• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Стилизованное изображение животных в стиле народных промыслов - Гжели и Дымки

Дата публикации: 09.08.2019

Должность: преподаватель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Камчатский край, г. Елизово

Файл публикации





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Елизовская детская художественная школа им. Лузина М. А.

«Стилизованное изображение животных

в стиле народных промыслов – Гжели и Дымки»

экспериментально-исследовательская работа учащихся (11 – 12 лет)

Выполнила группа учащихся

МБУ ДО ЕДХШ возраст 10-12 лет

lign: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;">Руководитель Пискунова Лариса Вячеславовна

преподаватель МБУ ДО ЕДХШ

г. Елизово 2017

Наименование раздела

Страницы

1

Введение

3

1.1

Постановка проблемы

3

1.2

Цели и задачи

3

2

Материалы и методика

4 - 5

3

Результаты и их обсуждение

5

3.1

Обзор литературы

5 - 6

3.2

Исследование. Стилизация формы. Экспериментальный подбор узора в зависимости от формы и объема деталей фигур животных.

6 - 9

3.3

Эксперимент. Опытное определение вязкости и плотности глиняного комка для создания устойчивой формы.

9 - 11

3.4

Эксперимент. Опытный подбор кроющего состава (грунта) для последующей росписи изделия.

12

3.5

Технология создания фигур животных из глины.

12

3.6

Технология грунтовки изделия и его росписи

13

4

Выводы

13

5

Список используемой литературы

13 - 14

6

Приложение. Фото готовых работ.

15 - 17

Введение

1.1 Постановка проблемы.

Мы занимаемся в художественной школе 2 года. За время своей учебы мы освоили несколько художественных техник работы с разными красками, с графическими материалами. Но иногда нам хочется создавать и что-то объемное. И вот появилась такая возможность: в предложенном нам для участия региональном конкурсе «Зеленая планета – 2017» оказалась номинация «Многообразие вековых традиций». Там можно было сделать из любых материалов объемное изображение животных, птиц, рыб и т.д., занесенных в Красную книгу. Изображения должны были быть в стиле народных промыслов.

Интереснее всего нам показались промыслы Дымковской игрушки и Гжели. Во –первых, потому, что мы любим лепить из глины; а во-вторых, потому, что нам нравятся праздничные цвета Дымковской игрушки и тонкие переходы синего в промысле Гжели.

Проблема состояла в том, что традиционно в этих промыслах изображались домашние животные и птицы, или обитающие на территории России. Нам же предстояло создать изображения животных, по форме и цвету не похожих на традиционные изделия русских народных промыслов.

Мы провели исследование имеющейся литературы по данному вопросу и провели ряд экспериментов. Результаты представляем в виде исследовательской работы.

1.2. Цели и задачи.

Цель: разработать технологию стилизации и методику создания нетрадиционных форм фауны в стиле традиционных народных промыслов.

Задачи:

Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу.

Провести эксперименты по стилизации форм животных.

Провести эксперимент по стилизации узора в зависимости от формы и объема деталей фигур.

Опытным путем определить вязкость и плотность глиняного комка для создания устойчивой формы.

Создать технологию создания фигур животных из глины.

Создать технологию грунтовки необожжённого изделия и его росписи.

2. Материалы и методика.

Исследовательская и опытная работа проводилась в классе-студии, расположенной в МОУ ДО ЕДХШ. Опыты и эксперименты проходили в декабре 2016 – январе 2017 годов.

В ходе исследования была изучена имеющаяся в ЕДХШ и в Елизовской районной библиотеке литература, использовались Интернет-ресурсы по направлению декоративно-прикладного творчества:

Дымковская игрушка. Сборник статей. – М.:Просвещение, 2004. – 463 с.: цв. илл. Сборник статей по историческому развитию промысла от истоков до современности.

Рос Д. Керамика. – М.: Аст – пресс книга, 2003. – 143 с цв. илл. Пособие для практических занятий с керамической глиной.

Федотов Г. Я. Школа ремесла. Глина и керамика. – М.: Эксмо, 2005. – 160 с., цв., ч/б илл. Пособие для практических занятий с керамической глиной.

Гжель. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 10 таблиц. Фото-таблицы с изображением наиболее часто встречающихся элементов росписи на предметах декоративно-прикладного и утилитарного назначения.

Лыкова И. А. Дымковская игрушка. – Дмитров: Карапуз, 2002. – 10 с.: цв. илл. Фото-таблицы с изображением наиболее часто встречающихся элементов росписи на предметах декоративно-прикладного и утилитарного назначения.

Межуева Ю. А. Сказочная гжель. – М.: Мозаика Синтез, 1999. – 14 с.: цв. илл.

Ярошенко Н. Азбука природы. – М.: Ридерз Дайджест, 1997. – 33 с.: цв. илл. Книга знакомит детей с разнообразием флоры и фауны, природными явлениями, структурой и экологическими законами Земли.

Schci.ru/dymkovskaya_igrushka

Perunica.ru./chistiy_ist/9507-dymkovskaya

Knowledge.allbest.ru/cut

Проведены следующие эксперименты:

Эксперименты по стилизации форм животных (карандашные зарисовки объемных форм, пробные макеты из пластилина)

Эксперимент по стилизации узора в зависимости от формы и объема деталей фигур (эскизы цветового и орнаментального поиска)

Опыт по определению вязкости и плотности глиняного комка для создания устойчивой формы (использование разных составов глины: смесь камчатской (п. Паратунка) и голубых глин ленинградской области в различных пропорциях.

Результаты опытов и экспериментов фиксировались в рабочих дневниках, делались зарисовки и эскизы, пробные макеты.

3.Результаты и обсуждение

Обзор литературы и информации из Интернет-ресурсов.

Во время мастер-классов, которые проводит наш преподаватель, мы создавали скульптурки из соленого теста, в технике папье-маше. Нам захотелось освоить работу с природной глиной.

Из литературы и Интернет-ресурсов мы узнали, что, во-первых, скульптура бывает разных видов: монументальная, станковая, декоративно-прикладная. По объемности тоже бывает разная: круглая, рельеф, барельеф и горельеф. Нас заинтересовали круглые (объемные) декоративно-прикладные скульптуры малых форм. Мы обратились к народному творчеству. Изучая процесс работы над созданием скульптурок из глины в стиле промыслов Дымки и Гжели, во-вторых мы узнали о том, что цвет глины влияет на ее качества и предназначение для того или иного изделия.

Например, пластичность природной красной глины позволяет использовать ее для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур. Белую глину используют для изготовления посуды, кафеля, предметов сантехники или поделок из глиняных пластин.

По своему составу глина применяется тоже по-разному:

Пористая керамическая масса представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Обжигается при низких температурах.

Майолика – легкоплавкая порода глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается, так же, при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Каменная керамическая масса состоит из шамота, кварца, каолина и полевого шпата. После обжига при 1100 – 1300 градусов, она становится прочной, водостойкой и несгораемой.

Глина для фарфора состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Не содержит оксида железа. При обжиге в 1300 – 1400 градусов изделие становится прозрачным.

Грубокерамическая шамотная глина используется для создания больших настенных панно и даже в строительстве, архитектуре малых форм, потому что дает небольшую усадку.

В нашем распоряжении была покупная голубая глина и природная глина из местного карьера Паратунковской зоны. Когда – то в нашей местности очень широко использовали свою природную глину: керамические цеха создавали посуду с символикой камчатского края и сувенирную продукцию. Сейчас этот промысел заброшен и забыт. Поэтому нам очень хотелось использовать в своих работах местную глину, чтобы попытаться возродить это ремесло в нашем районе.

Мы не знали, как местная глина поведет себя, но наши требования к ней: быть пластичной, хорошо держащей форму, при высыхании не растрескиваться.

Для того, чтобы достичь желаемого результата в нашем проекте по созданию скульптур малых форм, провели несколько экспериментов:

стилизация формы (наброски и эскизы);

стилизация узора в зависимости от формы и объема деталей фигур (цветовые разработки);

опытное определение вязкости и плотности глиняного комка для создания устойчивой формы (создание макетов, пробных фигурок).

3.2 Исследование. Стилизация формы. Экспериментальный подбор узора в зависимости от формы и объема деталей фигур

Материалы и оборудование: бумага, карандаш, ластик, краски гуашевые, кисти с синтетическим ворсом № 4, 2, 1.

Ход исследования:

Выполнить пробные упражнения элементов росписи выбранного промысла.

Найти в литературе изображения животного или птицы.

Выбрать изображение с наиболее выразительным ракурсом.

Нарисовать карандашом реалистичное изображение животного или птицы.

Видоизменить (стилизовать) реалистичное изображение в стиле выбранного промысла.

Заполнить стилизованный силуэт фигурки элементами узора выбранного промысла, так, чтобы орнамент не искажал, но подчеркивал объем и форму фигуры.

Выполнить рисунок в цвете, подбирая цветовую гамму узора и его характер, исходя из формы деталей скульптуры.

Результаты исследования:

Для стилизации реалистичных фигур животных необходимо упростить части тел до простых геометрических тел: для дымковской игрушки - до конусов, цилиндров, шаров. Для стиля Гжели – смягчить и округлить все формы, сохранив узнаваемость стилизуемых объектов.

Для того, чтобы узор не исказил внешнего вида форм животного или птицы, нужно учитывать размер и форму отдельных частей. Располагать крупные элементы узора надо на больших поверхностях, мелкие узоры - на небольших частях. Так же узор может подчеркивать конструктивное строение крыла или хвоста и т.д.

Эксперимент. Опытное определение вязкости и плотности глиняного комка для создания устойчивой формы.

Материалы и оборудование: дощечка для работы с глиной, глина природная из местного карьера, глина природная голубая, влажная салфетка, стеки, емкость с водой.

Ход эксперимента:

Имеющуюся в нашем распоряжении природную глину из местного карьера, предварительно очистили от камешков и растительных включений методом «отмучивания» (размачивание в воде).

Из готовой массы сделали пробный макет дымковской игрушки. Так как данная глина содержит некоторое количество песка, она достаточно «тощая» и держит форму недостаточно хорошо (фото 1). Не выдерживая собственный вес, фигурка «оплывает», нижняя часть ножек макета животного деформируется.

1 2

При уменьшении в составе глины количества воды, детали макета приобретали трещины (фото 2).

Чтобы улучшить состав местной глины, решено добавить к ней некоторое количество более «жирной» голубой глины, купленной в магазине. Пропорции голубой и местной глины определялись опытным путем.

Были созданы 3 замеса с пропорциями 1:3: 1:2; 1:1 и опробованы в макетных объемных заготовках.

3

(на фото 3 слева направо: голубая, смешанная и карьерная 1:2, местная глина)

4 5

6

Результаты эксперимента:

Соотношение 1 часть голубой и 3 местной глин не дало ожидаемого результата (фото 4). Соотношение 1 к 2 показало хорошие результаты (фото 5). Соотношение 1 к 1 стало бы идеальным, если бы не экономическая составляющая (фото 6). Поэтому был выбор был сделан в пользу соотношения 1:2, где 1 часть голубой глины, а 2 – местной. Такая смесь глин в изделии хорошо держит форму, не оплывает, не трескается и экономически выгодна.

Эксперимент. Опытный подбор кроющего состава (грунта) для последующей росписи изделия.

Материалы и оборудование:

Высушенные макеты глиняных заготовок, гуашь, строительный мел, клей ПВА, белая водоэмульсионная краска, кисти, банка с водой, ветошь.

Ход эксперимента:

Так как предстоит расписывать необожженную глину (ввиду отсутствия муфельной печи), состав грунта должен содержать клей. Подготовлены несколько составов грунта: 1) клей ПВА и мел, 2) клей ПВА и белая гуашь, 3) клей ПВА и водоэмульсионная краска.

Все три глиняные заготовки были покрыты опытными составами.

Результаты эксперимента:

Состав 1) клей ПВА и мел образовал на поверхности заготовки неровное покрытие в виде мелких песчинок не растворившегося мела.

Состав 2) клей ПВА и белая гуашь дал хорошие результаты, но местами наблюдалось размокание заготовки и попадание частиц глины в цвет белой краски.

Состав 3) клей ПВА и водоэмульсионная краска лег на заготовку ровно, без подтеков, поверхность заготовки ровная по цвету и фактуре. Этот состав полностью удовлетворяет наши требования к покрытию заготовок. К тому же, он более экономически выгоден.

Технология создания фигур животных из глины.

Очистить пригодную глину в сухом состоянии от посторонних включений переборкой вручную.

Залив сухую глину водой, дать ей отстояться, слить воду и довести до нужного состояния вязкости.

Смешать покупную (голубую) с природной глиной с в пропорциях 1:2

Довести смесь глин до однородности.

Подобрать оптимальный размер комка глины, исходя их своего замысла.

Опираясь на подготовленный эскиз стилизованного изображения, сделать основу фигуры животного или птицы.

Добавить к основе детали, позволяющие сохранить узнаваемость персонажа.

Разгладить поверхность изделия влажными пальцами, влажной мягкой кистью или влажной ветошью.

Поставить фигурку на просушку в затемненное место, прикрыв слегка увлажненной тканью.

Технология грунтовки изделия и его росписи

Высушенное изделие установить на лист плотной бумаги формата А4.

Приготовить смесь для грунта: клей ПВА и водоэмульсионная краска в примерной пропорции 1: 3 - 1:4

Покрыть изделие грунтом ровным слоем.

Просушить изделие.

При необходимости, можно слегка ошкурить поверхность изделия.

Пыль после ошкуривания стряхнуть мягкой кистью.

Изделия, стилизованные под выбранные промыслы имеют белый фон. Поэтому остается только нанести узоры на готовую поверхность.

Узоры наносить на изделие согласно разработанным эскизам.

Наносятся крупные элементы на больших плоскостях.

Наносятся мелкие элементы узора на маленьких плоскостях.

Выводы

Имея навыки работы с другими пластическими материалами, такими, как соленое тесто, пластилин, мы легко справились с работой глиной.

Анализируя проведенное исследование и эксперименты по подбору узора в зависимости от формы и объема деталей фигур животных; опыты по определению вязкости и плотности глиняного комка; по подбору кроющего состава (грунта) для последующей росписи изделия, можно сказать, что это вполне доступная для нас техника.

Полученная нами в результате проведенных экспериментов техника работы с природной глиной из местного камчатского карьера позволяет сделать качественное изделие, обладающее художественными качествами.

Литература

Дымковская игрушка. Сборник статей. – М.:Просвещение, 2004. – 463 с.: цв. илл. Сборник статей по историческому развитию промысла от истоков до современности.

Рос Д. Керамика. – М.: Аст – пресс книга, 2003. – 143 с цв. илл. Пособие для практических занятий с керамической глиной.

Федотов Г. Я. Школа ремесла. Глина и керамика. – М.: Эксмо, 2005. – 160 с., цв., ч/б илл. Пособие для практических занятий с керамической глиной.

Гжель. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 10 таблиц. Фото-таблицы с изображением наиболее часто встречающихся элементов росписи на предметах декоративно-прикладного и утилитарного назначения.

Лыкова И. А. Дымковская игрушка. – Дмитров: Карапуз, 2002. – 10 с.: цв. илл. Фото-таблицы с изображением наиболее часто встречающихся элементов росписи на предметах декоративно-прикладного и утилитарного назначения.

Межуева Ю. А. Сказочная гжель. – М.: Мозаика Синтез, 1999. – 14 с.: цв. илл.

Ярошенко Н. Азбука природы. – М.: Ридерз Дайджест, 1997. – 33 с.: цв. илл. Книга знакомит детей с разнообразием флоры и фауны, природными явлениями, структурой и экологическими законами Земли.

Приложение

«Беркут» Кира Ш. 11 лет

«Орешниковая соня» Полина П. 12 лет

«Оцелот» Татьяна Ф. 12 лет

«Большая панда» Владислава К. 11 лет

«Южноафриканский жираф» Ульяна К. 10 лет

«Красноногая говорушка» Алина Р. 10 лет

«Красный волк» Софья Ш.11 лет; «Суматранский носорог» Полина С. 10 лет