• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста

Дата публикации: 23.08.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Новгородская область г. Великий Новгород

Файл публикации





Стимулирование речевого развития детей раннего возраста

Речь не дается человеку от рождения. Она представляет собой одну из сложных высших психических функций человека, реализуется путём сложных систем органов артикуляции и деятельности головного мозга.

Речь необходима людям для передачи мыслей, чувств и воздействия друг на друга.

Взрослые должны создать ребёнку благоприятные условия для развития речи. И уже с первых дней жизни необходимо разговаривать с малышом, читать ему сказки, стихотворения, петь песни и вести диалог.

Чтобы ребёнок сам по собственной инициативе стал говорить должна сформироваться потребность в об

ении. Разговаривайте с ним в течение всего дня. Только путём подражания малыш овладевает речью. Первые слова возникают при взаимодействии со взрослым, желая получить что-либо, игрушку, вещь, ему необходимо назвать предмет. Как можно чаще взрослый должен повторять название предмета, чётко произнося его, чтобы ребёнок слышал правильное звучание. Малыш должен захотеть говорить и говорить правильно. Не желательно родителям употреблять упрощённые формы слов, но если используете, то можно их сопровождать правильными названиями.

Родители непременно должны хвалить своего ребенка, когда он пытается повторять имитацию звука, слога. Непременно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Ругать детей за неправильное произношение недопустимо. Родительская реакция на речь ребёнка должна быть уравновешенной, спокойной. Иначе малыш закроется, перестанет повторять и говорить новые звуки и слова. Все игры и развивающие занятия должны быть построены с учётом его возрастных особенностей, возможностей и самочувствия.

Процесс формирования речи будет быстрее если у ребёнка развивать кругозор. Жизнь малыша должна быть богатой на впечатления. Всегда необходимо удивлять, показывать что-то новое, рассказывать об увиденном или услышанном, что бы он захотел выражать свои эмоции и чувства. Давайте ребенку как можно больше информации об окружающем мире. Берите кроху с собой в новые места, знакомьте с разными людьми. Подробно и красочно описывайте, что он видит, слышит, чувствует и делает. Используйте в общении с ребёнком разного рода сенсорные предметы, игрушки разных форм и фактур, стимулируйте и максимально разнообразьте тактильные ощущения. 

Не только звуки родной речи помогают ребёнку быстрее заговорить, но и звуки музыки, природы, шум улицы, помогают концентрировать слуховое внимание и восприятие, различать, сравнивать. Обращайте внимание ребенка на различные объекты и предметы, которые издают звуки.

Также важно со стороны родителей развивать двигательную активность своего ребенка. Подвижные игры позволяют формировать ловкость, умение управлять своими движениями, а также это хорошая смена видов деятельности, после монотонной и трудной работы.

Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев) и речь неразрывно взаимосвязаны. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Благодаря чему любая активность, нацеленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. Существенным направлением в этом являются пальчиковая гимнастика и игры. Они способствуют концентрированию внимания, развивают ловкость рук, подвижность, а веселые стишки всегда очень эмоциональны, увлекательны, помогают снять нервное напряжение, переутомляемость. С помощью пальчиковых игр мозг ребенка овладевает большим объемом информации.

Обсуждайте со своим ребёнком, как он провел день в детском саду, с кем он познакомился, в какие его любимые игрушки, было ли ему страшно и др. После игры проговаривайте самые интересные моменты. Используйте наглядным материалом, так как детям тяжело воспринимать слова, оторванные от изображения. Почаще задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.

Речь — это результат работы мышц и органов речевого аппарата. И как любая другая мышца требует тренировки, так и речь в ней нуждается. Её необходимо развивать последовательными и регулярными занятиями.