• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Доклад на тему «Формирование адекватной самооценки у школьников с ограниченными возможностями здоровья в учебной и проектной деятельности»

Дата публикации: 22.11.2019

Должность: учитель информатики, учитель-дефектолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Челябинская область, г.Троицк

Файл публикации





Государственное казенное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

Доклад на тему:

«Формирование адекватной самооценки у школьников с ограниченными возможностями здоровья в учебной и проектной деятельности»

Выполнила:

учитель информатики,

учитель - дефектолог

Чехова М.Р.

text-align: center; margin-bottom: 0pt;">11 января 2019 г.

Здравствуйте, коллеги!

«Ребенок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордость от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость». Это слова Василия Александровича Сухомлинского. (слайд 2)

Школьнику в учебной и проектной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Компоненты самоконтроля и самооценки в учебной и проектной деятельности: (слайд 3)

Постановка цели.

Слияние с намеченным планом, алгоритмом, образцом.

Слежение за своими действиями и их результатами.

Регулирование действий результатов.

Огромное влияние в становлении и развитии самооценки личности играет педагог.

Оценивая знания, учитель оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних и слабых старательных или нестарательных учеников.

Методы и приёмы самоанализа и саморазвития обучающегося, которые я применяю на уроках информатики:

«Оценочная карта» (слайд 4)

Тема «Анимация в презентации»

ЗУН

Самооценка

Оценка других учеников

Оценка учителя

Знаю:

- что такое презентация

- что такое анимация

- алгоритм создания анимации в презентации

Умею:

- создавать презентацию

- добавлять объекты эффекты анимации

- устанавливать таймер времени показа презентации

- менять и оформлять дизайн и фон слайдов

Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

Следующий приём самоконтроля – это «Сверка с образцом» (слайд 5)

«Сверка с образцом»

Образцы для самопроверки могут содержать:

Полное решение всех заданий;

Промежуточные результаты;

Только конечные результаты.

Например, для проверки правильности выполненного задания

«Найти значение выражения 1123 + 1011012 + 15FC16 + 473,148»

эти образцы таковы:

1410 + 4510 + 562810 + 315,17510 == 6002,17510

14;45;5628;315,175;6002,175;

6002,175.

Так же на уроках использую тестовые задания. (слайд 6)

«Тестовые задания»

Тестом – называются стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Формы тестовых заданий:

С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;

С открытым ответом;

На установление соответствия;

На установление правильной последовательности.

А теперь рассмотрим это на примерах. (слайд 7)

С выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных.

Графическое представление алгоритма для исполнителя называется:

Рисунком.

Блок-схемой.

План-картой.

С открытым ответом.

Логическая операция сложения называется _______________.

На установления соответствия. (слайд 8)

Соедините стрелками числа, обозначающие одно и то же количество, но в разных системах счисления. Время на выполнения – 3 минуты. Исправления исключаются.

Х2

Х10

1000

12

10

8

1100

2

100

4

На установления правильной последовательности. (слайд 9)

Расставить номера в соответствии с порядком выполнения действий:

Корректировка модели

Объект

Анализ результатов

Построение модели

Исследование модели на компьютере

Ответ: 2,4,3,1, 5

Я также применяю следующие приемы: (слайд 10)

«Лесенка успеха» и «Что удалось. Над чем поработать».

Перед началом выполнения задания дети знакомятся с правилами работы.

Обязательное условие: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ и известны детям до выполнения работы, что позволяет оценивать свои реальные возможности и перспективы их развития.

Учащимся представляется возможность выбрать задания базового уровня или повышенного, что обеспечивает соблюдение принципов Стандарта.

При выборе заданий хорошо видны возможности ребенка и его самооценка. В начале курса информатики видно, что дети искусственно завышают свой уровень знания, к 7-8 классу они начинают более адекватно оценивать свои реальные возможности, а наиболее точно к 9-10 классам.

На пример. Тест по теме «Информация».

Задания базового уровня оцениваются в 7 баллов —это отметка «3», задания повышенного уровня — в 14 баллов — это отметка «5», (при условии, что все задания

выполнены верно, если в задании повышенного уровня допущены 1–2 ошибки — отметка снижается). Отметку «4» за проверочную работу можно получить, выполнив все задания базового уровня и 2–3 задания (на выбор) повышенного уровня или, выполнив часть заданий базового уровня и часть — повышенного.

В первой части — семь заданий базового уровня, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1балл; во второй части тоже семь заданий повышенного уровня, но каждое уже оценивается в 2 балла.

Следующий этап работы — проверка выполнения заданий по эталону. Правильные ответы выводятся на экран. Если задание выполнено верно, учащийся ставит на полях плюс, если неверно — минус. После того, как задания проверены, учащиеся переводят плюсы и минусы в баллы, подсчитывают общее количество баллов и переводят их в отметку.

После выполнения работы проводится рефлексивная оценка. Несколько учащихся (по желанию) выходят к доске и проводят рефлексию. Рассказывают, что у них получилось, а что нет. (слайд 11)

При проведении такой работы мы получаем положительный эффект: увеличивается количество детей в классе с адекватной самооценкой.

После анализа проверочной работы каждый учащийся четко знает, какие умения у него не сформированы или сформированы не в полной мере. Это позволяет ребенку самостоятельно работать над формированием данного умения/действия, учитель обеспечивает сопровождение образовательного процесса.

Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам оценить, как далеко каждый ученик уже продвинулся в своей учебе (какие умения он освоил), куда ему необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим способом.

В оценке знаний, учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал.

Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Проектная деятельность.

Целью проектного обучения является создание условий, при которых у учащихся возникает необходимость самостоятельно приобретать знания из различных источников, учиться использовать эти знания для решения различных практических и познавательных задач. (слайд 12)

При работе у них формируется такие навыки и умения, как выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента.

И, что очень важно, он учиться анализировать, строить гипотезы, развивать системное мышление, узнавать много нового, использовать свои знания.

На уроках информатики в 5 классе, учащиеся уже уверенно пользуются инструментами графического редактора, умеют набирать, форматировать и редактировать текст, а также знакомятся с основами создания презентации. При работе над проектом они используют эти умения и навыки.

Процедура защиты и последующего оценивания очень важна. При защите проекта у ребят формируются такие умения, как тщательное продумывания фразы, комментария, успеть выступить за отведенные 5-7 минут. Дети учатся уверенно держаться во время выступления, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Приобретенные умения и навыки, результат, полученный в ходе работы на проектом, а также оценка этого результат другими людьми (сверстниками, учителями-жюри), в значительной степени влияют на формирование самооценки ребенка.

По окончании работы над проектом ученик видит, насколько удачно он поработал, и тогда отметка становиться менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Пример: Новиков Юра.

Технологические операции создания ситуаций успеха. (слайд 13)

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и найдем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Развитие и коррекция самооценки школьников с ОВЗ обусловлены многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития, учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил.

Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.