Дата публикации: 22.11.2019
Должность: учитель информатики, учитель-дефектолог
Учебное заведение:
Населенный пункт: Челябинская область, г.Троицк
Файл публикации
Государственное казенное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Доклад на тему:
«Формирование адекватной самооценки у школьников с ограниченными возможностями здоровья в учебной и проектной деятельности»
Выполнила:
учитель информатики,
учитель - дефектолог
Чехова М.Р.
text-align: center; margin-bottom: 0pt;">11 января 2019 г.
Здравствуйте, коллеги!
«Ребенок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордость от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…
Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость». Это слова Василия Александровича Сухомлинского. (слайд 2)
Школьнику в учебной и проектной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Компоненты самоконтроля и самооценки в учебной и проектной деятельности: (слайд 3)
Постановка цели.
Слияние с намеченным планом, алгоритмом, образцом.
Слежение за своими действиями и их результатами.
Регулирование действий результатов.
Огромное влияние в становлении и развитии самооценки личности играет педагог.
Оценивая знания, учитель оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних и слабых старательных или нестарательных учеников.
Методы и приёмы самоанализа и саморазвития обучающегося, которые я применяю на уроках информатики:
«Оценочная карта» (слайд 4)
Тема «Анимация в презентации»
ЗУН | Самооценка | Оценка других учеников | Оценка учителя |
Знаю: | | | |
- что такое презентация | | | |
- что такое анимация | | | |
- алгоритм создания анимации в презентации | | | |
Умею: | | | |
- создавать презентацию | | | |
- добавлять объекты эффекты анимации | | | |
- устанавливать таймер времени показа презентации | | | |
- менять и оформлять дизайн и фон слайдов | | | |
Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.
Следующий приём самоконтроля – это «Сверка с образцом» (слайд 5)
«Сверка с образцом»
Образцы для самопроверки могут содержать:
Полное решение всех заданий;
Промежуточные результаты;
Только конечные результаты.
Например, для проверки правильности выполненного задания
«Найти значение выражения 1123 + 1011012 + 15FC16 + 473,148»
эти образцы таковы:
1410 + 4510 + 562810 + 315,17510 == 6002,17510
14;45;5628;315,175;6002,175;
6002,175.
Так же на уроках использую тестовые задания. (слайд 6)
«Тестовые задания»
Тестом – называются стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Формы тестовых заданий:
С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;
С открытым ответом;
На установление соответствия;
На установление правильной последовательности.
А теперь рассмотрим это на примерах. (слайд 7)
С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных.
Графическое представление алгоритма для исполнителя называется:
Рисунком.
Блок-схемой.
План-картой.
С открытым ответом.
Логическая операция сложения называется _______________.
На установления соответствия. (слайд 8)
Соедините стрелками числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах счисления. Время на выполнения – 3 минуты. Исправления исключаются.
Х2 | Х10 |
1000 | 12 |
10 | 8 |
1100 | 2 |
100 | 4 |
На установления правильной последовательности. (слайд 9)
Расставить номера в соответствии с порядком выполнения действий:
Корректировка модели
Объект
Анализ результатов
Построение модели
Исследование модели на компьютере
Ответ: 2,4,3,1, 5
Я также применяю следующие приемы: (слайд 10)
«Лесенка успеха» и «Что удалось. Над чем поработать».
Перед началом выполнения задания дети знакомятся с правилами работы.
Обязательное условие: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ и известны детям до выполнения работы, что позволяет оценивать свои реальные возможности и перспективы их развития.
Учащимся представляется возможность выбрать задания базового уровня или повышенного, что обеспечивает соблюдение принципов Стандарта.
При выборе заданий хорошо видны возможности ребенка и его самооценка. В начале курса информатики видно, что дети искусственно завышают свой уровень знания, к 7-8 классу они начинают более адекватно оценивать свои реальные возможности, а наиболее точно к 9-10 классам.
На пример. Тест по теме «Информация».
Задания базового уровня оцениваются в 7 баллов —это отметка «3», задания повышенного уровня — в 14 баллов — это отметка «5», (при условии, что все задания
выполнены верно, если в задании повышенного уровня допущены 1–2 ошибки — отметка снижается). Отметку «4» за проверочную работу можно получить, выполнив все задания базового уровня и 2–3 задания (на выбор) повышенного уровня или, выполнив часть заданий базового уровня и часть — повышенного.
В первой части — семь заданий базового уровня, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1балл; во второй части тоже семь заданий повышенного уровня, но каждое уже оценивается в 2 балла.
Следующий этап работы — проверка выполнения заданий по эталону. Правильные ответы выводятся на экран. Если задание выполнено верно, учащийся ставит на полях плюс, если неверно — минус. После того, как задания проверены, учащиеся переводят плюсы и минусы в баллы, подсчитывают общее количество баллов и переводят их в отметку.
После выполнения работы проводится рефлексивная оценка. Несколько учащихся (по желанию) выходят к доске и проводят рефлексию. Рассказывают, что у них получилось, а что нет. (слайд 11)
При проведении такой работы мы получаем положительный эффект: увеличивается количество детей в классе с адекватной самооценкой.
После анализа проверочной работы каждый учащийся четко знает, какие умения у него не сформированы или сформированы не в полной мере. Это позволяет ребенку самостоятельно работать над формированием данного умения/действия, учитель обеспечивает сопровождение образовательного процесса.
Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам оценить, как далеко каждый ученик уже продвинулся в своей учебе (какие умения он освоил), куда ему необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим способом.
В оценке знаний, учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал.
Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
Проектная деятельность.
Целью проектного обучения является создание условий, при которых у учащихся возникает необходимость самостоятельно приобретать знания из различных источников, учиться использовать эти знания для решения различных практических и познавательных задач. (слайд 12)
При работе у них формируется такие навыки и умения, как выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента.
И, что очень важно, он учиться анализировать, строить гипотезы, развивать системное мышление, узнавать много нового, использовать свои знания.
На уроках информатики в 5 классе, учащиеся уже уверенно пользуются инструментами графического редактора, умеют набирать, форматировать и редактировать текст, а также знакомятся с основами создания презентации. При работе над проектом они используют эти умения и навыки.
Процедура защиты и последующего оценивания очень важна. При защите проекта у ребят формируются такие умения, как тщательное продумывания фразы, комментария, успеть выступить за отведенные 5-7 минут. Дети учатся уверенно держаться во время выступления, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Приобретенные умения и навыки, результат, полученный в ходе работы на проектом, а также оценка этого результат другими людьми (сверстниками, учителями-жюри), в значительной степени влияют на формирование самооценки ребенка.
По окончании работы над проектом ученик видит, насколько удачно он поработал, и тогда отметка становиться менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.
Пример: Новиков Юра.
Технологические операции создания ситуаций успеха. (слайд 13)
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и найдем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Развитие и коррекция самооценки школьников с ОВЗ обусловлены многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития, учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил.
Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.