно для решения основной задачи этого курса: подготовки к поступлению и продолжению образования в вузах, где математика является одним из профильных предметов. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию.

Преподавание курса строится как углубление и изучение тем не, предусмотренных программой основного курса по математике основной школы. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое мышление учащихся, дает возможность шире и глубже изучить программный материал, задачи повышенной трудности, разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Цели и задачи:

Цель данного курса состоит в том, чтобы познакомить школьников с основными типами задач с параметрами (уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, задачи, связанные с исследованием квадратного трехчлена, коэффициенты которого зависят от параметра, геометрические задачи, задачи на определение наибольшего и наименьшего значения функции, и т. д.). И познакомить с новыми, незнакомыми для него методами решений уравнений, неравенств и т.д.

К сожалению, в программах по математике задачам с параметром практически не отводится места, а, например, в учебнике для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса им отведено место только в 11-м классе. Между тем, задачи с параметрами можно и нужно использовать уже начиная с линейных и квадратных уравнений и неравенств.

При реализации рабочей программы курса решаются также следующие цели:

формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе

овладение математическими знаниями, владение научной терминологией, эффективное её использование; применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования.

сформировать навыки использования нетрадиционных методов решения задач; развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;

владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;

Задачи курса внеурочной деятельности

1. формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;

2. систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;

3. развивать математические способности учащихся;

.

Место курса в учебном плане

Внеурочный курс «Задачи с параметрами» рассчитан на 60 час (2 часа в неделю) для работы с учащимися 11 классов

Рабочая программа учебного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Учебного плана МАОУ гимназии № 40 на 2017-2018 учебный год.

Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г, Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.).

Кроме этого, рабочая программа предмета ориентирована на материалы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее(полное) общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

6) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

7) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

10) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

11) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;

12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) систематические знания о фигурах и их свойствах;

6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

- изображать фигуры на плоскости и в пространстве;

- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

- проводить практические расчёты.

Общая характеристика курса

Содержание программы внеурочной деятельности разработано на основе углублённого изучения математики, а также программы профильного обучения.

Программа внеурочного курса по математике является школьной вариативной составляющей математического образования для учащихся, имеющих высокую мотивацию к предмету и желающих пополнить знания с целью поступления в вузы на конкурсной основе. Особое значение при изучении спецкурса отводится усвоению методов решения задач №18 с параметрами, связанных с исследованием функций, математическим моделированием процессов политехнического и прикладного характера. Особое место уделяется решению нестандартных задач и методов.

В программе подчеркивается особая роль активизации процесса обучения при овладении материалом курса, которая должна быть обеспечена использованием проблемного изложения материала, подачей материала крупными блоками, использованием опорных конспектов, применением компьютерных технологий.

Данная программа наиболее полно формирует у учащихся знания и умения по математике, позволяет работать с дополнительным материалом. Учит учащихся самостоятельно добывать знания, свободно высказывать свои мысли, отстаивать точку зрения; формирует представление о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов: 1. Привести учащихся к пониманию того, что успех зависит от способности понимать для чего необходимо изучать специальные нестандартные и повышенной сложности математические задачи  2. Сформировать у учащихся навыки решения олимпиадных и конкурсных задач для интенсивной подготовки к вступительным испытаниям и поступлению в престижные Вузы. 3. Достичь повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, применении «нестандартного» мышления и методов обучения.

Список используемой литературы

1. Ю.И.Попов «Методы и приемы рещения уравнений и неравенств с параметрами. Из-во «Янтарный сказ», Калининград, 1997,

2. В.П. Супрун. Избранные задачи повышенной сложности по математике. В помощь студентам и абитуриентам. Минск, «Полымя», 1998 г.

3. Зорин В. В. Пособие по математике для поступающих в вузы. – 2-е изд., М.: «Высшая школа», 1969, 264 с.

4.Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике 10; Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2003. — 93 с.

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Математика»

№ урока п/п

Тема

Кол-во часов

11 класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Модуль «Алгебра»

60

Тема 1

Повторение 10 класса

10

1

Повторение. Преобразование графиков функций

2

2

Повторение. Уравнения первой степени, содержащие переменную под знаком модуля (метод интервалов, графический метод)

2

3

Повторение. Уравнения первой степени, содержащие переменную под знаком модуля (аналитический метод)

2

4

Повторение. Неравенства первой степени, содержащие переменную под знаком модуля (метод интервалов, графический метод)

2

5

Повторение. Неравенства первой степени, содержащие переменную под знаком модуля (аналитический метод)

2

Тема 2

Квадратный трехчлен

12

8

Использование графической интерпретации. Существование корнейквадратного трехчлена(использование свойств квадратичной функции).

1

9

Использование теоремы Виета (существование корней, знаки корней)

1

10

Уравнения второй степени (графический метод)

2

11

Уравнения второй степени (аналический метод)

2

12

Неравенства второй степени (графический метод)

2

13

Неравенства второй степени (аналический метод)

2

Уравнения с параметром, сводящиеся к квадратным

1

Квадратные неравенства с параметром и неравенства сводящиеся к ним

1

Тема 3

Иррациональные уравнения с параметром

4

Иррациональные уравнения с параметром

2

Иррациональные неравенства с параметром

2

Тема 4

Системы уравнений с параметром

4

Системы линейных уравнений

2

Системы уравнений второй степени

2

Тема 5

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром

8

Тригонометрические уравнения с параметром (графический метод)

2

Тригонометрические уравнения с параметром (аналический метод)

2

Тригонометрические неравенства с параметром (графический метод)

2

Тригонометрические неравенства с параметром (аналический метод)

2

Тема 6

Логарифмические уравнения и неравенства с параметром

8

Логарифмические уравнения с параметром

2

Логарифмические неравенства с параметром

2

Метод декомпозиции при решении логарифмических и показательных уравнений с параметром

2

Метод областей при решении логарифмических и показательных уравнений с параметром

2

Тема 7

Показательные уравнения и неравенства с параметром

4

Показательные уравнения с параметром

2

Показательные неравенства с параметром

2

Тема 8

Задачи с параметром в теме «Начала математического анализа»

4

Свойства функций (область определения и множество значений функции, монотонност)

2

Применение производной

2

Тема 9

Использование симметрии аналитических выражений

2

Тема 10

Решение задач ЕГЭ №18 различных видов и пробных вариантов.

4