• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Образ Петра Гринева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Дата публикации: 14.08.2019

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

Файл публикации





Передрий Витория Викторовна,

учитель русского языка и литературы школы №489

г.Санкт-Петербурга

ТЕМА: «Петр Гринев в системе образов романа»

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО(слайд №1)

Современный автор Василий Ян так говорил об исторических романах: «Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь». Думаю, это высказывание в полной мере относит

ся и к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Роман называют «духовным завещанием» писателя», он был напечатан в 4 книжке журнала «Современник» за 100 дней до гибели поэта. Н.В.Гоголь говорил, что в «Капитанской дочке все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».(слайд №2)

Когда вы впервые прочитали или услышали название романа, пожалуй, не могли подумать, что героем-рассказчиком окажется юноша, которому предстоит пережить «благие потрясения». Поскольку художественный мир романа дан в восприятии Гринева, то нам важно систематизировать изученный материал и рассмотреть образ Петра Гринева во взаимоотношениях с другими образами. Итак, тема урока: «Петр Гринев в системе образов романа».(слайд№ 3)

- Подумайте, какими должны быть цели нашего урока.

Цели урока:(слайд№ 4) систематизировать изученный материал по роману, выяснить, как формировался характер Петра Гриневав в отношениях с основными образами романа, понять, кто он и что он за человек

Основные этапы урока (слайд 5)

- Кто в романе рассказывает о событиях? Как называется такой герой? (герой -рассказчик)

- Вспомните, кто принимает участие в рассказанной им истории? (схема,(см. приложение) которая определяет логику урока). В центре Гринев, он окружен персонажами: родители, Савельич, Зурин, капитан Миронов и Василиса Егоровна, Маша Миронова, Швабрин, Пугачев, командующий гарнизоном в Оренбурге, Екатерина 2. (слайд №6…)

- Задание Соедините двумя линиями образ Гринева с основными персонажами (с которыми он встречается), одной линией – с второстепенными персонажами. С каким образом не соединили образГринева? С Екатериной 2. Ведь лично Гринев с ней не встречается)

(слайд №7)

- Задание А теперь внесите дополнения в схему 2:

над линией надписываем очевидные отношения или связи, под линией – скрытые чувства, которые герои испытывают друг к другу:

- Гринев – родители: над линией: честь=долг

под линией: любовь(слайд 8)

- Гринев – Савельич: над линией: барин – слуга

под линией: любовь(слайд 9)

- Гринев – Зурин: над линией – товарищи(слайд 10)

- Гринев – Капитан Миронов: над линией: начальник-

Василиса Егоровна подчиненный

под линией: семейные чувства

любовь(слайд 11, 12)

- Гринев – Маша: над линией: долг

под линией: любовь(слайд 13)

- Гринев – Швабрин: над линией: товарищи

под линией: ненависть (слайд 14)

- Гринев – генерал:начальник –подчиненный (слайд 15)

- Гринев – Пугачев: над линией: барин – слуга

вождь – пленник

под линией: симпатия (слайд №16)

- Не забываем, что тема нашего урока: «Петр Гринев в системе образов романа». Давайте выделим образы, детальное рассмотрение которых поможет понять, как, в отношениях с кем формировался характер Петра Гринева (слайд № 17)

- Учащимся было дано домашнее задание: выбрать образ романа и по предложенному в рабочих тетрадях плану в тетрадях для сочинений написать свои наблюдения над образом.

- Реализация домашнего задания (по плану в рабочей тетради к учебнику И.Сухих) проходит в течение урока: портрет персонажа; речь персонажа

поступки и качества персонажа

внутренний мир героя (слайд №18)

- Начнем с образа Савельича:

Фазиль Искандер поделился воспоминаниями о том, как он впервые услышал страницы пушкинской прозы: «Одно из самых очаровательных воспоминаний детства. появления Пугачева. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича...»

? Какую роль играет в романе образ Савельича? Какой смысл вкладывает автор в этот образ?

— А зачем Пушкину Савельич? (автор то и дело испытывает Петрушу, стлкивая его с Савельичем):

- встречей с Зуриным — Гринев этот поединок проигрывает, и неудивительно (эпизод в трактире) «Молчи, хрыч! — отвечал я ему, запинаясь

А затем... весь абзац отдан Савельичу! Вас это не удивило? А сам Савельич? Не многое ли он себе позволяет, отчитывая барина, вплоть до «И в кого ты пошел?»! Как разрешил Пушкин этот неожиданный мотив повествования — столкновение Петруши и Савельича? (в этом «внутреннем» поединке Гринев сразу же пасует перед Савельичем, чувствует вину перед ним и поначалу не смеет ему перечить, давая Савельичу возможность выговориться до конца, ни разу не перебивая его на протяжении пространной и едкой его «проповеди». «Мне стало стыдно», только и осталось признаться Петруше. И все-таки он еще пробует играть понравившуюся ему роль господина, напоминая Савельичу, что тот слуга и обязан «делать то, что ему приказывают». Но едва он отчитал Савельича, как тут же передает впечатление, произведенное на Савельича угрозами барина: «Савельич был так поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел». А чуть дальше: «Савельич заплакал», И, наконец, «Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом...»

- Итак, мы понимаем, что Гринев вглядывается в Савельича, чувствует его состояние, ему не по себе от обиды, причиненной Савельичу

— Что же вынудило Гринева обидеть Савельича? («...Хотел вырваться на волю и доказать, что уж не ребенок»).

- Гринев и Савельич с Вожатым (нравственное превосходство Гринева)

- Гринев и Савельич на «суде» Пугачева (самопожертвование Савельича)

- Гринев – Савельич по дороге в осажденную Белогорскуюкрепость (у Савельича оказалась хромая лошадь, Гринев вернулся, чтобы спасти)(слайд № 19)

- Поле беседы озвучивание ответов, выполненных по плану рабочей тетради к учебнику И.Сухих

- Какие ассоциации с другими литературными персонажами возникают при осмыслении образа Савельича?(слайд №20)

- Можно дополнить характеристику Савельича, просмотрев фрагменты из кинофильма В.Каплуновского «Капитанская дочка» (1958г.) и А.Прошкина «Русский бунт» (2000г.) (слайд №21…..)

- Какой из образов, по вашему мнению, ближе к пушкинскому Савельичу? (озвучивание ответов)

- Образ Пугачева.

-«Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринев, и царица Екатерина Вторая?», — я бы сразу ответила: «Вожатый». (слайд № 22)

-А вы задумывались ли над тем, какова роль Пугачева в романе? Как входит он в жизнь Петруши Гринева?(встречаются на дороге и расстаются на дороге)

- Сколько раз встречаются Пугачев и Гринев? (три встречи, в первой Гринев проявляет милосердие, во второй Пугачев милует Гринева, а третья – оба милосердны по отношению к Маше, сироте, которую обижают). Четвертый раз Гринев видит Пугачева на казни.

- После беседы озвучивание ответов, выполненных по плану рабочей тетради.

Выводы: слайды 23, 24 (поговорить о «масках Пугачева»)

- Работа с иллюстрациями (слайды №25, 26, 27, 28). В какой маске Пугачев на каждой из иллюстраций?

- Фрагменты эпизода «Суд Пугачева» из двух фильмов. Какой Пугачев производит более сильное впечатление? Чем?

- Образ Швабрина. Что вы можете сказать о Швабрине? (слайд № 30). Сопоставьте героев по следующим критериям:

- отношение к семье капитана Миронова;

- поведение на поединке;

- поведение во время захвата крепости «пугачевцами»;

- отношение к Маше Мироновой;

- поведение с Пугачевым (слайд № 31)

- Озвучивание домашнего задания.

Швабрин – антипод Гринева. Давайте зафиксируем их противоположные качества на схеме. Путь Швабрина – по нисходящей, путь Гринева – по восходящей. Учащиеся выполняют самостоятельно, затем открывается слайд №32

Вывод

Слайд №33….Швабрин с каждым поступком опускается все ниже и ниже и все время пытается «утянуть» за собой Гринева. Гринев ни разу не отступает от своего представления о чести и долге

- Образ Маши

- Не удивительно, что Маша предпочла Гринева Швабрину?

- Как Маша относится к Швабрину? (он для нее сложный, непонятный человек)

- К кому тянется ее душа? (ее душа проста и тянется к простому, понятному ей Гриневу). А чем похожи их судьбы? Предложить учащимся самостоятельно зафиксировать черты характера Маши в начале романа и в конце романа. Затем открыть слайд 34.

- Можно Гринева и Машу назвать людьми одного круга? (ищут мирной жизни, душевного покоя, в них есть сила, которая помогает преодолеть страх и выйти из этого испытания достойно, они умеют любить, жертвовать собой ради тех, кого любят.(слайд№35)

- Кем в душе Маши становится Гринев? (освободитель от Швабрина и Пугачева).Но как Гринев спасает Машу от Швабрина, так и Маша спасает Гринева от того же Швабрина(ведь это по его доносу Гринев оказывается под следствием)

- Кто помогает Гриневу? (Пугачев, играющий роль царя)

- А Маше? (Екатерина, играющая роль обычной женщины)

- Рассмотрите портреты Екатерины 2 . С какой Екатериной встретилась Маша в царскосельском парке? (Слайд№ 36)

В.Боровиковский «Екатерина 2 на прогулке в царскосельском парке», Ф.Рокотов «Парадный портрет Екатерины 2»

- После беседы озвучивание ответов, выполненных по плану рабочей тетради.

- Вывод любовь Маши стала для Гринева испытанием и превратила из недоросля во взрослого мужчину.Маша для Гринева - ангел-хранитель

- Какие литературные ассоциации и параллели возникают. Если мы вспомним героев других произведений? (слайд № 37)

- Подведем итоги: (слайд № 38)

Какой образ дан в развитии?

- В чем особенности образов романа?

Вывод: ». Человек в своей жизни часто оказывается перед выбором: «Быть с Богом или без него; быть преданным присяге и своему отечеству или предать присягу и отечество: беречь честь смолоду или погубить ее». Эти вопросы затрагивает в своем романе «Капитанская дочка А.С.Пушкин. Тема выбора, любви, милосердия – вот основные темы, которые затрагиваются в романе.

- Рефлексия: (слайд № 39)учащиеся дают короткие ответы на вопрос: «Nпричин, по которым обязательно нужно прочитать и даже перечитать в будущем роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»…… (ответы озвучить)

- Несколько слов о всероссийской акции «Живое издание»

-демонстрация ролика (ролик готов, ученики и учителя школы читают несколько предложений из романа; последний кадр «продолжение следует…»;

- вовлечение «зрителей» урока в проект: раздать карточки с текстом романа и попросить прочитать «на камеру»

Домашнее задание:(слайд № 40)раздать на карточках, ответить на вопрос по выбору:

- решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого – это жест отчаяния, последняя надежда или что-то еще? (ответ обоснуйте);

- во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Значит ли это, что девушка считает решение суда справедливым?

- почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринева? Почему императрица помиловала Гринева? Как Екатерина продемонстрировала свое расположение к отцу Петруши?