• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 06.11.2019

Должность: преподаватель теоретических дисциплин

Учебное заведение:

Населенный пункт: город Тула

Файл публикации





Статья

«Мир В.А. Моцарта»

Автор Белтова Г.В.

преподаватель теоретических дисциплин

Известно, что Моцарт родился 27 января 1756 года, умер 5 декабря 1791 года. Жизнь его полна необыкновенных событий, смерть его неясна и темна. Он оставил после себя столько сочинений – симфоний, балетов, произведений для концертов, музыки почти всех видов, - что одно перечисление его творений составило большой и толстый том.

«Ты, Моцарт, б

г…» Так на «ты» обратился к Моцарту Сальери в знаменитой «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Так сказано о Моцарте у Пушкина. Пушкин, которому минуло 30 лет, писал о Моцарте, которому шел 36 год. И Пушкин в 30 не был таким, каким представляла его молва. И Моцарт в 35 давно забыл о «счастливой праздности» прежних лет.

«Дорогой брат мой, и любезный друг! Я решаюсь потревожить вас снова, мне неоткуда больше ждать помощи… Из-за болезни моей жены, Констанцы и после смерти нашей маленькой Терезии дела приняли ужасный оборот, и я умоляю вас одолжить мне, если это возможно 200 гульденов…»

Купец Пухберг, страдавший непостоянной любовью к музыке, не раз давал Моцарту сумму денег. Но последнее время и Пухберг стал подозрителен и скуп: знаменитый, прославленный, увенчанный лаврами Моцарт – и всегда без лишнего крейцера! Уж не обирает ли он своих доверчивых друзей?

Как ни странно, но Вена отвернулась от Моцарта, его не приглашают в императорский дворец и дома венской знати. Ему не заказывают ничего, кроме военных маршей и боевых песен, на концерты никто не ходит.

Пресыщенная развлечениями Вена не понимает нынешнего Моцарта: резкого, насмешливого, с неотступной силой, пристального взгляда. И когда в его музыке открылась эта пугающая глубина – ждешь восторга, но он оборачивается великой печалью, как в новых его сочинениях, операх и симфониях.

А жизнь началась так счастливо. Европейские газеты сообщали: В 4 года Вольфганг пишет свой первый концерт для клавесина, такой трудный, что навряд ли кто-нибудь из европейских виртуозов мог бы его сыграть. В семь лет – первую симфонию, в 12 – первую оперу. Мальчик не может понять, отчего все удивлены. Он не сознает свои триумфы.

Сказочный мир: дороги, кареты, дворцы; мраморные лестницы, великолепные залы в золоте в гобеленах; люди, одетые как сказочные принцы и короли… Впрочем, почему сказочные – это действительно императоры и короли, принцы и принцессы, герцоги и князья. Они аплодируют ему, склоняются над ним, с любопытством оглядывают, передают из рук в руки в Вене, Мюнхене, Брюсселе, Лондоне, Париже. Они задают вопросы, заставляют снова и снова садиться за клавесин. То закроют платком клавиши: «Играй, мальчик, не видя клавиатуру». То прикажут: «Играй, Вольферль, одним пальцем». То настаивают: «Импровизируй».

1763 год. В Париже проходили необычные концерты. Когда публика собиралась на сцену выходил семилетний мальчик. Он забирался на стул перед клавесином – старинным музыкальным инструментом.

- Господа! Каждый из вас может предложить В.А. Моцарту – юному музыканту из Вены, любую мелодию, любую музыкальную фразу, и он тут же сочинит на предложенную тему пьесу и сыграет ее, - объявлял ведущий. Сочинять во время игры на музыкальном инструменте без нотной записи, без предварительного разучивания – значит импровизировать! Да под силу ли это такому маленькому ребенку?

Между тем В. давали клочок нотной бумаги с коротенькой музыкальной фразой. Мальчик брал несколько аккордов и… играл без единой запинки сложнейшую первую часть тут же сочиненной им сонаты.

- Не может быть! – не выдержал однажды один из слушателей. – У него колдовское кольцо! Оно движет его пальцами.

Мальчик с недоумением оглянулся, снял с пальца тоненькое золотое колечко – подарок матери и продолжил играть. Заданная тема росла, искрилась, обрастала подголосками, приобретала все новые и новые звуковые краски. Это была блестящая импровизация! Может быть так и появлялись сонаты?

Все замолкают, когда он входит, маленький человечек, в парике и при шпаге, напудренный и нарумяненный, в огромный зал. Все поворачиваются к нему. Зазвучал клавесин, и теперь царствует только Моцарт. Он щедро дарит свои произведения: 6 сонат – принцессе английской, 6 сонат – принцессе вейльбургской. Дома, в Зальцбурге его по-прежнему называют Вольферлем, как в 5-6 лет. А в Италии он уже Амадео Вольфганго Моцарт. Его опера здесь идет с большим успехом. Болонская музыкальная академия решает испытать маленького музыканта – дать ему труднейшую задачу: разработать тему для фуги. Он сделал все за полчаса вместо 3 часов. И, нарушив свое же правило – не избирать в члены академии никого моложе 20 лет, - Болонская академия назвала четырнадцатилетнего Моцарта академиком. По слуху записывает он в Ватикане духовные сочинения Аллегри, исполняемое лишь один раз в году и тщательно охраняемое по приказу Римского папы. Просто Моцарту хочется, чтобы у его сестры Нинель были ноты, которые есть только у папы. Записать такое громаднейшее сочинение, которое исполняют два хора прослушав 1 раз? Да это просто чудо! И вместо кары за «похищение», испытав сначала негодование, затем изумление, а потом восхищение, всесильный папа наградит Моцарта орденом рыцаря золотой шпоры, отныне он кавалер и академик.

Но сколько и где бы ни странствовать, приходится возвращаться в Зальцбург. Домой – как в тюрьму. На службу к архиепископу Иерониму Колорадо.

Как они безнадежно одинаковы и устрашающе однообразны в своей травле гениев – все эти курфюрсты, князья, архиепископы, преследовавшие Баха, Гайдна и вот теперь Моцарта. Одни и те же наставления, одни и те же запреты, одна и та же брань и месть.

Легкий, уступчивый Моцарт – и вдруг столько врагов! И первый среди них – Архиепископ Иероним. Моцарт называет его «великий муфтий». «Великий муфтий» всегда недоволен и раздражен: Вчера… сегодня… завтра…

- «Боже, как он ругался. Как пьяный возница, когда я подал ему прошение об отставке – вспоминал потом Моцарт. Его лакей спустил меня с лестницы».

Но, не смотря на возмущение и негодование, Вольфганг счастлив. Он свободен, он никогда не увидит ненавистного «великого муфтия». Музыка переполняет сердце. Когда-то он писал отцу: «Я, так сказать, торчу в музыке весь день». Это же состояние и сейчас. Музыка и еще любовь. Не смотря на запрет отца, Вольфганг женится на Констанции Вебер. Он ей писал, когда был вдалеке от нее. Теперь жена всегда рядом. Она заботлива и покорна. Но музыка Моцарта оставляет ее холодной. Сначала это заставляет его страдать, потом он смирился. И все же счастье может услышать, как мелодию, оставшуюся на нотном листе, как в «Майской песне». Эти же чувства; умиротворенную радость, светлую грусть можно услышать и в «Гавоте-рондо».

Как все меняется! Еще вчера жизнь казалась невыносимой. А сегодня! Купец Пухберг наконец-то прислал 200 гульденов. Констанция снова встает с постели и даже спустилась в сад. Колокольный звон над веной, как в те прекрасные часы, когда Вольферль засыпал на руках отца, устав от игр с принцами и принцессами. Только башмаки стоптались. Только кружевная рубашка обносилась и пожелтела. То не румянец на лице, а пятна оспы и желтизна. И все же это Моцарт. Пошла 6 неделя с тех пор, как он начал писать 3 новые симфонии. Он дописывал третью. В записях не было ни одной помарки, словно симфония двигалась сама, словно рука не успевает за потоком музыки. 3 симфонии за 6 недель! Это же опять чудо. Но музыкальный издатель так и не решился печатать их. Кто купит?

Три симфонии валялись в темном шкафу. Констанция опять в больнице, да и сам Моцарт болен. Вдруг появляется человек в черной маске и в черном плаще и заказывает «Реквием» (произведение, исполняющееся в день похорон кого-нибудь). Впоследствии выяснилось, что это был известный граф, у которого умерла жена, и который решил исполнить «Реквием» в день похорон. И Моцарт, больной, впечатлительный Моцарт с лихорадочной поспешностью сочиняет его.

Декабрьский день 1791 года уже сменился вечером, когда больной Моцарт заговорил со своей родственницей Софи, бессменно сидевшей у его постели.

В придворном некрологе было объявлено, В.А. Моцарт «Скончался от водянки сердца». В день похорон Сальери шел его гробом. Ему приписывают слова; «Туда ему и дорога! Иначе все мы в скором времени остались бы без куска хлеба».

Некрашеный сосновый гроб добрался до городской черты. Все уже давно отстали. Только, Сальери, один спешил за гробом. Потом и он повернул обратно. Моцарта похоронили в общей могиле, среди бродяг и самоубийц. Назавтра старик могильщик уже не помнил, куда сбросил он гроб Моцарта. Так утверждает множество книг, старых и новых, о Моцарте.