• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Творческая разработка урока по математике 3 класс

Дата публикации: 28.09.2019

Должность: Учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская обл.

Файл публикации





ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема. «Умножение трехзначных чисел на однозначное число».

(УМК «Школа 2100», 3 класс)

Выполнил: Лутай К.Ю

МБОУ «СОШ № 50»

Уч.нач.классов

Новокузнецк, 2019

Содержание

>

Содержание

Страницы

1.

Введение

С.4

2.

Основная часть

Проект урока

«Умножение трехзначных чисел на однозначное число»

С.5-8

3.

Заключение

С.9

4.

Список литературы

С.10

I.Введение

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 Деятельностный  аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. 

Функция учителя при системно-деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

 Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности ученика.

Сущность развития личности ученика с помощью математики состоит в целенаправленном формировании у учащихся единства разных видов интеллектуальных умений – специфико-математических и общеинтеллектуальных, реализуемых на математическом материале.

Под качеством математического образования понимается не только уровень сформированности специально–научных знаний учащихся, но и развитие их личности, включая овладение базовыми компетенциями в процессе изучения математики, необходимыми для повседневной жизни и продолжения образования.

Курс математики ставит цельюразвитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения

II. Основная часть

Проект урока математики. УМК «Школа 2100»

Тема урока:«Умножение трехзначных чисел на однозначное число».

Цель урока:

обучающая– создание условий для формирования способа письменного умножения трехзначных чисел на однозначное число в столбик с одним переходом через разряд.

Развивающая- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;

воспитательная– формирование коммуникативной культуры при организации групповой работы.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент. Проверка готовности к уроку

Мотивация

Решите задачи. Ответы не называйте, записывайте в строчку, через запятую.

В корзине 20 груш, а на тарелке - в 5 раз меньше. Сколько груш в тарелке?(4)

Жаворонок имеет длину своего тела 16 см, а кукушка – 25 см. На сколько кукушка длиннее жаворонка?(9)

В бассейне соревнования по плаванию приняло участие 30 мальчиков и 10 девочек. Во сколько раз девочек было меньше?(3)

II.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

Создание «ситуации успеха»

На доске числа 4,9,3.

-Составьте все возможные трехзначные числа, используя эти цифры без повторения в одном числе. (493,439,934,943,394,349)

-Сколько возможных вариантов?(6).

-Какие вопросы можно задать к получившемуся ряду чисел? (Расположи в порядке убывания, возрастания)

-На что будете обращать внимание при выполнении этого задания? (Сначала на разряд сотен, потом на разряд десятков, далее единиц.)

-Умножьте 2, 4 и 3 числа из данного ряда на 2, выполняя записи в столбик.

( Дети самостоятельно выполняют умножение.)

Фронтальная проверка результатов умножения.

-Что важно помнить, при выполнении умножения в столбик? (Умножение начинаем с разряда единиц, результат подписываем под тем разрядом, где выполнялось действие.)

-Найдитеспособ, который поможет выполнить умножение,

-Умножьте 1, 3 и 5 числа из данного ряда на 3,выполняя записи в столбик. (Затрудняются с ответом)

III.Постановка темы урока (формулирование учебной задачи).

Почему не получается выполнить действие умножения ((Мы можем по отдельности умножить каждый разряд, не знаем как записать и получить конечный результат т.к. при умножении разряда единиц получается двузначное число.)

2.Значит, что вы не умеете? (Мы не умеем умножать в столбик с переходом через разряд)

3. Тогда что для нас главное на уроке? Какова наша задача? (Мы должны найти способ умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд в столбик.)

Задача фиксируется на доске.

4. Как будет называться тема нашего урока?

«Умножение трехзначных чисел на однозначное число».

IV. Познавательная деятельность. Открытие нового знания

4.1 Работа в группах

назначается лидер каждой группы. Перед работой проговариваются детьми правила работы в группе.

1 и 2 группа получает разрезанный алгоритм решения данного выражения и план выполнения задания:

1) прочитайте по очереди шаги алгоритма;

2) разложите их в нужной последовательности.

3) приготовьтесь озвучить результаты работы.

Алгоритм:

*Запишем числа в столбик: второй множитель под первым, единицы под единицами;

*Умножим число 215 на 3 в столбик;

*Умножаем с единиц: 5 х 3 = 15

15ед .- это 1д.5 ед.

*Записываем в произведении в разряде единиц 5, а 1 д. запоминаем;

*Умножаем десятки:1 х 3 =3;

*После этого к 3 десяткам прибавляем 1 десяток, полученный при умножении единиц.

*Записываем в произведение в разряде десятков 4

*Умножаем сотни: 2 х 3 = 6;

*Записываем в произведении в разряде сотен 6;

*Читаем ответ: 645.

3 и 4 группы получают карточку с решённым выражением и план работы группы:

1) рассмотрите внимательно решённое выражение.

215

х

3

645

2) Ответьте по очереди на вопросы:

- Какое число получилось при умножении единиц.(15)

-Сколько в числе 15 десятков и единиц?(15ед.- это 1д.5 ед)

-Какое число получилось при умножении десятков(3)

-Почему записали не 3 , а 4 (К 3 десяткам прибавляем 1 десяток, полученный при умножении единиц.)

-Как появилось число 6 в разряде сотен? Почему записали именно это число, а не число 9, 10 (при умножении десятков получилось однозначное число, поэтому ничего к разряду сотен добавлять не надо.)

-Есть ли сходство со сложением в столбик с переходом через разряд? Какое? (Да. Десяток, полученный при выполнении действия, прибавляем к следующему разряду.)

-Есть ли отличие в переходе через разряд при сложении и умножении? Какое? (Может переходить не 1 десяток , а 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.Зависит от того, какое число получилось при умножении.)

Как вы думаете, переход может быть только из разряда единиц в разряд десятков?(Нет. Из разряда десятков в разряд сотен.)

-Сделайте вывод .Как начинаем выполнять умножение? Что необходимо помнить при выполнении умножения с переходом через разряд? (Начинаем умножение с разряда единиц. Десяток, полученный при выполнении действия, прибавляем к следующему разряду. Результат записываем под тем разрядом, который умножали.)

4.2 Проверка результатов работы.

-Любое действие с многозначными числами выполняется по определенному алгоритму.

Ребята из 1 и 2 группы. Карточки с выполненной работой 1 и 2 группы появляются на доске.

Ищется сходство и различие в выполненной работе.

-Насколько правильно ребята составили алгоритм, можно узнать, сверив его с тем, который написан в учебнике. (Дети сверяют полученный алгоритм с эталоном в учебнике, делают вывод о правильности выполнения своей работы.)

Лидеры 3 и 4 группыозвучивают выводы по очереди. Корректируются ответы учащимися и учителем.

(Начинаем умножение с разряда единиц. Десяток, полученный при выполнении действия, прибавляем к следующему разряду. Результат записываем под тем разрядом, который умножали.)

-Можно ли сказать, что мы уже всё сделали на уроке?( нет)

 - Какая задача стояла перед нами.

(Научиться умножать трёхзначные числа с переходом через разряд в столбик)

 -Что для этого надо сделать? Потренироваться в использовании нового алгоритма.

V. Первичное закрепление

а) Вернемся к тому заданию, которое не смогли выполнить в начале. У нас остались ещё 2 выражения.234х3 (692), 314х3 (942)

Дети по одному выходят к доске и находят значения выражений с проговариванием , выполняя все шаги алгоритма.

б) Так же выполняется задание№2из учебника.

86 х 4 (344), 92х2 (184), 452х2 (904), 123х4 (492),

в) Самостоятельное составление и решение уравнений из №3

Запиши уравнения и реши их:

а ) неизвестное число разделили на 5 и получили разность 200 и 85;

(х:5=200-85 , х = 575)

б) какое число нужно разделить на 2 , чтобы получить сумму чисел 100 и 54? (х:2=100+54, х = 308)

Два человека работают на обратной стороне доски, остальные ученики делают самостоятельно. После выполненной работы производится проверка и коррекция.

- Кто не согласен с предложенными на доске решениями? Почему? Дети объясняют и исправляют ошибки, увиденные на доске ( если есть) и свои, оценивают работу свою и выступавших у доски.

- Кто выполнил все сам и без ошибок?

- Кто испытывает затруднения в выполнении таких вычислений?

- На что необходимо обратить внимание ребятам, которые допустили ошибки?

(На алгоритм вычисления трехзначных чисел в столбик с переходом через разряд; повторить компоненты при сложении и вычитании)

Итог урока.

Рефлексивная оценка

-Какую учебную задачу перед собой ставили? (Мы должны найти способ умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд в столбик.)

- Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке?

- Чему удивились?

-Что нового прибавилось к уже имеющимся знаниям об умножении трехзначных чисел в столбик?

VI. Домашнее задание.

Придумайте 3 интересных выражения для своего соседа по парте.

VII.Заключение

В данной творческой разработке по математике УМК «Школа 2100»в 3-ем классе по теме: «Умножение трехзначных чисел на однозначное число» была создана проблемная ситуация. Дети с помощью учителя формулировали учебную задачу.

Работая в группах, находили пути решения данной проблемы, а именно восстанавливали деформированный алгоритм вычислений, самостоятельно делали выводы и обобщения, опираясь на наводящие вопросы учителя. Применяли полученные знания для нахождения значений математических выражений…

Ученики производили контроль, оценку и коррекцию своей работы и работы одноклассников.

Работа, проведенная на уроке, была направлена на формирование универсальных учебных действий, а именно: коммуникативных(умение работать в группе, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); регулятивных (понимать и удерживать учебную задачу урока, оценивать достижения свои и ребят в классе), познавательных (анализировать, обобщать и делать выводы), личностных (определять личностный смысл полученных знаний).

VIII. Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях.- Изд.3-е, испр.- М.: Баласс, 2010.-80 с., ил. . (Образовательная система «Школа 2100»

Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. - М. :Баласс, 2010. -224 с. (Образовательная система «Школа 2100»