• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Технологическая карта урока "Тепловые явления"

Дата публикации: 23.09.2019

Должность: учитель физики

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Комсомольск-на-Амуре

Файл публикации





Дата

Класс 8

Предмет физика

Тема урока

Тепловые явления.

Цели урока

Обобщение и систематизация знаний о тепловых явлениях.

Задачи урока

Образовательные: повторить понятия удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления вещества, удельной теплоты парообразования; физического смысла этих величин; формулы расчёта количества теплоты при нагревании, сгорании, плавлении, парообразовании; развивать навыки решения задач по примен

ению формул.Развивающие : сформировать потребность в знаниях; систематизировать ранее изученный материал о тепловых явлениях через эксперимент; привлечь к проведению анализа, сравнения, формулировке выводов.Воспитательная: .расширить кругозор учащихся о тепловых явлениях в природе и его личных ощущениях, приучать к аккуратности во время работы с приборами и записями на доске и в тетрадях.

Тип урока

Систематизация.

Применяемая технология

Проблемно- исследовательская.

Образовательный продукт.

Обобщающая таблица " Визитная карта".

Оборудование.

Ноутбук, экран, проектор, презентация "Тепловые явления". Спиртовка, электрическая плитка, колбы, манометр, наждачная бумага, прибор по теплоёмкости, пробирка, вода, лёд, пробирко -держатель, весы, свеча, спички, тепло-приёмник, лампа накаливания, снег, соль, деревянный брусок смоченный водой, термометры, вата, психрометрическая таблица, метроном.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОРы

Организа-ционный

Настроить кадет на урок.

Принятие рапорта о готовности класса к уроку. Прошу посмотреть на меня (стараюсь увидеть глаза всех ребят), глубоко вздохнуть и выдохнуть.

Сдают рапорт о готовности класса к уроку

Целеполо-гание

Определение цели урока.

Посмотрите на мой стол . Приборы вы уже многие видели. Они относятся к какой теме физики? Мы с вами эту тему изучили, контрольную работу и тест написали . И нас ждёт зачёт. А, следовательно, чем мы будем заниматься на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы и формулируют цель урока: систематизировать знания, поработать с приборами, узнать ещё1 чего-нибудь новое. В тетрадях записывают тему урока..

Повторе-ние

Организация деятельности учащихся для систематизации ранее полученных знаний через эксперимент.

Даются задания с последующей проверкой.

1.Решение задач из контрольной работы, часть "С" ( Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике. 8кл. О.И.Громцева, стр.30,№8; стр.36 ,№8).

2.Работа в порах:

а) Выдаются две карточки: на первой написаны формулы тепловых процессов, на второй –названия процессов. Надо по названию процессов правильно подобрать формулы.

б) Карточка "Установить стрелками соответствие между физическими величинами и их единицами".

3.Практическая работа по определению относительной влажности воздуха в данном помещении с помощью термометра и психрометрической таблицы.Вопрос:"Относительная влажность воздуха в кабинете сегодня нормальная? Если нет , то что надо сделать, чтобы человеку ,то есть учащимся было хорошо?"

Работа с классом. Фронтальный опрос:

1.Привести примеры тепловых явлений.

2.О какой энергии мы будем говорить при тепловых явлениях?

3.Внутренняя энергия – это энергия чего?

4.Какие тела обладают внутренней энергией?

5.Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото, но кто? Или чудо, знамение?

Римский поэт и философ Лукреций Кар (995-577до н.э.) писал в поэме "О природе вещей":

" Ибо все вещи, как мы замечаем, становятся меньше

И как бы тают они в течение долгого века,

И похищает их ветхость из наших очей незаметно…"

Пусть молекула будет, как точка типографского шрифта, тогда человек вырастет от Земли до Луны; палец вытянется от Москвы до Владивостока, волос увеличится в диаметре до 40м. Да они очень маленькие…Но частиц очень много. В 1см3-1027 штук. А внутренняя энергия складывается из энергии каждой частицы.

Вывод из сказанного?

6.На экране формула. Вопрос: U=(Wп+Wк)×N. Что означает формула?

Работая, вы растрачиваете свою внутреннюю энергию. А как вы её пополняете? Вот некоторые сведения, для поддержания вашего здоровья "на уровне"? Поглощая пищу, вы потребляете содержащуюся в ней внутреннюю энергию в следующих количествах: Хлеб-9000Дх/г, сахар-17000Дж/г , молоко-3000Дж/г мясо-7500Дж/г, картофель-4000Дж/г, масло-33000Дж/г. овощи и фрукты-600-2000Дж/г, яйцо-7000Дж/г.

Работая вы расходуете энергию в следующих количествах (за 1час на 1кг массы человека): при подготовки уроков-6000Дж, при зарядке-16000Дж, при лежании-400Дж, при плавании-30000Дж, во время сна-4000Дж, при ходьбе-15000Дж.

Не израсходованная энергия откладывается в жировом слое.

7.Вопрос: Можно ли изменить внутреннюю энергию? Если можно, то как?

Опыт: Колба ,наждачная бумага, манометр, спиртовка.

Записать закон математически.

Как можно легко запомнить закон?

Вопросы:

а) привести примеры совершения механической работы;

б) Что называется количеством теплоты?

8).Опыт: прибор по определению теплоёмкости вещества. Называются вещества.

Вопрос: определите, где какое вещество.

9).Опыт: а)вода, лёд, пробирка и спиртовка.

б) одинакового размера деревянный и металлический цилиндры, обворачиваются бумагой и держать над спиртовкой. Считают вслух удары метронома, когда бумага загорится.

Вопрос: о чём говорит этот опыт?

Какой процесс? Q=+с×m× Δt

Значит 500Дж/кг x град С?

10.)Вопрос: Греет ли шуба? Сообщение, которое было задано заранее к этому уроку "Шерстяной покров и жировые прослойки у животных".

11).Опыт: Весы, горящая, свеча.

Вопрос: Какой вид теплопередачи мы наблюдаем?

Формула Q = q × m.

12).Вопрос: Что это значит? q=44МДж/кг?

13). Q= ƛ × m какой это процесс?

Опыт: внутренний стаканчик калориметра со снегом с солью ставим на мокрую деревяшку.Вопрос:Почему примерзает?

14).Что это за процесс Q=L × m.?

Вопрос:Чем можно обжечься сильнее при1000С водой или паром? Почему?

15).Опыт: кипение при низких температурах (Колба с кипящей водой, электроплитка, мокрая салфетка).

Вопрос: От чего зависит температура кипения?

16).Сообщение, которое ученик готовил заранее". Роль испарения у животных".

Проверка практической работы "влажность воздуха".

17).Сообщениео значении влажности воздуха.

1.Два ученика решают на доске задачи.

Работа выполняется на доске. По окончанию работы, вызывается ученик, который проверяет и красным мелом исправляет ошибки.

Учащиеся класса записывают в тетрадях.

Работу выполняет пара учащихся отдельно друг от друга, а потом сравнивают результаты. Отвечают на вопрос.

С учащимися идёт беседа под девизом: "Сначала думай, а потом отвечай".

Должны сделать выводы, что постепенно молекулы вещества забирались прихожанами при

соприкосновениях.

Вещества состоят из молекул, которые движутся и взаимодействуют.

Ответ: Математи-ческая запись высказывания о внутренней энергии.

Карточка-памятка выдаётся каждому ученику.

Ответ: Два способа (совершение механической работы и передача тепла).

ΔU= А+Q

Ответ: Когда руки замёрзли, то их можно потереть или спрятать в тёплое место.

Работа с таблицей по определению удельной теплоёмкости вещества.

Ответ: о плохой теплопроводности воды и дерева.

Запись в тетради.

Ответ: конвекцию.

Ответ :Формула процесс сгорания. Запись в тетради.

Ответ : Формула процесса плавления. Запись в тетради.

Ответ: Парообразование. Запись в тетради.

Ответ: паром.

Ученик готовился заранее.

Ученик готовился заранее.

Презента-ция.

Презента-ция.

Презентация

Презента-ция.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

3.Обобщение.

Обобщение материала урока, составлением таблицы.

Проверяем заполнение таблицы, остов ,которой был выдан каждому ученику.

Выполняют составление таблицы.

Ноутбук.

Рефлек-сия.

Подведение итогов урока.

Выставляет оценки, корректирует итоги урока.

Формулируют свой итог урока.

Домаш-нее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Подготовиться к зачёту. Вопросы , задачи и зачётная карта даны заранее каждому ученику.

Спасибо за урок.

Таблица "Визитная карта"

Название процесса

Что происходит

Постоянная величина, характеризующая процесс.

Формула ,описывающая процесс.

Страницы учебника, где описан процесс.

1.

Нагревание

Вещество нагревается

С- удельная теплоёмкость

Q=+с×m× Δt

2.

Охлаждение

Вещество охлаждается

С- удельная теплоёмкость

Q=-с×m× Δt

3.

Горение

Вещество горит

q - удельная теплота сгорания топлива

Q = q × m.

4.

Плавление

Вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое.

ƛ – удельная теплота плавления

Q=+ ƛ × m

5.

Кристаллизация

Вещество переходит из жидкого состояния в твёрдое.

ƛ- удельная теплота плавления

Q=- ƛ × m

6.

Испарение

Вещество переходит из жидкого состояния в газообразное .

L – удельная теплота парообразования

Q=+L × m.

7.

Конденсация

Вещество переходит из газообразного состояния в жидкое.

L-удельная теплота парообразования.

Q=-L × m.