• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Ролевая игра « Путешествие в страну картографию»

Дата публикации: 04.08.2019

Должность: учитель географии

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Брянск

Файл публикации





ФГКОУ « СОШ № 167»

Методическая разработка

Урок обобщающего повторения

Ролевая игра « Путешествие в страну картографию»

Учитель географии:

Адамович Марина Владимировна

Брянск – 18

Пояснительная записка

1.

margin-bottom: 0pt;">Автор (ФИО, должность)

Адамович Марина Владимировна, учитель географии и биологии.

2.

Название работы

План местности и карта

3.

Вид работы

Методическая разработка конспекта урока

4.

Предмет, УМК

География, урочная деятельность

5.

Педагогическая технология

Игровая

6.

Цель и задачи урока

Цель: обобщение знаний, диагностика знаний и умений по теме « План и карта»

7.

В ходе работы формируются компетенции:

Информационная:

Умение применять знания по теме в условиях игровых заданий;

Операции анализа и синтеза, отбора информации;

Навыки работы с картой, планом, с условными знаками

Коммуникативная:

Навыки взаимодействия, сотрудничества;

Умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения.

8.

Условия проведения

Ролевая игра проводится в классе на заключительном занятии по теме «План и карта»

9.

Возраст учащихся, для которых предназначен урок

6 класс

Тема: «План и карта».

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Форма проведения: Ролевая игра «Путешествие в страну картографию»

Оборудование: Физическая карта полушарий, карта Брянской области, глобус, магнитная доска, стеллаж с книгами и проектор.

Ход урока

Орг. момент (1 мин). Учитель просит ребят определить настроение в начале урока.

Вступительная часть учителя:

-Дорогие ребята, сегодня мы с вами, к сожалению, последний раз побываем в сказочной стране - картографии. Ещё раз встретимся с полюбившимися героями, - Королевой картографии, Планом местности, Географической картой и многими другими персонажами. На протяжении уроков они были с нами, помогали овладевать многими знаниями и умениями. А вы сегодня ребята должны порадовать их своими успехами в изучении темы «План и карта».

На первом уроке мы договорились составить к концу года сказочную книгу-презентацию, где будут отображены основные моменты нашего изучения физической географии. И вот сейчас перед нами только первая глава, которая называется «план и карта». (Слайд 1)

И так мы начинаем путешествие для этого мы с вами закроем глаза и полетели!!!

( Играет музыка, в это время ребята быстро надевают свои костюмы, учитель-королева картографии.)

3.Ролевая игра:

Королева картографии: - Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Как я рада видеть всех сегодня в моём царстве и ещё раз с вами пообщаться. А за хорошие и правильные ответы будете получать жетоны. И чем больше наберёте, тем будет выше ваша оценка!

(тихонько играет музыка)

… Труден путь к открытию, даже если до него надо сделать только шаг: раздвинут, скажем, ветки густого кустарника или заглянуть за выступ скалы, взобраться на дерево и оглядеться. Но что подскажет человеку сделать именно этот шаг? Конечно, знания. Так пусть это книга, ребята поможет вам приблизиться на шаг в изучении окружающего нас мира.

(Звучит музыка – королева открывает первую главу (Слайд 2), а в это время выходит План местности.)

План местности: представление на 1 мин.

- Мне очень жаль с вами расставаться.

-Не расставаться дядюшка «План местности», ведь ребята тебя не забудут, да и знаю о тебе много.

-А вот это мы сейчас проверим!

Магнитная доска. Условные знаки. (Игра «да» или «нет»! План местности задает вопросы, учащееся дают ответ «да» или «нет».)

Задания

1.Здесь изображены графические и рисованные знаки. (Да)

2.Простота изображения характерна для рисованных знаков. (Нет)

3.Условные знаки – это азбука карты и плана. (Да)

-Ну, что пока молодцы! А теперь давайте выполним моё письменное задание №1.

-А для этого ребята у каждого из вас есть карточка инструкция!

Подпишите свою фамилию и приступайте к работе!

-Вам необходимо заменить слова в рассказе условными знаками и изобразить их в прямоугольниках ниже рассказа. Даю вам 1минуту.

Далее план местности вызывает одного из учеников и просит на магнитной доске оставить только те знаки, которые встречаются в рассказе, и оценивает его ответ. (Слайд 3)

Масштаб: Преставление на 1 мин.+ задание №2 на карточке- инструкции.

-Я был очень рад повидаться с вами! До встречи!

(Королева перелистывает следующую страничку) (Слайд 4)

Компас: «Он в дороге пригодиться, с ним нигде не заблудиться».

Представление – 1 мин.

Задание (устно): Мальчик пошёл в лес за грибами и ушёл очень далеко. Возвращаясь, домой он сбился с пути и заблудился. «Сейчас бы мне компас подумал, - подумал он – тогда бы я дорогу домой быстро нашёл. Что необходимо знать для того чтобы с помощью компаса найти обратный путь?

(Надо знать, в каком направление шёл мальчик от деревни.)

-Я очень доволен вашей работой ребята! Но мне пора идти!

(Следующая страничка.) (Слайд 5)

Глобус: Представление + вопросы.

1.Почему ребята мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму?

(Эллипсоид)

2.А почему я шар? ( Разница всего 22км)

3.Кто впервые изготовил глобус? (М. Бехайн в 1492 году)

-Ребята он верен, но нуждается в дополнениях. Глобус M. Бехайна созданный в 1492 году считается основоположником глобусов, но из сохранившихся. А вот первый упомянутый в литературе земной глобус – Кратеса из Перганы, был создан во 2 веке до нашей эры. Однако ни сам глобус, ни его изображения не найдены.

(Следующая страничка) (Слайд 6)

Географическая карта: Представление 1 мин. (Чихает- простужена)

- Вижу знаете вы очень много. А вот знаете ли вы карту своей области? Умеете ли вы работать с ней? (карта лежит на столе)

1.В какой части области находится ваш населённый пункт?

2.Назовите 5 ближайших к вам населённых пунктов?

3.Определите направление от г.Брянска до г.Жуковка! Расскажите, как мы это определим!

4.Какая часть области наиболее приподнята над уровнем моря? Как вы это определите?

-Спасибо вам ребята, вы меня излечили от простуды своими ответами! До скорой встречи!

(Следующая страничка) (Слайд 7)

Градусная сетка: Представление 1 мин.

1.Можно ли в классе определить меридианы и параллели? Да. Каким образом?

2.А для чего вообще я нужна на географической карте? (Для определения сторон горизонта, расстояний и географических координат)

Географические координаты – что это такое? (Слайд 8)

Молодцы!

-А знаете ли вы что понятия «ширина» и «долгота» возникли ещё в глубокой древности. Интересно. Что названия географических координат – результат недоразумения. Древнегреческий учёный Гепарх живший во 2 веке до н.э, считал, что суша на земном шаре протирается с востока на запад почти в 2 раза больше чем с юга на север. Отсюда и неверные названия - «широта» и «долгота», но они укоренились и применяются до сих пор.

-А умеете ли вы определять географические координат? Давайте выполним задание №3 и №4 по карточки – инструкции.

Королева картографии: - Ребята задание №4 выполняется самостоятельно. После выполнения заданий на карточке-инструкции сдаем мне. ( Время выполнения 5 мин.)

- Ребята, мы сегодня говорили о героях сказочной страны – картографии. А что такое картография? Вы очень хорошо поработали. Давайте посчитаем количество жетонов, которое вы заработали на уроке? 7 жетонов-5, 5 жетонов – 4. Ну, а остальные далее зарабатывают свои баллы.

Рефлексия. Давайте попробуем проанализировать наш урок. Что получилось, а над чем еще предстоит работать? (Ребята высказывают свое мнение).

А в завершении нашего урока проверим сейчас настроение:

Урок окончен! Звучит музыкальная композиция.