Дата | Класс 8 | Предмет физика |
Тема урока | Тепловые явления. | |
Цели урока | Обобщение и систематизация знаний о тепловых явлениях. | |
Задачи урока | Образовательные: повторить понятия удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления вещества, удельной теплоты парообразования; физического смысла этих величин; формулы расчёта количества теплоты при нагревании, сгорании, плавлении, парообразовании; развивать навыки решения задач по примен ению формул.Развивающие : сформировать потребность в знаниях; систематизировать ранее изученный материал о тепловых явлениях через эксперимент; привлечь к проведению анализа, сравнения, формулировке выводов.Воспитательная: .расширить кругозор учащихся о тепловых явлениях в природе и его личных ощущениях, приучать к аккуратности во время работы с приборами и записями на доске и в тетрадях. | |
Тип урока | Систематизация. | |
Применяемая технология | Проблемно- исследовательская. | |
Образовательный продукт. | Обобщающая таблица " Визитная карта". | |
Оборудование. | Ноутбук, экран, проектор, презентация "Тепловые явления". Спиртовка, электрическая плитка, колбы, манометр, наждачная бумага, прибор по теплоёмкости, пробирка, вода, лёд, пробирко -держатель, весы, свеча, спички, тепло-приёмник, лампа накаливания, снег, соль, деревянный брусок смоченный водой, термометры, вата, психрометрическая таблица, метроном. |
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЦОРы |
Организа-ционный | Настроить кадет на урок. | Принятие рапорта о готовности класса к уроку. Прошу посмотреть на меня (стараюсь увидеть глаза всех ребят), глубоко вздохнуть и выдохнуть. | Сдают рапорт о готовности класса к уроку | |
Целеполо-гание | Определение цели урока. | Посмотрите на мой стол . Приборы вы уже многие видели. Они относятся к какой теме физики? Мы с вами эту тему изучили, контрольную работу и тест написали . И нас ждёт зачёт. А, следовательно, чем мы будем заниматься на уроке? | Отвечают на поставленные вопросы и формулируют цель урока: систематизировать знания, поработать с приборами, узнать ещё1 чего-нибудь новое. В тетрадях записывают тему урока.. | |
Повторе-ние | Организация деятельности учащихся для систематизации ранее полученных знаний через эксперимент. | Даются задания с последующей проверкой. 1.Решение задач из контрольной работы, часть "С" ( Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике. 8кл. О.И.Громцева, стр.30,№8; стр.36 ,№8). 2.Работа в порах: а) Выдаются две карточки: на первой написаны формулы тепловых процессов, на второй –названия процессов. Надо по названию процессов правильно подобрать формулы. б) Карточка "Установить стрелками соответствие между физическими величинами и их единицами". 3.Практическая работа по определению относительной влажности воздуха в данном помещении с помощью термометра и психрометрической таблицы.Вопрос:"Относительная влажность воздуха в кабинете сегодня нормальная? Если нет , то что надо сделать, чтобы человеку ,то есть учащимся было хорошо?" Работа с классом. Фронтальный опрос: 1.Привести примеры тепловых явлений. 2.О какой энергии мы будем говорить при тепловых явлениях? 3.Внутренняя энергия – это энергия чего? 4.Какие тела обладают внутренней энергией? 5.Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото, но кто? Или чудо, знамение? Римский поэт и философ Лукреций Кар (995-577до н.э.) писал в поэме "О природе вещей": " Ибо все вещи, как мы замечаем, становятся меньше И как бы тают они в течение долгого века, И похищает их ветхость из наших очей незаметно…" Пусть молекула будет, как точка типографского шрифта, тогда человек вырастет от Земли до Луны; палец вытянется от Москвы до Владивостока, волос увеличится в диаметре до 40м. Да они очень маленькие…Но частиц очень много. В 1см3-1027 штук. А внутренняя энергия складывается из энергии каждой частицы. Вывод из сказанного? 6.На экране формула. Вопрос: U=(Wп+Wк)×N. Что означает формула? Работая, вы растрачиваете свою внутреннюю энергию. А как вы её пополняете? Вот некоторые сведения, для поддержания вашего здоровья "на уровне"? Поглощая пищу, вы потребляете содержащуюся в ней внутреннюю энергию в следующих количествах: Хлеб-9000Дх/г, сахар-17000Дж/г , молоко-3000Дж/г мясо-7500Дж/г, картофель-4000Дж/г, масло-33000Дж/г. овощи и фрукты-600-2000Дж/г, яйцо-7000Дж/г. Работая вы расходуете энергию в следующих количествах (за 1час на 1кг массы человека): при подготовки уроков-6000Дж, при зарядке-16000Дж, при лежании-400Дж, при плавании-30000Дж, во время сна-4000Дж, при ходьбе-15000Дж. Не израсходованная энергия откладывается в жировом слое. 7.Вопрос: Можно ли изменить внутреннюю энергию? Если можно, то как? Опыт: Колба ,наждачная бумага, манометр, спиртовка. Записать закон математически. Как можно легко запомнить закон? Вопросы: а) привести примеры совершения механической работы; б) Что называется количеством теплоты? 8).Опыт: прибор по определению теплоёмкости вещества. Называются вещества. Вопрос: определите, где какое вещество. 9).Опыт: а)вода, лёд, пробирка и спиртовка. б) одинакового размера деревянный и металлический цилиндры, обворачиваются бумагой и держать над спиртовкой. Считают вслух удары метронома, когда бумага загорится. Вопрос: о чём говорит этот опыт? Какой процесс? Q=+с×m× Δt Значит 500Дж/кг x град С? 10.)Вопрос: Греет ли шуба? Сообщение, которое было задано заранее к этому уроку "Шерстяной покров и жировые прослойки у животных". 11).Опыт: Весы, горящая, свеча. Вопрос: Какой вид теплопередачи мы наблюдаем? Формула Q = q × m. 12).Вопрос: Что это значит? q=44МДж/кг? 13). Q= ƛ × m какой это процесс? Опыт: внутренний стаканчик калориметра со снегом с солью ставим на мокрую деревяшку.Вопрос:Почему примерзает? 14).Что это за процесс Q=L × m.? Вопрос:Чем можно обжечься сильнее при1000С водой или паром? Почему? 15).Опыт: кипение при низких температурах (Колба с кипящей водой, электроплитка, мокрая салфетка). Вопрос: От чего зависит температура кипения? 16).Сообщение, которое ученик готовил заранее". Роль испарения у животных". Проверка практической работы "влажность воздуха". 17).Сообщениео значении влажности воздуха. | 1.Два ученика решают на доске задачи. Работа выполняется на доске. По окончанию работы, вызывается ученик, который проверяет и красным мелом исправляет ошибки. Учащиеся класса записывают в тетрадях. Работу выполняет пара учащихся отдельно друг от друга, а потом сравнивают результаты. Отвечают на вопрос. С учащимися идёт беседа под девизом: "Сначала думай, а потом отвечай". Должны сделать выводы, что постепенно молекулы вещества забирались прихожанами при соприкосновениях. Вещества состоят из молекул, которые движутся и взаимодействуют. Ответ: Математи-ческая запись высказывания о внутренней энергии. Карточка-памятка выдаётся каждому ученику. Ответ: Два способа (совершение механической работы и передача тепла). ΔU= А+Q Ответ: Когда руки замёрзли, то их можно потереть или спрятать в тёплое место. Работа с таблицей по определению удельной теплоёмкости вещества. Ответ: о плохой теплопроводности воды и дерева. Запись в тетради. Ответ: конвекцию. Ответ :Формула процесс сгорания. Запись в тетради. Ответ : Формула процесса плавления. Запись в тетради. Ответ: Парообразование. Запись в тетради. Ответ: паром. Ученик готовился заранее. Ученик готовился заранее. | Презента-ция. Презента-ция. Презентация Презента-ция. Презентация. Презентация. Презентация. Презентация. |
3.Обобщение. | Обобщение материала урока, составлением таблицы. | Проверяем заполнение таблицы, остов ,которой был выдан каждому ученику. | Выполняют составление таблицы. | Ноутбук. |
Рефлек-сия. | Подведение итогов урока. | Выставляет оценки, корректирует итоги урока. | Формулируют свой итог урока. | |
Домаш-нее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Подготовиться к зачёту. Вопросы , задачи и зачётная карта даны заранее каждому ученику. | ||
Спасибо за урок. |
Таблица "Визитная карта"
№ | Название процесса | Что происходит | Постоянная величина, характеризующая процесс. | Формула ,описывающая процесс. | Страницы учебника, где описан процесс. |
1. | Нагревание | Вещество нагревается | С- удельная теплоёмкость | Q=+с×m× Δt | |
2. | Охлаждение | Вещество охлаждается | С- удельная теплоёмкость | Q=-с×m× Δt | |
3. | Горение | Вещество горит | q - удельная теплота сгорания топлива | Q = q × m. | |
4. | Плавление | Вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое. | ƛ – удельная теплота плавления | Q=+ ƛ × m | |
5. | Кристаллизация | Вещество переходит из жидкого состояния в твёрдое. | ƛ- удельная теплота плавления | Q=- ƛ × m | |
6. | Испарение | Вещество переходит из жидкого состояния в газообразное . | L – удельная теплота парообразования | Q=+L × m. | |
7. | Конденсация | Вещество переходит из газообразного состояния в жидкое. | L-удельная теплота парообразования. | Q=-L × m. |