ФГКОУ « СОШ № 167»
Методическая разработка
Урок обобщающего повторения
Ролевая игра « Путешествие в страну картографию»
Учитель географии:
Адамович Марина Владимировна
Брянск – 18
Пояснительная записка | ||
1. | margin-bottom: 0pt;">Автор (ФИО, должность) | Адамович Марина Владимировна, учитель географии и биологии. |
2. | Название работы | План местности и карта |
3. | Вид работы | Методическая разработка конспекта урока |
4. | Предмет, УМК | География, урочная деятельность |
5. | Педагогическая технология | Игровая |
6. | Цель и задачи урока | Цель: обобщение знаний, диагностика знаний и умений по теме « План и карта» |
7. | В ходе работы формируются компетенции: | Информационная: Умение применять знания по теме в условиях игровых заданий; Операции анализа и синтеза, отбора информации; Навыки работы с картой, планом, с условными знаками Коммуникативная: Навыки взаимодействия, сотрудничества; Умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения. |
8. | Условия проведения | Ролевая игра проводится в классе на заключительном занятии по теме «План и карта» |
9. | Возраст учащихся, для которых предназначен урок | 6 класс |
Тема: «План и карта».
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Форма проведения: Ролевая игра «Путешествие в страну картографию»
Оборудование: Физическая карта полушарий, карта Брянской области, глобус, магнитная доска, стеллаж с книгами и проектор.
Ход урока
Орг. момент (1 мин). Учитель просит ребят определить настроение в начале урока.
Вступительная часть учителя:
-Дорогие ребята, сегодня мы с вами, к сожалению, последний раз побываем в сказочной стране - картографии. Ещё раз встретимся с полюбившимися героями, - Королевой картографии, Планом местности, Географической картой и многими другими персонажами. На протяжении уроков они были с нами, помогали овладевать многими знаниями и умениями. А вы сегодня ребята должны порадовать их своими успехами в изучении темы «План и карта».
На первом уроке мы договорились составить к концу года сказочную книгу-презентацию, где будут отображены основные моменты нашего изучения физической географии. И вот сейчас перед нами только первая глава, которая называется «план и карта». (Слайд 1)
И так мы начинаем путешествие для этого мы с вами закроем глаза и полетели!!!
( Играет музыка, в это время ребята быстро надевают свои костюмы, учитель-королева картографии.)
3.Ролевая игра:
Королева картографии: - Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Как я рада видеть всех сегодня в моём царстве и ещё раз с вами пообщаться. А за хорошие и правильные ответы будете получать жетоны. И чем больше наберёте, тем будет выше ваша оценка!
(тихонько играет музыка)
… Труден путь к открытию, даже если до него надо сделать только шаг: раздвинут, скажем, ветки густого кустарника или заглянуть за выступ скалы, взобраться на дерево и оглядеться. Но что подскажет человеку сделать именно этот шаг? Конечно, знания. Так пусть это книга, ребята поможет вам приблизиться на шаг в изучении окружающего нас мира.
(Звучит музыка – королева открывает первую главу (Слайд 2), а в это время выходит План местности.)
План местности: представление на 1 мин.
- Мне очень жаль с вами расставаться.
-Не расставаться дядюшка «План местности», ведь ребята тебя не забудут, да и знаю о тебе много.
-А вот это мы сейчас проверим!
Магнитная доска. Условные знаки. (Игра «да» или «нет»! План местности задает вопросы, учащееся дают ответ «да» или «нет».)
Задания
1.Здесь изображены графические и рисованные знаки. (Да)
2.Простота изображения характерна для рисованных знаков. (Нет)
3.Условные знаки – это азбука карты и плана. (Да)
-Ну, что пока молодцы! А теперь давайте выполним моё письменное задание №1.
-А для этого ребята у каждого из вас есть карточка инструкция!
Подпишите свою фамилию и приступайте к работе!
-Вам необходимо заменить слова в рассказе условными знаками и изобразить их в прямоугольниках ниже рассказа. Даю вам 1минуту.
Далее план местности вызывает одного из учеников и просит на магнитной доске оставить только те знаки, которые встречаются в рассказе, и оценивает его ответ. (Слайд 3)
Масштаб: Преставление на 1 мин.+ задание №2 на карточке- инструкции.
-Я был очень рад повидаться с вами! До встречи!
(Королева перелистывает следующую страничку) (Слайд 4)
Компас: «Он в дороге пригодиться, с ним нигде не заблудиться».
Представление – 1 мин.
Задание (устно): Мальчик пошёл в лес за грибами и ушёл очень далеко. Возвращаясь, домой он сбился с пути и заблудился. «Сейчас бы мне компас подумал, - подумал он – тогда бы я дорогу домой быстро нашёл. Что необходимо знать для того чтобы с помощью компаса найти обратный путь?
(Надо знать, в каком направление шёл мальчик от деревни.)
-Я очень доволен вашей работой ребята! Но мне пора идти!
(Следующая страничка.) (Слайд 5)
Глобус: Представление + вопросы.
1.Почему ребята мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму?
(Эллипсоид)
2.А почему я шар? ( Разница всего 22км)
3.Кто впервые изготовил глобус? (М. Бехайн в 1492 году)
-Ребята он верен, но нуждается в дополнениях. Глобус M. Бехайна созданный в 1492 году считается основоположником глобусов, но из сохранившихся. А вот первый упомянутый в литературе земной глобус – Кратеса из Перганы, был создан во 2 веке до нашей эры. Однако ни сам глобус, ни его изображения не найдены.
(Следующая страничка) (Слайд 6)
Географическая карта: Представление 1 мин. (Чихает- простужена)
- Вижу знаете вы очень много. А вот знаете ли вы карту своей области? Умеете ли вы работать с ней? (карта лежит на столе)
1.В какой части области находится ваш населённый пункт?
2.Назовите 5 ближайших к вам населённых пунктов?
3.Определите направление от г.Брянска до г.Жуковка! Расскажите, как мы это определим!
4.Какая часть области наиболее приподнята над уровнем моря? Как вы это определите?
-Спасибо вам ребята, вы меня излечили от простуды своими ответами! До скорой встречи!
(Следующая страничка) (Слайд 7)
Градусная сетка: Представление 1 мин.
1.Можно ли в классе определить меридианы и параллели? Да. Каким образом?
2.А для чего вообще я нужна на географической карте? (Для определения сторон горизонта, расстояний и географических координат)
Географические координаты – что это такое? (Слайд 8)
Молодцы!
-А знаете ли вы что понятия «ширина» и «долгота» возникли ещё в глубокой древности. Интересно. Что названия географических координат – результат недоразумения. Древнегреческий учёный Гепарх живший во 2 веке до н.э, считал, что суша на земном шаре протирается с востока на запад почти в 2 раза больше чем с юга на север. Отсюда и неверные названия - «широта» и «долгота», но они укоренились и применяются до сих пор.
-А умеете ли вы определять географические координат? Давайте выполним задание №3 и №4 по карточки – инструкции.
Королева картографии: - Ребята задание №4 выполняется самостоятельно. После выполнения заданий на карточке-инструкции сдаем мне. ( Время выполнения 5 мин.)
- Ребята, мы сегодня говорили о героях сказочной страны – картографии. А что такое картография? Вы очень хорошо поработали. Давайте посчитаем количество жетонов, которое вы заработали на уроке? 7 жетонов-5, 5 жетонов – 4. Ну, а остальные далее зарабатывают свои баллы.
Рефлексия. Давайте попробуем проанализировать наш урок. Что получилось, а над чем еще предстоит работать? (Ребята высказывают свое мнение).
А в завершении нашего урока проверим сейчас настроение:
Урок окончен! Звучит музыкальная композиция.