• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Пути и средства формирования познавательного интереса и повышения мотивации к занятиям ручным трудом в объединении «Оч. умелые ручки»

Дата публикации: 25.10.2019

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кировская область г.Советск

Файл публикации





Пути и средства формирования познавательного интереса и повышения мотивации к занятиям ручным трудом

в объединении «Оч. умелые ручки»

Образование на современном этапе своего развития призвано решать важнейшие задачи повышения эффективности обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Однако, серьёзной проблемой нашего времени является падение у обучающихся интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к за

нятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к познавательной деятельности.

Формирование побуждений к учению и познавательному интересу к занятиям является одной из важнейших задач. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести постоянную работу по их формированию.

Дополнительное образование по сути своей направлено на построение пространства саморазвития ребенка. На развитие личностных способностей и интересов, воспитание свободной самобытной личности ребёнка на основе реализации его потребностей в познании нового, необычного и отличного от школьных предметов. Поэтому в нашем Доме детского творчества созданы и работают объединения, целью которых является развитие творческих способностей детей, их желания создавать прекрасное своими руками, осваивать техники работы с различными материалами

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, реализуя дополнительную образовательную программу художественно-эстетической направленности по ручному труду «Оч. умелые ручки». Стараюсь творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса, применяя традиционные и нетрадиционные техники: оригами, торцевание, квиллинг, плетение, айрис фолдинг и др., используя передовой опыт педагогов дополнительного образования различных регионов. Изучив большое количество литературы по общим и специальным вопросам художественного творчества, я разработала модифицированную программу, рассчитанную на 4 года обучения.

Целью моей работы является развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к ручному труд посредством выполнения самоделок из бумаги через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Моя задача - поднять и поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, повысить эффективность обучения.

А это невозможно без включения самого воспитанника в познавательный процесс, развития его творческих способностей. Данная проблема заставляет задуматься над тем, как поддержать постоянный интерес к занятиям и изучаемому материалу.

Ищу способы оживления занятия, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, повысить успешность освоения материала.

Возникновение интереса к занятиям творческой деятельностью у значительной части детей зависит в большей степени от методики проведения занятий. Считаю, что необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок на каждом занятии работал активно и увлеченно, постоянно проявляя глубокий познавательный интерес и развивая свою любознательность.

Применяю несколько способов активизации занятий:

- самостоятельная работа,

- творческая работа,

- применение игровых приёмов и методов,

- использование на занятиях занимательного материала.

Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от творческой деятельности.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Поэтому использую различные приёмы. Если нам необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, к которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, недавно мы изготавливали поделку из гофротрубочек – зонтик. Когда я объясняла детям технологию изготовления трубочки, то привела пример из мультфильма «Маша и медведь». Напомнила эпизод, как Маша рассыпала червяков у Мишки на рыбалке, стала их собирать и говорила: «Какие замечательные червячки!» Дети вспомнили любимых героев, были такие активные и довольные, с радостью принялись за работу и старались сделать аккуратно своих «замечательных червячков».

Развивать и сохранять учебную мотивацию на занятиях можно, используя для этого занимательные задания, загадки и ребусы, красочную наглядность, персонажей. Поддержание постоянного интереса к занятиям обеспечивается через формулировку и содержание заданий, форму подачи материала. Для активизации внимания, поддержания интереса к деятельности использую на занятиях поделки-персонажи известных мультфильмов, героев детских книг. Например, на вводном занятии я пришла не одна, а со мной пришел «Кот ученый» - ручная кукла для кукольного театра:

Я – Кот ученый. Много лет,

С тех пор, как написал поэт,

Все по цепи хожу, друзья,

Рассказываю сказки я.

А если чуть-чуть поучиться,

Потом немного потрудиться,

То из бумаги сказка может получиться.

И вот сейчас совсем не зря

Я приглашаю вас, друзья,

В кружок, где ваши ручки

Сумеют сделать из бумаги,

Какие захотите штучки.

И дети охотно включились в занятие.

На занятиях для поделок мы используем бумагу, т.к. это более доступный материал, экономный. Учу использовать все кусочки, обрезки.

В процессе реализации программы стремлюсь обеспечивать межпредметную связь с предметами школьной подготовки: ИЗО, технологией, математикой, окружающим миром, физической культурой - соответственно, дети могут самостоятельно прорисовывать мелкие детали лица; отрабатывать навыки черчения при помощи линейки. Обязательный структурный элемент занятия - проведение физкультминутки в середине занятия, разминки для пальчиков, что обеспечивает смену видов деятельности, минутный отдых и, как следствие, активизацию дальнейшей работы детей в течение занятия. При изготовлении поделок животных провожу о них мини-беседы, включаю загадки и сказки. Для поддержания интереса ввожу нетрадиционные приемы («секреты» - например, мы делали поделку «Кот», и во время занятия, я попросила придумать ребят имя своему котику и до конца занятия держать это в секрете. Все молчали до окончания, а когда мы показывали друг другу, какие кошечки получились, тогда и раскрыли свой секрет: и что удивительно, имена не повторились!).

Обыденный инструктаж по ТБ можно заменить запоминающимся для детей стихом:

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути.

И держа за острый край –

Другу их передавай.

Лишь окончена работа,

Ножницам нужна забота –

Не забудь ты их закрыть,

И на место положить!

Это способствует активному вовлечению детей в образовательный процесс на занятиях, рациональному использованию времени занятий, развитию их кругозора.

Опыт моей работы позволяет сделать вывод, что благодаря разнообразию применяемых техник, (о которых шла речь выше) происходит развитие мелкой моторики рук, ведь не зря гласит пословица: «Ум - на кончиках пальцев»; а также глазомера, мышления, а главное- поддерживается интерес к деятельности на занятии.

Полезные действия на функции организма оказывают также изменение рабочей позы во время занятия: из позы «сидя» в другую- «стоя». У воспитанников значительно снижается уровень напряженности при выполнении учебных заданий, поддерживается рабочее настроение.

Считаю, что творческая атмосфера, положительный микроклимат в ходе занятий, доверительные отношения с детьми, налаженный контакт педагога и детей, спокойный доброжелательный тон педагога, коммуникативная активность организованность и дисциплинированность способствуют выполнению поставленной цели и задачам занятия.

Изготовление поделок способствует развитию лучших личностных качеств детей. Во время такой творческой деятельности ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы для украшения быта, которые используем для того, чтобы украсить стены в кабинете, сделать подарки родителям, учителям, близким людям к каким-либо календарным датам. Так дети могут проявить заботу об окружающих людях, проявить свое внимание, уважение и любовь. Также свои работы мы отправляем на конкурсы и получаем призовые места на всероссийских и международных уровнях. Чествуем детей по итогам года на мероприятии «Звезды нашего дома». В Доме детского творчества оформлен стенд «Аплодисменты победителям».

Рефлексию занятий провожу в творческой форме, например, использую два рисунка: «Гора радости» и «Гора грусти», к конце занятия предлагаю выбрать гору по их настроению. Еще детям нравится, когда оцениваю их работу и вручаю наклейки с различными надписями: «У тебя все получится!», «Я в тебя верю!» «Класс!» и т.д.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения мотивации на занятиях, я пришла к выводу, что ребята должны пройти этапы от понимания целей до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Занятия следует организовывать так, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны, могли быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного и осуществлять свои задумки, проявлять творчество на основе заданного педагогом образца. Так рождается творчество.

Е. Е. Кошкина,

педагог дополнительного образования

МОУ ДО ДДТ г .Советска Кировской области