2. | Актуализация знаний(мотивация к деятельности) | - На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «Причастие». - Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о причастии. - Будем воспитывать внимание, любознательность, взаимовыручку; развивать речь, мышление, обогащать словарный запас языка; - Верно, а ещё мы будем слушать друг друга, дополнять, активно работать. - Для начала выполним тест «Знаем ли мы, что такое причастие?» 1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? а) признаки существительного; б) признаки прилагательного; в) признаки глагола; г) признаки наречия. 2. Что обозначает причастие как особая форма глагола? а) признак предмета; б) признак действия; в) признак признака; г) признак предмета по действию. 3. Какое утверждение является правильным? а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых; б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол. - Вот правильные ответы: 1- б, в; 2 - г; 3 - а. | Включились в учебную деятельность. Выполняют тест в тетради самостоятельно. Взаимопроверка работ с вынесением ошибок на поля. |
3. | Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее. Диагностика усвоения темы. | Задание №1. Из данного текста выписать все причастия: Красиво смотреть со стороны на судно, окрыленное белыми парусами, грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук, приводящих его в движение! Парусное судно, обмотавшееся веревками и завесившееся парусами, дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре, не сможет в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться. - По каким признакам вы определили, что данные слова являются причастиями? Что такое причастие? Как изменяются причастия? Чем бывают в предложении? -Что называется причастным оборотом, и каков алгоритм обособления причастного оборота? Придумать и записать предложение с причастным оборотом, стоящим до и после определяемого слова. Задание №2. Групповая работа. - Мы будем работать группами. Каждая группа получает свое индивидуальное задание. I группа:Подготовить рассказ о том, как образуются действительные причастия настоящего времени. Привести примеры и объяснить правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. II группа: Подготовить рассказ о том, как образуются действительные причастия прошедшего времени. Привести примеры и объяснить правописание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. III группа: Подготовить рассказ о том, как образуются страдательные причастия настоящего времени. Привести примеры и объяснить правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. IV группа: Подготовить рассказ о том, как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Привести примеры и объяснить правописание гласных перед н в полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени. Задание №3. Данные слова необходимо распределить в определенные колонки, в первую – причастия, в которых пишется одна н, а во вторую - причастия, в которых пишется две нн: Ране(н, нн)ый в руку, маринова(н,нн)ые огурцы, реше(н,нн)ая задача, стены покраше(н,нн)ы, вяза(н,нн)ый крючком, газирова(н,нн)ая вода, купле(н,нн)ые подарки, кова(н,нн)ые ворота, золоче(н,нн)ые купола, жаре(н,нн)ый на вертеле, прессова(н,нн)ое сено, слома(н,нн)ый карандаш. -Проверяем: - Итак, в каких случаях пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? Задание № 4. Цифровой диктант со следующими словосочетаниями: Еще (не) довязанный, корпус (не) склеен, (не) дремлющий, а бодрствующий, (не) найденный клад, (не) законченная, а начатая работа, (не) выполненная работа, заказ (не) выполнен, (не)рассматриваемый на совете. 1 – НЕ с причастиями пишется слитно 2 - НЕ с причастия пишется раздельно КОД ОТВЕТОВ: 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2,2 Задание № 5. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени: Ограничить, сколотить, раскрепостить, обобщить, обезоружить, потушить, украсить, поглотить. Правильное выполнение задания: Ограничить - ограниченный, ограничен; Сколотить - сколоченный, сколочен; Раскрепостить – раскрепощённый, раскрепощён; Обобщить – обобщённый, обобщён; Обезоружить – обезоруженный, обезоружен; Потушить – потушенный, потушен; Украсить – украшенный, украшен; Поглотить - поглощённый, поглощён. В каких случаях в суффиксах причастий –енн- и –ен- после шипящих пишется ё, а каких е? | Выполняют группой .задание №1. Один из учащихся группы зачитывает записанные причастия: Окрыленное, плывущее, приводящих, обмотавшееся, завесившееся, дремлющее, лавирующее. Обсуждение в группах. Отвечает представительгруппы. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? - Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам. - В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми. Записывают предложения с причастным оборотом, объясняют расстановку знаков препинания. - Причастие с зависимыми словами называетсяпричастным оборотом.В предложении причастный оборот является одним членом предложения –определением. - Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Групповое выполнение задания. Проверка выполненных заданий начинается с той группы, которая первая справилась с заданием. Индивидуально выполняют задание. Учащиеся меняются тетрадями друг с другом, оценивают. Две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных - от глаголов совершенного вида; - от глаголов несовершенного вида. Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, имеют при себе пояснительные слова и являются главным словом причастного оборота. Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. Выполняют цифровой диктант индивидуально в тетради, а один учащийся у доски, который после выполненной задачи, подводит итог: Не с причастиями пишется раздельно: 1) с краткими причастиями: 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. Один учащийся выполняет задание на доске, остальные- в тетради. В суффиксах причастий –енн- и –ен- после шипящих пишется ё под ударением, без ударения – е. |