• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано»

Дата публикации: 21.10.2019

Должность: преподаватель музыкального отделения

Учебное заведение:

Населенный пункт: Республика Татарстан, Сармановский район,село Сарманово

Файл публикации





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сармановская детская школа искусств им. И.Г.Шакирова

ОТКРЫТЫЙ УРОКНа тему: «Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано»(с учеником 1кл. Шакирова Милена, 7лет отд. «сольное пение») Выполнила:Латыпова Г.Г.преподаватель музыкального отделенияСарманово 2018г.Содержание1.Введение……………………………………………….…...32. План урока……….………………………………………..63.Основной этап. Ход урока ………………………………..64. Заключение…………………………………………….….155. Список литературы……………………………………….16ВведениеФормирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины.Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.Цель урока: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося на начальном этапе обучения.Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).Урок включает:- организационную и содержательную установку- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков- закрепление изученного материала и упражнения- диагностику прочности усвоения знаний- инструктаж по выполнению домашнего заданияВид урока: традиционныйЦель урока: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося на начальном этапе обучения.Методы обучения:Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato.Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.Методические приемы:- Словесный, наглядный, практический- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика- Развитие мышления, творческой инициативы- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.Психологические условия на уроке:Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.Задачи урока:В интересной для ребенка форме организовать его игровой аппарат, закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами nonlegato, legato, staccato; ;Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра «Говорящие пальцы»;Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.Оборудование: фортепиано, стулья, ноты: сборник И.Корольковой «Крохе-музыканту», «Нотки-клавиши», «40 уроков начального обучения» С. Альтерман.План урока:Организационный моментРазминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика .Работа с музыкальным материалом.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии ( рисунки, картинки)Итог урокаДомашнее заданиеОсновной этап. Ход урокаОрганизационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работуРазминка.Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ1.1 "МЕЛЬНИЦА"Руки и тело свободные. Вращательные движения рук "из корпуса" в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.Самолет летит,Самолет гудит.Самолет-самолетНас в Москву повезет.В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.1.2 "ПОЛЕТЫ"Кисть мягко висит на запястье, как "парашутик", рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опускается в "ямку" и затем рука, выходит из клавиатуры в "парашютик" с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе "Путь к музицированию" Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка."Ой ты, радуга-дуга. . .Под тобой лежат луга,В небе ты повислаСловно коромысло".Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.1.3 "ПРОЩАНИЕ"Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.-Вот и всё, - мы вам сказали.-Делать больше нечего.Мы пойдем, а вы сидитеДо самого вечера.При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.1.4 "БОКСИК"Для того, чтобы почувствовать руку "из корпуса", ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.Петушки распетушились,Но подраться не решились.Если очень петушиться,Можно и пера лишиться,Если и пера лишиться,Нечем будет петушиться.При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.1.5 "СТИРКА"Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал - надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: "Если стряхивать хорошо - брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками - все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле - звуки, как брызги: играешь свободными руками - звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми - они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их"Мама стирала на кухне бельё,А серенький котик смотрел на неё.Мама устала - легла на кровать,А котик взял мыло и начал стирать.2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:2.1 "МЯЧИК" или "ОТДАЙ МНЕ РУКУ"Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.Мой веселый, звонкий мяч,Ты куда помчался вскачь?Желтый, красный, голубой, -Не угнаться за тобой!Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развиваю

щим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.2.2 Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнение следует в следующем порядке: руки опускаются, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.Вверх и вниз, по этажам.Ходит домик, ходит сам.Кнопка нажимается -Домик поднимается,Вот дом на седьмом,Апотом на восьмом.За минуту мы ужеНа девятом этаже.Вышли из дома -Вот мы и дома.2.4 "ОДЕВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВ"Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.Перед тобой – пятеро братьев – Пальчики вверх, не напряженыДома все они без платьев – Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику ("раздевающие движения").А на улице зато нужнокаждому пальто Можно пошевелить пальчиками. "Одевающие" движения от кончиков к основаниямУпражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм - упражнениям относятся и так называемые "пальчиковые" игры.2.6 «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцевМальчик-с-пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенкаПриступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, в первую очередь, делаю упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано:; « Осторожный зайка» -начинать со 2 пальца, затем беззвучно подменивать его на 1 палец, позже можно это упражнение играть на инструменте.«Бинокль» - соприкосновение 2,3,4 и 5пальцев с первым, образуя колечко. В музыке всегда присутствует ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Когда отстукиваешь каждый звук песни, ты исполняешь ее ритм.Упражнение «Фокус-покус»Фокус-покус, трали-вали,Едет мышь на самосвале.Ты чего же, это, мышь,Сверху вниз на нас глядишь?Кыш! Кыш! Кыш!Проговори – простучи стишок такими пальцами:1 1 2 2 1 1 3 31 1 4 4 1 1 5 51 1 2 2 1 1 31 1 4 4 1 1 5А теперь прохлопай руками такую загадку:Шел, шел без дорог. Где шел – там и лег. До весны пролежал, а потом побежал.Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки, решить, какими пальцами ты будешь ее «говорить», написать номера пальцев под ритмическим рисунком стишка. Это твое творческое домашнее задание.Прохлопывание ритмических паровозиков (сб. И. Корольковой «Крохе-музыканту», можно делать разными вариантами:Прохлопать целиком весь паровозикОдной рукой хлопать по коленке ритм, второй играть на инструменте.Обеими руками играть ритм паровозика на инструменте, вслух считая доли.Работа с музыкальным материалом.Изучение нотной грамоты желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала и повышает интерес детей к занятиям. Этот процесс также неразрывно связан с освоением клавиатуры. « Аня, давай сыграем с тобой песенку «Ежик, ежик чудачок» от клавиши «до», а теперь эту же песенку сыграй от клавиши «фа» (учимся транспонировать).Когда ученик произносит слова, стихи, фразы во время игры упражнения или попевки, то он занят текстом и не фиксирует свое внимание на движениях руки. Рука не зажимается, можно незаметно для ребенка «формировать его руку»: поддерживать локоток, проверять свободу кисти. Так постепенно появляется естественность движения ученика.Переходим на клавиатуру - осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:Упражнение «Вот иду я вверх», «Вот иду я вниз» будем играть последовательно 2,3-м или 4-м пальцем правой и левой руки. Играть и петь. Закрепляя прием non legato играем песенки в ансамбле с педагогом:«Давай, Аня сейчас сыграем с тобой от каждой клавиши 1 октавы песенки1. «Андрей-воробей»2. «Тили-бом»3. «Солнышко»4 «Зайчик»5. «Фасоль»6. «Лягушки»Сборник И. Корольковой «Крохе-музыканту»Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке6. Переходим к приёму legato – по два звука на слог «А-у», «Ма-ма»…играем упражнение 2,3-м пальцем правой руки и 3,2-м пальцем левой руки.Упражнение «Я уже пришел домой», «Побежали дети в лес» каждой рукой разными пальцами.• На приём legato играем песенку «Зайчик» со словами. Поем песню «Зайчик»,обращаем внимание на лад мажор.• Поём песню «Киска», обращаем внимание на плавность - «связанность» пения (legato) и лад минор.Итог урока:необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – non legato, staccato и legato, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.Домашнее задание:- Закрепление упражнений и пьесок от клавиш первой октавы игрой non legatoЗапомнить понятия «Мажор» и «Минор».- Загадка «Говорящие пальцы».Итак, за дело! Желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!ЗаключениеПеред педагогом, работающим с начинающими, стоят серьезные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учеником, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура – необходимые условия для их успешного решения. Начальное обучение игре на фортепиано предполагает не только обучение первым навыкам игры и необходимым знаниям нотной грамоты, но и обогащение и развитие музыкальных впечатлений ребенка.Список литературы:С.Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей»;2003Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть»Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, 1986И.Королькова «Крохе-музыканту», Р-на Дону; 2011«Нотки-клавиши», сост.Т.А.. Бабичева; 2008