• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Мой город Балахна»

  • Автор работы: Маслова Ольга Леонидовна

Дата публикации: 03.07.2019

Должность: Воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №2

Населенный пункт: Балахна

Файл публикации





Управление образования и социально-правовой защиты детства

Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Конспект

занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему:

«Мой город Балахна»

Автор :воспитатель

подготовительной группы №3

Маслова О.Л.

г.Балахна

2018г.

Программное содержание

Задачи

Познавательные:

Расширять представления детей о родном городе;

Познакомить детей с историей возникновения города Балахна, его названием, древними промыслами;

Подвести детей к пониманию и сравнению древнего города с современным;

Дать представление о промышленности современного города;

Составлять небольшой рассказ на основе имеющихся представлений об окружающем;

Уметь излагать свои мысли.

Развивающие:

Развивать потребность к ознакомлению с малой Родиной;

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свой город, желание сохранять и приумножать его богатства;

Расширять представления о самобытности жителей г. Балахна в прошлом и настоящем;

Развивать речь и мыслительную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории своего города;

Воспитывать у детей чувства любви, гордости и патриотизма к городу, в котором живут;

Желание сделать свой родной город ещё красивее.

Материал к занятию

Фонограмма «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Театральные шумы «Музыка полёта».

Иллюстрация герба г.Балахна.

Презентация с фотографиями промыслов древнего города, зданий, памятников современного города Балахна, макета Балахнинской крепости (из музея).

Рисунки детей на тему: «Моя Балахна».

Стулья и столы по количеству детей.

Стол для пособия.

Стул для воспитателя.

Предварительная работа

Экскурсия в музей города Балахна. (Дом Москвы)

Экскурсия в библиотеку.

Рассматривание фотографий с изображением города современного и древнего.

Чтение книг: М.Карташова «Вехи истории Балахны», Г.Строкин «Град Балахна»

Беседа на тему: «Балахна – Родина К.Минина».

Разучивание стихов о Балахне с детьми.

Тематическое занятие по рисованию на тему: «Наш город».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по нашей малой родине городу Балахна. Но начнем мы с вами разговор о России, страны, где мы родились.

(дети читают стихи)

Россия …как из песни слово

Берёзок нежная краса.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье-русская душа.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом Русь.

У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это место называется Родиной. Для многих из нас – это город Балахна Нижегородской области.

А кто- нибудь знает, откуда такое интересное название?

(Ответы детей)

Да много версий о происхождении названия нашего города – отсюда, можем сказать, что наш город очень древний.

(Ответы детей)

А кто скажет, сколько веков нашему городу?

(Ответы детей)

Ребята хотите совершить путешествие в далёкую древность нашей Балахны?

Итак, закроем глаза и представим себе, что мы оказались в далёком прошлом, когда ещё не было ни городов, ни деревень, ни сёл. (Фонограмма полёта)

Воспитатель:

Волга –матушка –река русская

Река русская, ты раздольная!

Ой, круты берега да у Волги той!

Ой, темны леса на крутых берегах.

А в лесах, а в борах, а в чащобах –то

Болот больших да маленьких тьма-тьмущая.

Вот мы и оказались в прошлом.

Давным-давно на территорию нашего края пришли люди, увидели это место, и оно им очень понравилось. И решили здесь остались жить.

Как вы думаете, почему именно это место выбрали люди?

Зачем людям была нужна вода?

(Предположительные ответы детей)

Вода – это реки, озёра, болота. Вот возле таких мест люди обнаружили, что вода в некоторых местах очень солёная.

Плыли по Волге реке два брата. Остановились отдохнуть, искупаться и лодку свою починить. Зачерпнули воду из болотины и поставили котёл на костёр. А пока чинили лодку, вода из котла испарилась и на дне оказалась соль. Тогда соль очень ценилась. На любом столе она занимала почётное место. О значении соли красноречиво говорят пословицы:

«Без соли хлебнее естся»

«Без соли стол кривой»

(Дети повторяют пословицы вместе с воспитателем).

Поэтому наши предки и облюбовали место для поселения.

А ещё, почему поселились люди?

(Ответы детей).

А для чего нужен лес?

Правильно, но времена тогда были неспокойные. Жителям часто приходилось обороняться от врагов, которые хотели захватить их земли и дома. Людям приходилось защищать своё жилище. Так появилась крепость.

Балахнинская крепость имела форму неправильного пятиугольника. Стены крепости были рублеными из сосновых брёвен. Всего имелось, девять башен. Четыре башни были проезжими – у них имелись ворота и сильное вооружение. Все они имели свои назначения: «Рождественская», «Петровска», «Петух» - сторожевая башня. Старинная Балахна, как и другие древние города, имела свой герб, который представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части щита изображён красный шагающий олень с черными рогами и копытами. А в нижней части – две красные коковы, «означающие собою знатное строение судов».

Жителей в крепости становилось всё больше и больше. Строились новые дома, и места в нутрии крепости стало не хватать. Тогда люди начали строить дома за крепостными стенами.

Селение росло и превратилось в город.

Проходили столетия. Город рос и развивался. Почти многие из старинных городов России были знамениты развитием того или иного ремесла, производством каких –либо продуктов или изделий. Жители Балахны брались за самые разнообразные ремесла.

Кто скажет нам, какие ремёсла прославили Балахну?

(Ответы детей)

История Балахны не забыта. Она сохранилась в стихах поэтов.

(Дети читают стихи)

Славный город Балахна

Балахон свой распахня

На крутом яру стоит

В луговую даль глядит.

Над рекою звон несётся,

Растревожив тишь лугов.

Сквозь лесную чащу рвётся

Звоном памяти веков.

Избы слажены надёжно

Из обхватного бревна.

И ведут дела усердно

Балахнинцы издавна.

Солевары возле Волги

Дымом – копотью чадят.

Рядом с нами на пригорке

Соль каленую калят.

Вдоль реки опило груды

Козлы дивные стоят.

На которых, у запруды

Из бревна доску пилят.

Час придет – на Волгу спустят,

В путь на них купцам идти.

Кружева, да соль пудами

В торг на Астрахань везти.

Стук коклюшек мелодичный

Бьют с утра в избе любой

Кружевной платок с узором

Глаз ласкает красотой.

Воспитатель: Мы с вами побывали в древней Балахне. А теперь вернемся в наше время.

(Фонограмма полета)

Вот мы и вернулись. Конечно, за сотни лет много испытаний пришлось перенести нашему народу и его жителям. Город был сожжен при нашествии татаро-монгол, которое отразил русский народ при царе Иване Грозном, а затем восстановлен. Нашествие поляков на нашу землю остановило ополчение, которое собрал земляк Козьма Минин с князем Пожарским. Но Балахна росла, процветала. Разрастались фабрики и заводы. Наш город становился краше.

Сейчас Балахна – город , с красивыми современными зданиями, промышленными предприятиями, современными домами. Но главным украшением города, по-прежнему, остаются старинные здания, храмы, памятники знаменитым балахнинцам. Они всегда будут нам напоминать об истории.

Предлагаю посмотреть на рисунки, которые мы рисовали.

Я знаю, вы любите гулять по городу с родителями, бывали в разных уголках нашей Балахны. Что вы можете рассказать о ней?

(Высказывания детей)

Скажите, ребята, а как называют жителей города Балахна?

Вы любите город Балахна?

За что вы любите свой город?

Крепко любите свой город, свою малую Родину. А знаете ли вы, пословицы и поговорки о Родине?

(Дети рассказывают пословицы и поговорки)

Родина любимая, что мать родимая.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Наша Родина воспета и в песнях, и в стихах. Краше нашей Родины места не найти. Мы здесь родились и живем, и будем продолжать делать дела наших отцов.

Это наша Родина, Российская страна.

Славными героями Родина сильна

Много рек у Родины, много гор, морей.

Всем ребятам хочется подрасти скорей.

И когда выходим мы утром на крыльцо,

Перед нами Родины доброе лицо.

А сейчас давайте посмотрим на нашу Балахну с высоты птичьего полета и полюбуемся ее красотой.

(Просмотр презентации).

Конечно же, какими бы мы с вами не были маленькими или большими, в каких бы мы местах не жили, но нас будет тянуть туда, где мы родились, где живут наши родители, т.е. в наш любимый город Балахна.

(Ребенок читает стихотворение)

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной зеленый двор.

Чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали о Балахне?