Теоретические основы военно-патриотического воспитания в Российской Федерации
Военно-патриотическое воспитание является важным в подготовке учащихся к понимаю гражданственности и формированию патриотического сознания. Патриотическое воспитание учащихся как учебный процесс, так и 16 реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа), создана на основе знаний накопленных не за одно десятилетие, а так же
традиций и опыта патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, постоянности воспитательного процесса, направленного на развитие российского патриотического сознания в непростых геополитических и экономических конкурентных условиях.Эта программа направлена на все социальные слои общества и возрастные категории граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:
- научно - исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;
- совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;
- военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
- развитие волонтерского движения как важного элемента системы;
- патриотического воспитания молодежи;
- информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.
Одним из главных компонентов теории военно-патриотического воспитания к обучающимся являются: требования, предъявляемые к обучающимся в процессе их подготовки к защите Отечества, задачи, основные принципы, содержание патриотического воспитания обучающихся, которые мы рассмотрим далее.
Готовность обучающихся к защите Родины включает три компонента:
1) направленность личности обучающегося на военно-патриотическую деятельность, которая выражает его идейно-политические свойства и морально-психологические качества как защитника своей Родины;
2) знания, которые необходимы для деятельности вообще (война это тяжкий труд) и для воинской (ратный труд) в частности;
3) умения, посредством которых используются знания и реализуются гражданские позиции будущих защитников Отечества».
Готовность к защите Родины должна быть адекватна структуре личности обучающегося, и его военно-патриотическую воспитанность недопустимо сводить к отдельным ее составляющим: морально-политическим оценкам, суждениям, военно-техническим знаниям, умениям и навыкам, уровню физического развития, военно-патриотической активности и т. д.»
В военной педагогике и психологии отмечают, что готовность к защите Родины — это целостный комплекс свойств личности, включающих твердую решимость, физическую и военную выправку и подготовку. Между собой эти качества внутренне связаны и определяют целостную структуру готовности к службе. Сложность структуры и неординарность различных компонентов готовности к защите Отечества, как комплекса качеств личности, обуславливает тот факт, что критерии готовности выполняют неодинаковую функцию, так как в разной степени свидетельствуют о подготовленности обучающихся к выполнению конституционного долга.
Показатели готовности к воинской службе разработаны и теоретически обоснованы в учебном пособии под редакцией Средина Г.В. в котором они разделены на две группы: общие и специальные. Общие требования – это интегративные признаки; они характеризуют сформированность готовности к защите Отечества в целом. К ним относятся:
1) стойкая убежденность учащихся в надобности всемирной защиты строя нашего государства, окончательное осознание ими своего патриотического, конституционного долга, место, которое они отводят этой деятельности в своих жизненных планах;
2) убежденность учащихся в правильности внутренней и внешней политики нашего государства, проводимых ими мероприятий по укреплению обороноспособности государства, Вооруженных сил России;
3) патриотическая направленность мотиваций ведущих видов деятельности учащихся – учебы, труда, занятий спортом;
4) сознательная самоподготовка к преодолению моральных и физических напряжений, к службе в рядах Вооруженных Сил к вооруженному отпору любых посягательств агрессоров на безопасность нашей страны и социальная ответственность за качество подготовки к защите Родины;
5) способность к беззаветному выполнению требований воинской дисциплины в любых условиях, в том числе в ситуациях стресса, риска, предельных напряжений;
6) готовность к героическим действиям и поступкам в экстремальных условиях».
В существующих на данное время научных исследований в качестве общих задач военно-патриотического воспитания суворовцев четко выделяются:
1) формирование убежденности в преданности нашему многонациональному государству, гордость за наше государство, нашу Родину, воспитание любви к Отечеству Российской Федерации и ее многонациональному народу, воспитание патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области, деревни), воспитание чувства и создания дружбы народов Российской Федерации, уважительного отношения к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
2) воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, формирование национальных чувств и сознания,которые сочетаются с чувством и сознанием гражданина – патриота России;
3) воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов мира, формирование нравственного сознания и правовой культуры;
4) формирование любви к Вооруженным Силам России, постоянной готовности умело и мужественно с оружием в руках защищать завоевания нашего народа, выполнять свой гражданский долг.
Научные основы военно-патриотического воспитания конкретизируются в его принципах, которые представляют собой исходные положения, основополагающие правила, требования, определяющие содержание, организацию, формы и методы практической деятельности по морально-политической, психологической подготовке молодежи к защите своей Родины. Приобретённый опыт позволяет подчеркнуть, что при построении основ военно-патриотического воспитания необходимо руководствоваться комплексом общенаучных, общепедагогических принципов и военно-патриотическими в частности.
По мнению З.Т. Гасанова общенаучными являются принципы:
1) защита исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
2) укрепление единства государства и сплочение народов и национальных групп в едином федеративном государстве;
3) противоречий и конфликтов;
4) направленность воспитания на запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства;
5) направленность воспитания на содействие обеспечению равенства прав и свобод человека;
6) расизму;
7) сочетание в воспитании национального, гражданско- патриотического и общечеловеческого;
8) направленность воспитания на обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми;
9) учет взаимосвязей военной политики нашего государства с международной обстановкой и внешнеполитической деятельностью других государств.
Содержание военно-патриотического воспитания обусловлено его целями, задачами, принципами и основывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества и Вооруженных Сил России.
Теоретическое раскрытие вопросов военно-патриотического воспитания как специфической воспитательной системы требует выявления содержания военно-патриотического воспитания. Во многих педагогических источниках и исследованиях содержанию военно-патриотического воспитания уделялось разное внимание.
В одних случаях содержание по существу отражалось в самой системе, в других – оно сводилось к задачам военно-патриотического воспитания, третьи считали, что это всего лишь совокупность форм и методов военно-патриотического воспитания.
По своему строению военно-патриотическое воспитание - это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны.
Подготовка суворовцев к защите Отечества должна осуществляться всем укладом и образом жизни, сложившейся в нашем многонациональном государстве, системой воспитания человека. Все виды воспитания:
- государственно-патриотическое, психологическое, трудовое, экономическое, правовое, экологическое, физическое, умственное, эстетическое, религиозное играют большую роль в воспитании у обучающихся постоянной готовности к надежной обороне государства.
Итак, основными компонентами содержания военно-патриотического воспитания обучающихся в современных условиях, по мнению военных ученых психологов и педагогов, являются следующие:
1) государственно-патриотический;
2) морально-политический;
3) нравственный;
4) военно-технический;
5) социально-правовой;
6) психологический;
7) экологический;
8) физический;
9) художественно-эстетический;
10) умственный;
11) трудовой;
12) религиозный.
Каждый из этих компонентов имеет свое содержание.
Так, например:
1. Государственно – патриотическое воспитание допускает распространение среди учащихся конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании будущего воина чувства долга, чести, совести, любви к Отечеству.
2. Морально-политическое направление предполагает формирование у будущих защитников морально-политических качеств защитника Родины, выражающие их идейно-политические взгляды и убеждения. Отношения к политике страны, к общественному и государственному строю, готовности защищать свое отечество.
3. Военно-техническое направление призвано формировать систему качеств, необходимых будущему защитнику Отечества для выполнения задач по своему основному предназначению.
4. Нравственное воспитание. Направлено на утверждение в сознании будущих офицеров социально-ценностных приоритетов, на приобщение к богатствам современной культуры страны, формирования целостного мировоззрения.
5. Социально-правовое направление внедрение в сознание молодежи идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности.
6. Психологическая подготовка учащихся к защите Родины предполагает формирование у нее таких психологических свойств, которые будут усиливать ее способность уверенно выполнять обязанности защитника Родины.
7. Физическое воспитание имеет своей целью развитие у суворовцев выносливости, способности переносить огромные физические нагрузки.
8. Труд – основной источник материального и духовного богатства, священный долг каждого человека. Поскольку военная служба тоже труд, то у каждого суворовца еще до поступления в училище должно быть сформировано отношение к труду.
9. Художественно-эстетическое направление предполагает формирование у обучающихся эстетического идеала. Развитие художественного вкуса, стремление действовать по законам красоты. Армия, как общество, не может быть без культуры, музыки, художественной литературы и других видов искусства.
10. Умственное воспитание развивает культуру умственного труда, вооружает обучающихся системой знаний по основам наук, значение которой огромно в свете современных требований воинской службы.
11. Экологическое воспитание воспитывает активное и бережное отношение обучающихся к окружающей среде, природе, среде обитания. Все эти составные части воспитания отражают содержательную сторону военно-патриотического воспитания, которое строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защищать Родину.
Таким образом, взятые в комплексе основные требования, предъявляемые к обучающимся, как к будущим защитникам отечества, задачи, принципы и содержание военно-патриотического воспитания обучающихся, соединенные с определенными формами, методами и средствами их реализации, составляют теоретические основы военнопатриотического воспитания суворовцев.