• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Проектная деятельность, как мотивация к познанию

Дата публикации: 19.09.2019

Должность: учитель истории

Учебное заведение:

Населенный пункт:

Файл публикации





Организация проектной деятельности

в условиях реализации

ФГОС

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.

В связи с этим это требование стало являтьс

приоритетным и в ФГОС основного общего образования. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы с учащимися, способных реализовать сегодняшние запросы общества является метод проектов.

И так, чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над всероссийскими и региональными проектам.

Следовательно, перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Наличие единственно используемой, традиционной классно-урочной системы для ребёнка и его родителей на сегодняшний день не даёт выбора инструментария для образования

Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

В ходе овладения методом проектов ребята приобретают:

1) Овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности. Решить задачи проектов возможно различными путями, а это и создаёт условия для формирования индивидуальной образовательной траектории отдельно взятого ученика.

Таким образом, выполнение проектов во многом основано на формировании учащимся индивидуальной образовательной траектории в процессе их выполнения. Она является результатом взаимодействия учеников с образовательной средой и основана на реализации индивидуальных интересов, мотивов, выбранных самим школьниками действий поступков. Как следствие этого работа над проектами связана с личностным ростом школьника, развитием его познавательных потребностей, углубленным изучением учебного материала, а также личностным и профессиональным самоопределением.

2) Целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

3) Умение ставить проблему и поиски путей ее решения, которые инициирует активную мыслительную деятельность. И.Д. Чечель считает, что современный учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств школьников. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы.

4) Организации учебной деятельности учащихся строится в соответствии с определенными этапами проектной деятельности. Такая организация технологична. При этом конструирование учебный процесс строится не столько на логике учебного предмета, сколько на логике проектной и исследовательской деятельности учащихся.

5) Умение ориентироваться на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проектов должно иметь личностную или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно применить в практической деятельности. Важно, чтобы полученные результаты, новые знания и освоенные способы деятельности имели реальное практическое применение, иллюстрирующее, где и как они могут пригодиться в жизни.

6) Осознание необходимости использования синтеза знаний, способов деятельности для реализации проекта, часто с привлечение содержания из других учебных предметов (интегрированность знаний)

Вывод: Есть прекрасные слова К.Д. Ушинского: "Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения"

Проектная деятельность учащихся подтверждает эти слова. Поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени, отводят одно из ведущих мест в ООП образовательного учреждения проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Как оценить учебный проект?

Во-первых, об учителе: метод проектов, безусловно, только тогда успешен, если он идет от ученика. В моём случае это было так. Я поняла, что если возникает вопрос, то моё внимание необходимо, так как необходима поддержка, а в дальнейшем, как показала работа, и поощрение учеников. И так: без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Во-вторых, об учениках: работать над проектом могут только те дети, которые способны к планированию. А таких фактически нет! Одна из моих главных задач была – научить планировать. Им было трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи; искать пути их решения, осуществлять и аргументировать выбор; действовать самостоятельно (без моей подсказки); сравнивать полученное; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Но в результате нашей совместной деятельности, первое, что я увидела, это разную мобильность и активность своих учеников. Оттолкнувшись от идеи мы стали планировать, уточнив цели. Ребята включились в «добывание знаний». Определились с источниками информации: к интернет-ресурсам. У каждого по-своему прошёл процесс мотивации, рефлексия и собственная оценка себя. Ребята увидели, что они по-разному могут делать выбор и включаться в работу, осмысливать свой выбор и результаты собственной деятельности.

Самое важное, что не только дети оценили себя на этих этапах, но и я, как учитель. Я всех похвалила

В условиях введения ФГОС нового поколения в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что учащийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Я бы ввела текущую оценку за проект по основным этапам. Критериями оценивания должна считаться деятельность учащегося на данном этапе.

Какие типы проектов я использую:

Исследовательские проекты.

Они совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

От исследовательской деятельности учащиеся получаю творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Творческие проекты.

Они не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, рекламный буклет, видиофильмы.

Примеры:

Рекламный буклет «Правильное питание в школе и дома»

Рекламный буклет «Познай мир вокруг себя»

Игровые проекты.

Они также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Пример:

группа «За здоровый образ жизни»

Информационные проекты.

Они направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Большенство из них можно отнести к мини-проектам.

Примеры: доклады, сообщения – презентации: «Пять эпох жизни на Земле», «Птицы – краснокнижники», «Самые маленькие собаки».

Практико-ориентированные.

Эти проекты отличает самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

Примеры: проект «Мы против фастфуда», проект «Разные подходы к понятию термина «жизнь»

Главное достоинство проектной и исследовательской технологии – высокая эффективность процесса формирования у учащихся – будущих специалистов, в самых разнообразных областях: социальной, научно-технической и хозяйственной деятельности- интеллекта и важнейших способностей к самообразованию и саморазвитию.