• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Опыт работы "Использование эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по картине и ознакомлению их с книжной культурой и детской литературой"

Дата публикации: 10.10.2019

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Мурманская область г. Североморск

Файл публикации





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию воспитанников

ОПЫТ РАБОТЫ

Жигульской

Натальи Юргисовны

ВОСПИТАТЕЛЯ

по теме:

ttom: 0;">"Использование эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по картине и ознакомления их с книжной культурой и детской литературой"

2015 год

Должность – воспитатель.

Образование – Высшее. Окончила Мурманский государственный педагогический университет в 2009 г.

Специальность по диплому - Преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Педагогический стаж работы - 24 года.

Уровень квалификации - Высшая квалификационная категория по должности «Воспитатель» присвоена 24.12.2014 г.

Прохождение курсов повышения квалификации –

С 03 марта 2014г. по 28 февраля 2014 проходила обучение в ГАУДПОМО "Институте развития образования по программе "Совершенствование педагогической деятельности по реализации государственных образовательных стандартов" в объёме 72 часов.

Значимые достижения в профессиональной сфере:

Разработала авторские программы:

- Программу «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников младшего и среднего возраста»., награждена серебряной медалью

- Награждена Благодарственным письмом начальника управления образования администрации ЗАТО г. Североморск за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в формирование личности подрастающего поколения, высокий профессионализм.

Увлечения вне профессиональной сферы – чтение произведений художественной литературы, зимняя рыбалка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

Разработала:

Н.Ю.Жигульская,

воспитатель

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Вклад в её развитие внесли педагоги, психологи, лингвисты, физиологи, практические работники. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, Е.А.Смирновой, О.С.Ушаковой и др.                  

  Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии правильной, лексически богатой и грамматически правильной речи.  Ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на ее совершенствование. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./

В ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», в которой определены следующие задачи:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи решаются на  каждом возрастном этапе.  Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.  Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе  и комплексный характер решения каждой задачи.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяется особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Всякое монологическое высказывание  характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки:

целостность (единство темы, соответствие всех микро тем главной мысли);

структурное оформление (начало, середина, конец);

связность (логические связи между предложениями и частями монолога);

объем высказывания;

плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связной речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.                              

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткое рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2  - 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.                    

Целенаправленное обучение связной монологической  речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).         В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.                  

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передовая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.                

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с

использованием  разных типов внутри текстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.  

В соответствии с ФГОС решение всех речевых задач должно осуществляться  в процессе разных видов деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так  и в  партнёрской и самостоятельной деятельности.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях, но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Роль картины в развитии дошкольников

Приёмы работы с картиной

В обучении рассказыванию применяю специфичные приемы, назначение которых — получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой):

образец речи (рассказа) педагога;

план рассказа;

коллективное составление рассказа;

составление рассказа по частям;

вопросы, элементарные указания, упражнения;

демонстрация наглядного материала;

оценка рассказа детей.

Совершенствованию умению рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы:

Разработала:

Оформила:

Свою работу я построила по принципу: от простого к сложному. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития связной речи детей.

Поэтому работу по рассматриванию картин провожу поэтапно.

На первом этапе я провожу работу по развитию словарного запаса детей и развитию грамматического строя речи.

В работе по расширению словаря детей я использую творческие задания, дидактические игры и упражнения, которые помогают детям разобраться в смысловом содержании слов, расширяют запас синонимов и антонимов, многозначных слов, формируют умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Например:

найти ласковые, красивые, сказочные, грустные, «зимние», «летние», «осенние», «весенние» слова;

сочини длинное и в то же время смешное слово;

разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука, гвоздики-гвоздики, а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);

игра «Картина — корзина» (цель: находить слова, подбирать слова

сходные по звучанию);

игра «Едем, летим, плывем» (цель: обобщать, сравнивать, противопоставлять);

игра «Скажи, какое?» (цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу);

игра «Отличаем один предмет от другого» (цель: уточнить представления детей о названии предметов);

найди точное слово (цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия);

игра «Высокий - низкий» (цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу);

«Найди другое слово» (цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы);

«Объясни значение выражения» (цель: учить детей объяснять смысл выражений, пословиц, поговорок).

Работая над развитием грамматического строя речи, я стремлюсь, чтобы дети овладели приемами словоизменения и словообразования, научились составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в них.

Дети выполняют следующие задания:

на образование форм родительного падежа множественного числа существительных («Чего не стало?», «Чего не хватает для прогулки?»);

на усвоение родовой принадлежности существительных («Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек»);

на спряжение глаголов («Поручения», «Вы хотите? - Мы хотим»);

на усвоение и активизацию предлогов и наречий («Прятки», «Что изменилось?»);

на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах («Один-много, «Какой, какая, какое?»);

на согласование слов в словосочетании и предложении («Исправь ошибку», «Размытое письмо»);

на образование степени сравнения прилагательных и наречий («Хорошо-лучше»);

на образование притяжательных прилагательных («Чей хвост? Чья лапа?»);

на изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков (усы - усики - усищи; кот - котик – котище);

на образование прилагательных от основ существительных (какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?);

на формирование навыков строить предложения разных типов («Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?»;

на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где… »);

на образование слов с помощью суффиксов (заяц - заинька, зайчонок), приставок (шить - вышить, пришить, зашить).

Второй этап - подготовительный. Игры и творческие задания, используемые на этом этапе, позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. На занятиях по развитию речи дети учатся связно рассказывать небольшие истории, знакомятся с алгоритмом составления рассказов по картине.

Например:

«Назови героя» (цель: учить детей объединять героев по заданному признаку);

«Действия героя» (цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя, учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок);

«Волшебник» (цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы);

«Где-то, кто-то… » (цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания);

«Парад волшебников времени» (цель: учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств во времени);

«Сказочные слова» (цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку)

На подготовительном этапе использую прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам: Кто это? Где он? Что делает? Что сказал? Что сказали люди? Чем закончилась история? Затем, из ответов составлялся рассказ по картине.

В основе любой системы работы лежит мониторинг. Цель –выявление у ребёнка умения самостоятельно составлять рассказ по предметной и сюжетной картинах.

Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Результаты мониторинга по методике

О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной "Какая кукла"

(составление рассказа по предметной картинке)

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Кошка ловит мышку"

Результаты мониторинга по методике

Е.А.Стребелевой "Составь рассказ"

(составление рассказа по серии сюжетных картинок)

Мониторинг умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в начале учебного года показал, что при списочном составе в 24 ребёнка, высокого уровня нет, многие имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании просят помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден).

Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. У детей повысился уровень речевого развития и воображения. Словарный запас детей пополнился новыми словами, словарными оборотами, дети научились не только понимать смысл слов и выражений, но и грамотно, понятно объяснять его другим. Дети овладели монологической и диалогической формами речи, научились содержательно и логично строить высказывание. У детей возникло стремление к сочинительской деятельности, активизировалась познавательная деятельность детей.

У ребят практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

Совет педагогов

Материал подготовила:

воспитатель,

Н.Ю.Жигульская

г.Североморск

2014г.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях, но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В формировании умений составлять рассказы используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов:

предметные картины;

сюжетные картины;

серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием;

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

пейзажные картины;

натюрморт.

При отборе картин для рассказывания, к ним предъявляют ряд требований:

Общие требования предъявляемые к подбору картин

содержание должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Требования предъявляемые к подбору картин:

Младший возраст (3-5 лет)

Содержание картины должно быть детям доступно.

На картине должно быть изображено то, что детям знакомо: игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц).

В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний.

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.

Количество персонажей от 1 до 4.

Старший возраст (5-7лет).

Содержание картин как правило, детям не знакомо.

С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть.

Картина является источником новых знаний:

а) труд взрослых;

б) дикие, домашние животные.

Композиция сложная, то есть многоплановая.

Количество персонажей может быть достаточно большим.

В методике развития речи выделяют несколько видов рассказов детей по картине.

Виды рассказов

1. Описание предметных картинок.

2. Описание сюжетной картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин или с фабульным развитием действия.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

В соответствии с задачами программы работа велась с 1 младшей группы. Сначала с предметными картинками, затем постепенно перешли и на сюжетные.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказывания по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложения.

Первые картины для детей младшей группы - это картины, изображающие отдельные предметы (игрушки или предметы домашнего обихода) домашние животные. После НОД картина остается в группе несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, замечают то, что не заметили раньше.

Средней возраст характеризуется становлением монологической речи.

Описываются предметные и сюжетные картинки, проводится сравнение предметов, животных (взрослого и детёныша).

Структура проста:

Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, даётся образец, а затем предлагается рассказать детям о содержании картины.

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала». Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события.

В конце года, можно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию.

В среднем возрасте можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин (не более трёх).

В старшем возрасте совершенствуется речь детей, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. Используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Совершенствованию умению рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы:

составление коллективного рассказа - начало составляет воспитатель, заканчивают дети;

начинает один ребенок, продолжает другой ребенок;

на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют её, придумывают рассказ;

вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается;

дети размещают в нужной последовательности картинки, затем составляют рассказ по целой серии

В подготовительной группе возможно рассматривание и описание натюрмортов.

Наиболее эффективные приёмы в работе я считаю:

приём письменной речи, когда записывается рассказ и читается детям. Записывая рассказ за ребёнком, педагог не должен подменять его речь своими словами;

рассматривание картины в сопровождении музыки (пейзажные картины);

мысленное вхождение в картину (осмотреться вокруг, прислушаться);

использование бинокля, подзорной трубы;

использование схем, моделей.

Государственное областное бюджетное учреждение культуры

«Мурманская областная детско – юношеская библиотека»

Областной марафон педагогического опыта «Дошкольник: приобщение к художественной литературе»

Материал подготовила:

воспитатель,

Н.Ю.Жигульская

2015

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.

За последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Мы видим, что в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача знакомства дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие.

Главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей, через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие интереса к художественной литературе, как средству познания, приобщения к словесному искусству;

развитие литературной речи;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

формирование и совершенствование связной речи, приобщение к словотворчеству.

Основные формы ознакомления детей с художественной литературой:

чтение литературных произведений;

рассказывание литературных произведений;

обсуждение литературных произведений;

инсценирование литературных произведений;

беседа о прочитанном;

сочинение по мотивам прочитанного;

игры на основе литературного произведения;

продуктивная деятельность.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

       Благодаря чтению книг у детей:

расширяются представления о мире;

развивается воображение, фантазия; побуждает детей к сочинительству;

развивает логическое мышление;

расширяет словарный запас;

формируется умение слушать;

происходит формирование предпочтений и читательских вкусов;

дети учатся правильно составлять предложения;

воспитывается доброе и любящее сердце;

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться только НОД (непосредственно образовательной деятельностью), а организуется во все режимные моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

НОД включает:

чтение, рассказывание литературных произведений;

заучивание стихотворений;

анализ фразеологизмов, пословиц;

знакомство с малыми фольклорными жанрами;

литературные викторины;

творческие задания.

У нас в группе создан центр речевого развития, куда входят игры, мнемотаблицы, тематические альбомы, полочка умных книг, кроссворды, ребусы, журналы, книги читаем сами, рисунки по прочитанным произведениям.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". В книжном уголке у нас выставлены разные книги:

и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные;

книжки – самоделки;

рукописные книги, сотворчество детей и родителей.

Мы участвовали в конкурсах литературной направленности:

"Проба пера", где дети получили дипломы 1 степени;

"В мире книг", где 2 ребёнка заняли 5 место по России, а 1 место по Мурманской области.

Таким образом, от нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника дальнейшее «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

Совет педагогов

Материал подготовила:

воспитатель,

Н.Ю.Жигульская

г.Североморск

2015

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, переживать их, сегодня актуальна, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации.

Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вам читали или вы слушали в детстве.

Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, речь, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей, через решение следующих задач:

развитие интереса к художественной литературе, как средству познания, приобщения к словесному искусству;

развитие литературной речи;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

формирование и совершенствование связной речи, приобщение к словотворчеству.

Для реализации поставленных задач я наметила этапы работы:

изучение и анализ методической литературы и передовых технологий по данной проблеме;

проведение диагностики;

отбор форм и методов по реализации данной темы;

организация родительского собрания с проведением анкетирования “Читаем дома”;

разработка консультации для родителей по приобщению детей к книге;

оформление предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами;

проведение циклов познавательных занятий (“Как рождается книга” и т.д.).

ФОРМЫ РАБОТЫ

1. НОД по знакомству с художественной литературой

2. Совместная деятельность педагога с детьми

3.Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с родителями воспитанников

Изучив методическую литературу,я нашла множество самых разнообразных как традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Традиция ежедневного чтения.

Оформление выставок. Может быть как:

Творчество отдельных писателей, посвященно отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).

Выставки книг писателей-художников.

Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.

Выставки детских журналов.

Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

Создание "Книжкиной больницы", что позволит привить детям бережное отношение к книге.

Создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.

Посещение детской городской библиотеки.

Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).

Вечера загадок, сказок.

Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.

Литературные викторины.

Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).

Конкурсы чтецов

При ознакомлении с художественной литературой используются

разнообразные методы литературного развития детей

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться только НОД (непосредственно образовательной деятельностью), а организуется во все режимные моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

дидактические игры: «Найди свою книгу», «Мы в библиотеке», «Наведи порядок»

сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжная больничка», «Типография»

этические беседы: «Какие бывают книги? », «Для чего нужны умные книги? », «Как относиться к книгам?»

просмотр познавательных видеороликов: «Как делают бумагу?», «Откуда пришла книга? »

труд: самообслуживание и элементарный бытовой труд: привлекать детей к поддержанию порядка в книжном уголке, совместная работа по ремонту книг.

Большую роль играет и развивающая среда. У нас в группе создан центр речевого развития,

куда входят игры, мнемотаблицы, тематические альбомы, полочка умных книг, кроссворды, ребусы, журналы, книги читаем сами, рисунки по прочитанным произведениям.

книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". В книжном уголке у нас выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные;

уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);

уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски  по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;

выставка книжек – самоделок. Рукописные книги, сотворчество детей и родителей.

Без тесного сотрудничества с родителями мы не смогли бы ожидать  высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре. Родители помогли сделать поделки к сказкам.

Итогом моей работы стало занятие "Путешествие с книгой", совместное участие детей и родителей в конкурсах литературной направленности:

"Проба пера", где дети получили дипломы 1 степени;

"В мире книг", где 2 ребёнка заняли 5 место по России, а 1 место по Мурманской области.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

Таким образом, от нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника дальнейшее «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Образовательные:

развивать монологическую речь детей: продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности;

продолжать учить детей придумывать загадки по картинке;

обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

развивать память, воображение.

Воспитательные:

воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника.

воспитывать чувство уважения друг к другу.

Материал: картина "Северные олени", мольберт, картинки: медведь, лиса, песец, заяц, волк, лось, «подзорная труба», проектор, мнемотаблицы.

Ход занятия

В:Проходите, поздоровайтесь с гостями.

Присаживайтесь.

В:У нас скоро будет игра – викторина вместе с родителями, и нам надо немного подготовиться к игре. Вы готовы? Тогда начнём.

В:Где мы с вами живём?

Д:В Североморске, В России, на Севере. Послушайте стихотворение

Читает стихотворение «Дети Севера»

«Мы любим смеяться,

На нартах кататься,

По белому снегу зимой.

И, честное слово, 

С мороза большого

Идем неохотно домой

Пусть рыжее солнце

нам светит в оконце

Лучами касается глаз.

Мы - Севера дети.

На нашей планете

Таких очень много у нас». 

В: О ком говорится в этом стихотворении?

Д: О детях Севера.

В: Но на Севере живут и животные.

В:Чтобы побольше узнать, мы будем составлять описательные загадки про животных севера. Вы должны описать животное, не называя его. Если правильно отгадаете, он появится на экране. (Лиса, заяц, медведь, песец, волк.) (Слайды 2,3,4,5,6)

(Например:У него тёплая, шуба. Уши круглые, четыре лапы. Любит мёд, рыбу. Бывают белые и бурые.)

В: Сейчас я вас приглашаю отправиться в путешествие на север, в тундру.

В: Ребята, зимой холодно в тундре? (Слайд 7)

В: А как вы думаете, какая зима в тундре? В русском языке есть много красивых слов о зиме. Сейчас будем передавать северный сувенир из оленьего меха, и называть красивые слова про зиму. Зима, какая?

Д: Морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная.

В: Какой снег зимой?

Д: Легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый.

В: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры ходят в специальной одежде.

Послушайте загадку:

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезешь”.

Д: Малица. Появляется на экране. (Слайд 8)

В: Правильно, малица - сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном.

В: Меховые сапоги северных народов, как называются?

Д: Унты. Изображение появляется на экране. (Слайд 9)

В.: А на чём мы поедим в тундру?

Д.: На нартах, оленях. (Слайд 10)

В: А сейчас я приглашаю вас в путешествие по тундре.

Садитесь в нарты и поехали. (Слайд 11)

Звучит мелодия "Мы поедим, мы помчимся на оленях..."

В:Вот мы и приехали. Присаживайтесь. (Дети садятся полукругом перед мольбертом)

Чтобы узнать, о каком животном тундры мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Хоть верь, хоть не верь.

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста…

В:Сегодня мы с вами будем говорить о северных оленях.

Воспитатель переворачивает картину «Северные Олени». Даёт минуту полюбоваться ей.

Игра «Волшебный бинокль».

В:Давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебный бинокль». Каждый из вас, через него увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите и скажите: кого или что вы там видите?

Правило – ответы не должны повторятся.

Рассматривание картины «Северные олени».

В:А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Что нарисовано на этой картине? (Важенка, олень и оленёнок)

Что делает Важенка? (смотрит вперёд, что-то увидела)

Что делает оленёнок? (он стоит рядом)

Что делает олень?

Сравните Важенку с оленёнком.

Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у Важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у Важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Важенка большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)

Чем похожи, Важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

Что у оленя на голове? (рога). 

Какие рога у оленя? (большие, ветвистые). 

На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)

Чем покрыто тело оленя? (шерстью). 

Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 

А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 

Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 

И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. 

Какую пользу приносят олени? (из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь, они возят людей). 

Что ещё изображено на картине? (сопки снежные, белое солнце от мороза)

Как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

Физминутка:«У Оленя дом большой».

4) Составление рассказов детьми.

В:Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. А поможет нам в этом таблица. Схема вашего рассказа:

Кто изображён на картине?

Какого цвета?

Внешний вид животного, части его тела.

Чем покрыто тело?

Чем питается?

Какой голос издаёт?

Где живёт?

Какую пользу приносят людям?

Кто хочет рассказать о Северных оленях?

Вариант рассказа образца.

«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Важенкой и папой оленем. Важенка большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Важенкой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Рядом стоит папа олень. Он больше Важенки. У него большие сильные ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Шерсть короткая. На голове большие рога. Ушки торчат в разные стороны, и они немаленькие. Глазки небольшие, чуть прищуренные и смотрят вдаль. Хвостика не видно, но он есть – короткий и почти незаметный.

Итог занятия.Педагог оценивает (рассказ был интересней, придерживался плана, назвал, как называют детёнышей оленя, как называют мать оленёнка, описал внешний вид оленей).

В:Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. Мне кажется надо возвращаться в детский сад. Садитесь в нарты и поехали в детский сад. (Слайд 12, 13)

Звучит песня "Увезу тебя я в тундру"

В: Вот мы и в детском саду. Приехали, как здесь тепло.

В: Молодцы, мы хорошо подготовились к игре. Я думаю, мы победим в викторине.

В: Маша, посмотри, за тобой коробочка, передай пожалуйста ее мне.

Вам интересно, что там находится? Открываем! А тут картинки с изображением оленей, тундры. Только они черно-белые. У меня предложение - давайте раскрасим их и сделаем общий альбом. Согласны?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с историей создания книги, ее развитием с использованием ТС. Показать, как она преобразовывалась под влиянием мыслительной деятельности человека.

Активизировать познавательную деятельность; умение выстраивать причинно-следственные связи.

Обогащать словарный запас: папирус, береста, писало, пергамент. Активизировать в речи прилагательные. Упражнять в чтении слов, предложений.

Развивать зрительное и слуховое внимание, нравственные чувства детей: стремление быть отзывчивыми, добрыми, доброжелательными.

Закрепить правила общения с книгой.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Материал: ТСО, книга сказок, правила пользования книгой на каждого ребёнка, коробка - посылка, коробка - "лифт".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, к нам пришла посылка. Как вы думаете, что в нем находится.

Игра «Да-нетка». (Дети высказывают предположения, что может находиться в посылке.)

(Если дети не отгадывают, загадать загадку.)

Говорит она беззвучно,Но понятно и не скучно,Ты беседуй чаще с ней-Будешь вчетверо умней.

Что это? (книга)

(Открыть посылку)

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. И сегодня мы вместе с ней отправимся в путешествие.

Воспитатель: Давайте расскажем о книге с помощью наших помощников (органов чувств). Каких помощников вы знаете?

Воспитатель выставляет на стенде схематичное изображение глаз, ушей, носа, рук: «Что могут рассказать о книге наши глаза?»

Дети. Красивая, яркая, красочная, большая, маленькая, новая, старая, грязная, порванная, растрепанная, прямоугольная и т.д. (Уши — как шелестят страницы, захлопывается книга, падает. Нос — запах типографской краски, когда старая (пахнет). Руки — гладкая, шероховатая, толстая, тонкая, сухая, мокрая, твердая, мягкая, легкая, тяжелая, выпуклая, картонная и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько много разных слов книга услышала о себе.

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.

И сейчас мы с вами и с книгой сказок совершим путешествие к первобытным людям.

Но сначала давайте отдохнём.

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,Отдохнем все на привале…Вправо, влево повернитесь,Наклонитесь, поднимитесь,Руки вверх, теперь вперёд,И на месте прыг да скок!А теперь бежим на месте.!Замедляем бегИ на месте стой! Вот так!А теперь мы сядем дружно:Нам еще работать нужно! 

Первобытные люди жили в пещерах, они не умели читать и писать.

Но им хотелось как-то записать и зарисовать увиденное и услышанное.

«Иногда какой-нибудь охотник брал кость или плоский камень и на нём острым резцом выцарапывал охотничьи сцены животных, словом, всё, что запомнилось ему или удивило его.

Конечно, эти рисунки на камне были очень грубыми, неумелыми. Но порой первобытный художник так живо и верно изображал животных, что мы и теперь восхищаемся искусством этих далёких мастеров».

Со временем знания и опыт накапливались люди стали придумывать разные способы, чтобы всё записывать. Начали писать на глиняных дощечках. Так появились глиняные книги.

Глиняные книги были похожи на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой сырой глине, специальной палочкой, люди выдавливали чёрточки. Затем глиняные дощечки сушили и обжигали. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Они очень тяжёлые.

В Древней Руси люди писали на берёзовой коре – БЕРЕСТЕ. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем, который называли писало.

Спустя время люди стали писать на папирусе. Папирус – речной тростник с высоким толстым стволом.

Ствол разрезали на полосы, выпрямляли, склеивали, высушивали и писали на листах папируса палочками.

В Древней Греции был изобретёнпергамент.Его изобрели в городе Пергам, отсюда и пошло само название материала.

Пергамент выделывали из шкур животных. Кожу старательно чистили, скоблили, пока она не становилась жёлтой или белой. На изделие одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет.

Наш путь пролегает через удивительную страну – Древний Китай. Китайцы пошли дальше и придумали бумагу, долго храня секрет в тайне. Они делали клейкую массу из бамбука и воды, раскатывали её в плоский лист и оставляли этот лист сушиться на солнце.

Первые книги были рукописные, их многие месяцы переписывали от руки. Рукописных книг было мало и стоили они дорого.

Первый печатный станок был изобретён в Германии.

В наше время книги печатаются в типографиях , на печатных станках.

Сейчас существуют книги напечатанные и электронные, которые можно как читать, так и слушать.

Мы с вами наблюдали длинный путь книги, начиная от Древнего мира до наших дней.

Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг!Чтобы делал человек,Если б не было бы книг.Если б все исчезло разом,Что писалось для детей.

 Ребята, давайте «прокатим» нашу книгу в волшебном лифте!

«Эвроритм» (книга «едет» в лифте снизу вверх).

1 этаж — назначение. Появляется книга и узнает, для чего люди ее придумали.

2 этаж — «обидчивая» книга. Книга осталась одна в целом мире. Проводится игра «Хорошо-плохо».

3 этаж — классификация. Книги бывают разные. Какие? (По функциональным признакам.) (большие, маленькие, толстые – тонкие; тяжёлые – лёгкие; весёлые – грустные).

4 этаж — «испорченная» книга. Книга есть, но читать ее нельзя. Когда это может быть?

5 этаж — «нас много». Какие печатные издания, кроме книг, существуют?

6 этаж — «исчезновение». Книга исчезла. Что может заменить ее?

Физминутка

Как живешь?   Вот так!   (Показать большие пальцы  обеих рук, направленные вверх)   

Как идешь?   Вот так! (Маршировать)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)

Ночью спишь? Вот так!  (Ладони соединить и положить на них голову (щекой).)  Как берешь?  Вот так!  (Прижать ладонь к себе)

А даешь?   Вот так!  (Выставить ладошки вперед) 

Как шалишь?  Вот так! (Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним)

Как грозишь?   Вот так!    (Погрозить пальцем друг другу)

Любим мы, когда читаютСказки и рассказы нам,И стихи мы тоже любим.Ведь мы с книгой очень дружим,Уважаем книги все.

Воспитатель: Ребята, я тоже была маленькой и знаю, что больше всего на свете вы дети любят сказки. Любите сказки?

По цепочки назовите любимые сказки. А какие бывают сказки? (сказки разных народов, зарубежные, авторские)

В мире много сказок - грустных и смешных.И прожить на свете нам нельзя без них.В сказке может все случиться,Наша сказка впереди.Сказка в двери к нам стучится,Скажем гостю: "Заходи!"

Воспитатель: Сказок много вы знаете, а сможете ли вы их отгадать. Слушайте загадки, которые вам загадает книга сказок. Кто знает, руку поднимает.

1) Дед и баба вместе жили,Дочку из снежка слепили,Но костра горячий жар,Превратил девчурку в пар.Дед и бабушка в печали.Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

2) Птицы страшные летали, Братца милого украли. Ничего с ним не случится - Выручит его сестрица. (Гуси лебеди)

3) До чего ж хитра Лиса

Это прямо чудеса

Мужика перехитрила

С возу рыбу утащила

Обманула волка

Тоже очень ловко.  (Волк и лиса)

4) По тропе шагая бодро,Сами воду носят ведра. (По щучьему веленью)

5) Нет ни речки, ни пруда.Где воды напиться?Очень вкусная водаВ ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6) Достался я младшему из братьев.В отличье от своих собратьев.Ношу я сапоги на лапахИ с перьями большую шляпу.Я великана одолелЕго я в прямом смысле съел (Кот в сапогах)

7) Был он сделан из полена,И в каморке с папой жил.А вот нос его, наверно,Самым длинным в мире был. (Буратино)

8) Родилась девочка в чашечке цветка.Ростом эта девочка не больше ноготка. (Дюймовочка)

9) Тридцать три года жил я у моря,Рыбу ловил со стихиями споря,Невод тянул, выбиваясь из сил,Но чудесный улов все же я отпустил. (Сказка о рыбаке и рыбке)

10) Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёной кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей. ("Царевна - лягушка")

11)Я на балу никогда не бывала,

чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилось попасть мне на бал,То голову принц от любви потерял,А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? (Золушка)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? (ответы детей)

У русского народа есть много пословиц про книги.

«Книга – источник знаний». Почему так говорят?

«Выбирай книгу так, как выбираешь друга». Почему так говорят?

«Книжные странички похожи на ресницы – глаза открывают». Почему так говорят?

«Кто много читает, тот много знает». Почему так говорят?

«Золото добывают из земли, а знания из книг». Почему так говорят?

«Книга не пряник, а к себе манит». Почему так говорят?

Воспитатель: Книги, как мудрые и добрые друзья вводят нас в удивительный и познавательный мир. Через книги мы узнаем новое, знакомимся с природой, читаем сказки, стихи, загадки, пословицы.

Воспитатель: Ребята, книга благодарит вас за такое увлекательное путешествие, и чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, книга дарит вам "Правила пользования книгой"

Давайте прочитаем эти правила. (Дети берут иллюстрированные картинки и «читают» по ним, как надо пользоваться книгой.)

Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

Нельзя рвать, вырывать страницы.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

Нельзя брать книгу грязными руками.

Нельзя есть над книгой.

Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. На этом наше путешествие закончено.

Книга дарит вам песенку "Читайка".

* Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место!

* Нельзя рвать, вырывать страницы!

* Нельзя рисовать на книгах!

* Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой!

* Нельзя брать книгу грязными руками!

* Нельзя есть над книгой!

Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не запомнил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи.

Чтобы ваш ребенок научился правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, необходимо развивать речевую активность, а также использовать творческие игры. Для этого мы предлагаем вам следующие этапы работы (с использованием творческих игр) :

I подготовительный - как ребенок рассказывает о событиях произошедших с ним («бюро путешествий», «вспомни случай», «лучший друг»)

II использование ребенком сложных предложений, развернутых фраз («мой репортаж», «измени песню», рассказы по картинкам»)

III закрепление («всегда под рукой», «говорим по-разному», «семейное ток-шоу»)

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг,  дома, на улице, в детском саду. Очень охотно дети передают то, что им действительно интересно. Ниже представлены примеры творческих заданий, которые могут быть использованы вами.

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Каждый ребенок должен уметь грамотно, правильно, связно общаться. Это поможет ему преодолевать застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. Поэтому необходимо:

• В первую очередь, как можно чаще общайтесь с ребенком. Разговаривайте с ребенком о том, что он видит вокруг, дома, на улице;

• Во вторых, когда вы с ребенком рассматриваете предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы (Какой он? Для чего нужен? Из чего сделан)

• В третьих, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

v   Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

v   Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

v   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

v   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

v   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

v   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

v   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

v   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

v   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

v   Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Вступивший в действие с 01.01.2014г. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, ставит перед нами важную задачу по реализации образовательной области "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ".

Речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование ...предпосылки обучения грамоте.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас, родителей, задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей• Чаще говорите о ценности книги;• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Советы родителям «Как помочь ребёнку стать читателем»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского

психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1.     Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2.     Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3.     Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4.     Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5.     На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6.     Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

7.     В доме должна быть детская библиотечка.

8.     Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9.     Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10.   По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11.  Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12.  Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14.  Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!

16.  Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Литературная викторина для родителей

«Любимые сказки»

ЦЕЛЬ: помочь родителям понять значимость литературного произведения в воспитании детей. Повысить уровень культуры родителей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: анкетирование родителей, оформление выставки художественной литературы для детей, выставка рисунков детей, рукописных книг.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Не только в детском саду, в школе, дома надо учить детей любить книгу. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы на развитие ребенка. Она помогает ребенку усвоить нормы поведения, воплощенные в образах литературных героев. Но в нашем современном мире, дети все реже интересуются классикой детской литературы, на которой выросли мы с вами. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу. Книги наши друзья и помощники. Детство безвозвратно уходит от нас, а книги остаются. Сегодня предлагаем Вам, дорогие родители проявить свои знания в литературной викторине. Наша викторина посвящена сказкам.

Родители делятся на команды и рассаживаются за столы.

1 ЗАДАНИЕ. ВСПОМНИТЬ ПОСЛОВИЦЫ О ЧТЕНИИ И КНИГЕ.

Книга - друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала да ума придала.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячи людей учит.

Кто знает аз да буки. Тому и книгу в руки.

Дом без книги - день без солнца.

2. ЗАДАНИЕ. НАЗВАТЬ ГЕРОЯ СКАЗКИ, КОТОРЫЙ МОГ БЫ РАЗМЕСТИТЬ В ГАЗЕТЕ ТАКОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ.Заодно вспомнить название произведения и его автора .- Потерян ключ из драгоценного металл. (Буратино из сказки "Золотой ключик" А.Н. Толстого).- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из одноименной сказки К.И.Чуковского).- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Сказка "Гуси - лебеди).

3. ЗАДАНИЕ. «НАЗОВИ СКАЗКУ ПРАВИЛЬНО»Играющим необходимо вспомнить и  дать правильные названия сказок.

4. ЗАДАНИЕ "ОТГАДАЙ СКАЗКУ"

А дорога – далека, а корзинка – нелегка.Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок."Маша и медведь"

5 ЗАДАНИЕ «О КАКОЙ СКАЗКЕ ИДЁТ РЕЧЬ?»1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)5.Нам не страшен серый волк.(Три поросенка)6.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)7.Колотил, колотил по тарелке носом.(Журавль и лисица)8.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.(Мойдодыр)1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)2.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)3.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)4.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)5.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…(Колобок)6.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)7.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)8. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)

6 ЗАДАНИЕ. Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖАЙТЕ.

Это задание на скорость, кто в перёд поднимет руку, тот и отвечает, выкрикивать нельзя.

- Мой весёлый, звонкий мяч……(ты куда помчался вскачь?)

- Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж …… (картину, корзину, картонку и маленькую собочёнку )

- Где обедал воробей…… (в зоопарке у зверей)

- Побежала мышка- мать

Стала Кошку в няньки звать…..(приходи к гам тётя кошка, нашу детку покачать)

-Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…..(это он , это он ленинградский почтальон).

Ведущий:-Ну а сейчас мы с вами подсчитаем наши результаты.

Награждаем победителей.

Ведущий:-Молодцы! Закончить мне хочется словами А.М.Горького «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как было велико моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир.»

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

ПЕРЕЧЕНЬ ВЛОЖЕНИЙ

Система работы........................................................................................................................3

Выступление на совете педагогов........................................................................................15

Приложения............................................................................................................................25

3.1. Конспекты занятий.........................................................................................................30

3.2. Консультации для родителей .......................................................................................47

3.3. Достижения воспитанников..........................................................................................57

3.4. Рукописные книги..........................................................................................................63

3.5. Фотографии.....................................................................................................................66

3.6. Схемы, модели...............................................................................................................68