• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Художественная литература о природе как средство воспитания экологически культурной детей дошкольного возраста. из опыта работы

Дата публикации: 15.07.2019

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: республика Башкортостан, г. Ишимбай

Файл публикации





Художественная литература о природе как средство воспитания экологически культурной детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен неб

ольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста.

Привлекая внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям которые происходят в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года, надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.

В нашей группе ведется работа по экологическому воспитанию дошкольников. Проводится работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, где дети ведут наблюдения, а затем участвуют в улучшении участка или мини-огорода и в конце работы видят свои результаты. Если мы идем в поход, то и та с детьми проводим беседу «Что мы можем сделать, чтобы наша полянка была ещё лучше?» (не ломать ветки деревьев, не бросать и не оставлять мусор во время похода).

Большое значение в экологическом воспитании имеет художественная литература, т.к. она более полно раскрывает явления природы и взаимосвязь человека с ней. В утренние часы и во вторую половину дня мы знакомим детей с писателями и их произведениями о природе, а затем беседуем с детьми.

Такие писатели как Мамин-Сибиряк, Чарушин, Пришвин, Бианки и многие другие посвящают свои рассказы природе, где раскрывают жизнь животных, птиц, растений.

Например, при чтении рассказа К. Чарушина « Сова» дети дополнили знания об этой птице, что она не приносить вреда человеку, а наоборот, уничтожает вредных насекомых и грызунов, что влияет на нашу экологию.

Когда детей знакомили с рассказами Бианки «Чей нос лучше», они узнали о том, что нос для птицы это главное, и что все птицы разные, непохожие друг на друга, нос им помогает выжить. И птицы приносят пользу окружающему миру.

При чтении рассказа К. Чарушина «Четыре желания» дети увидели изменения явлений природы при переходе одного времени года к другому.

Надо полагать, что умелое сочетание с непосредственными наблюдениями и деятельностью в природе поможет воспитать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.