Кутузова Ирина Федоровна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №78» Россия г. Новосибирск
Урок по окружающему миру (3 класс) по теме «Семейный бюджет»
Аннотация
- познакомить с понятием «семейный бюджет», закрепить понятия: доход, расход, потребности, деньги; развивать речь учащихся, логическое мышление, расширять словарный запас учащихс
; воспитывать бережное отношение к вещам;Бюджет; доход; расход; налоги;
Урок по окружающему миру (3 класс)
Семейный бюджет
Цель:
- познакомить с понятием «семейный бюджет», закрепить понятия: доход, расход, потребности, деньги;
- развивать речь учащихся, логическое мышление, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать бережное отношение к вещам.
Ход урока
I. Организационный момент
II.
-Посмотрите вокруг себя. Что необычное вы заметили в классе? (шарики, гости).
- Почему сегодня щарики в классе? (урок-праздник)
- На шариках написаны буквы. Назовите слова, которые начинаются с данных букв, зная какой у нас урок.
Ребята называют слова. На доске появляются шарики с написанными словами. Дети говорят понятия.
Потребности – всё, что требуется людям для жизни;
Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги;
Расход – затраты денежных средств, материалов в целях удовлетворения потребностей;
Доход – приток, приход денежных средств, материалов;
Налоги – установленные законом обязательные платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству;
Бюджет – денежный план доходов и расходов.
- Что объединяет эти слова? (Все они по теме «экономика»).
- Что такое экономика? (Наука о ведении домашнего хозяйства).
- Назовите главную задачу экономики. (Удовлетворение потребности людей).
- Что такое бюджет? О каком бюджете мы говорили на прошлом уроке? (О государственном бюджете).
- Откуда государство получает доходы? (С налогов граждан, организаций)
- А вспомнить статьи расходов государственного бюджета помогут ваши рисунки. (Дети показывают рисунки и называют статьи расходов).
- Какие виды бюджетов вы знаете? ( сбалансированный, избыточный, дефицитный)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о семейном бюджете.
- Семья … какие слова приходят вам в голову, когда вы слышите это слово? (Дом. На доске появляется дом.)
РАСХОД
2300 2000
- Каким будет бюджет этой семьи? Почему?
- Могут ли купить мопед сыну в этой семье?
- Как ещё могут распорядиться этими деньгами? ( положить в банк и получать процент с вклада)
- Назовите доход этой семьи. Выберите из карточек другие семейные доходы. (рента, гонорар, банковский процент, прибыль)
- Назовите статьи расходов этой семьи. Выберите из карточек статьи расходов (уплата налогов, покупка машины, поездка в лагерь). (Карточки у каждого на столах).
- (Имя ученика), у вас в семье какая статья расходов касается твоего увлечения? (плата за секцию).
III. Физминутка (акробатический этюд)
IV.
- Каким будет семейный бюджет в разных семьях? (разным) Почему? (разные доходы- состав семьи и разные расходы)
В каждой семье разные доходы и расходы. У каждого человека свои потребности. Человек имеет много потребностей, а возможности их удовлетворить у него ограничены. Нужно научиться делать выбор.
Работа в группах – Определите, какой вид бюджета в семье. Исправьте ошибки в составленном семейном бюджете, чтобы он был сбалансированным.
(ответы каждой группы у доски)
Прочитайте пословицы на доске. Выберите пословицу, которая наиболее точно отражает тему урока:
1. Деньги счет любят (нужно рассчитать доходы и расходы).
2. Не в деньгах счастье (и в богатстве можно быть несчастным).
3. Копейка рубль бережет (без малого не будет большого; бережливость и расчет – путь к богатству)
V. Повтор. Итог урока. (опираясь на пословицу №2)
В дружной семье учитывают потребности всех членов семьи. Делают все возможное, чтобы доставить радость своим ближним, даже, если порой нет денег.
- Как можно доставить радость своим близким? (приготовить сюрприз, подарки, сделанные своими руками).
- Я тоже приготовила для вас сюрприз (убираю слово экономика, на этом месте висят конверты трех цветов: желтый, зеленый, оранжевый.)
- Если вы считаете, что сегодня вы работали отлично, отвечали на все вопросы и вам было интересно, возьмите сюрприз из желтого конверта.
- Если вы считаете, что работали хорошо, но не всегда чувствовали себя уверенно, возьмите сюрприз из зеленого конверта.
- Если вы считаете, что сегодня на уроке вы были только слушателем и зрителем, возьмите сюрприз из оранжевого конверта.
Прикрепляют бабочек на доску, возле шариков.
- Посмотрите на доску. Какая картина у нас на доске? (Бабочки летают, облака и веселый домик.)
- Какое настроение у вас? Что хочется сделать сейчас?
- Пусть песня станет приятным сюрпризом для наших гостей. (Поют песню.)
VI. Итог урока. Д/з: выполнить задание в тетради с печатной основой.
Бабочки забирают после звонка, гости на память могут взять бабочку.