Дата: 16.11.2017
Предмет: русский язык
Тема урока: Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам
Цель урока: проведение наблюдений, повторение известного о глаголе и постановка учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные:
Выявлять глаголы по освоенным признакам, характеризовать и сравнивать их формы. Читать текст учебника, выделять и осмысливать нужные сведения. С помощью табли
ы выявлять опознавательные признаки времён глагола, пользоваться ими. Выполнять способ действия, необходимый для определения времени глагола. Ставить глаголы в указанную форму, сравнивать формы.Вести рассуждения по обсуждаемой теме, участвовать в диалогах и коллективной беседе.
Тип урока: Открытие нового знания
1. Организационный момент.
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Подарили друг другу улыбки и тихо сели.
2. Проверка домашнего задания
с. 91, № 232.
Котенок-шалун
Котёночек (Им. п.) (котик) за мухой (Т. п.) погнался. Потом цветок (цветик) (В. п.) лапой ударил. Схватил (схватка) цветок (В. п.), пожевал и выплюнул. Посидел (сидя) немного и вдруг тучу (В. п.) комаров (Р.П.) заметил.
- Сколько кадров сделаете по рассказу? (10 кадров.)
Он пополз (ползать) к ним, прыгнул, но не_поймал.
3. Актуализация знаний.
- Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка. А начать я его хочу со слов Якова Козловского
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Слово – это сила. И как в народе говорят: «Сначала думай, а потом говори» И эта пословица будет девизом нашего урока. Прочтите про себя пословицу. Объясните ее смысл.
- Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.
-Объясните орфограммы.
- В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
- О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)
-Назовите глаголы, которые встретились в пословице, определите грамматические признаки.
(думай, говори – ед. ч.)
4. Постановка и решение учебной задачи.
- Прочитайте тему урока. Можете что-то ответить на этот вопрос?
с. 93, № 233 – 235.
- Прочитайте совет авторов учебника.
ТПО, с. 7, № 233.
1. Дед бил – не_разбил. Баба била – не_разбила. Мышка бежала, хвостиком вильнула. Яичко и упало.
2. Одноглазка и Двуглазка всю ночь спали и ничего не видели. Ничего и не рассказали матери. А у Триглазки третий глаз всё видел. Он и сказал про корову, которая полотно наткала.
3. Сидит лиса и потихоньку говорит:
- Битый небитого везет.
- Что ты, лисонька, говоришь?
- А я говорю: битый небитого везет.
- В каких частях слова были опечатки? (В окончаниях.)
- Как, исправляя их, вы изменяли глаголы? (По лицам.)
- А с заменой букв что менялось в значении слов? (Грамматическое значение – менялось лицо говорящего.)
ТПО, с. 9, № 234.
- Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, почему сказки назвали сказками.
Сказки потому назвали сказками, что их раньше сказывали. Записывать их стали около ста лет назад.
- Выпишите однокоренные слова.
сказкисказывали
- Какие из слов – формы одного слова?
сказки сказками
- Формы какого слова?
сказка
- А какое слово является для них родственным?
сказывали
- К каким частям речи относятся эти слова?
(К именам существительным.)
-Какое ещё имя есть в этом отрывке?
(лет)
ТПО, с. 9 – 10, № 235.
- Найдите начальную форму глагола сказывали.
сказывать
- Выпишите её, а потом перейдите к вопросам и измените глагол так, как он подсказывает. Выделяйте изменяемую часть.
Нач. ф. сказывать
Изменение глагола
по числам и родампо числам и лицам
по _________________
что делали?(они) что делают?
сказывалисказывают
что делал?(я) что делаю?
сказывалсказываю
что делала?(он, она) что делает?
сказываласказывает
5. Закрепление изученного материала
с. 92, № 236.
- Прочитайте. Выпишите (в столбик) формы глагола с местоимениями (если они есть). Следите за изменением глагола, указывайте число, лицо, выделяйте окончание.
вы помните (мн. ч., 2 л.)
ты помнишь (ед. ч., 2 л.)
- Запишите начальную форму глагола.
помнить
6. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали об изменениях глагола?
- Оцените свою работу и свои знания по теме урока.
7. Домашнее задание.
с. 92 – 93, № 237.