ТЕМА: «Развитие композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования»
ВВЕДЕНИЕ
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные образовательные области, среди которых важное место занимает художественно-эстетическое развитие дошкольников. Одним из средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. По мнению многих ученых, изобразительная деятельность относится к художественно-творческой деятельности и направлена на отражение впечатлений, полученных в повседневной жизни, а также выражает свое отношение к и
ображаемому объекту или явлению.Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет изобразительными средствами. Усвоенные ребенком технические приемы, способы изображения, средства выразительности – все это способствует развитию детского творчества. На степень выразительности художественного образа также влияют природные способности ребенка в области художественно-эстетической направленности, уровень общего развития ребенка, запас детских впечатлений.
Ребенок изображает окружающие его предметы в их взаимосвязи и отношениях. Однако ему многое еще необходимо освоить, например, доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, пусть и приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве.
Поэтому для создания рисунка ребенку необходимы определенные композиционные умения и навыки. Для развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста наиболее целесообразно использовать сюжетно-тематическое рисование.
Однако в дошкольной практике развитие композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования связано с определенными трудностями, в частности, воспитателями не всегда обращаются внимание в сюжетно-тематическом рисовании на возможности вариативности композиции, что ведет к ее однообразию, а также не всегда адекватно задачам сюжетно-тематического рисования разрабатывается методика (технология) занятия или другой организационной формы образовательной деятельности.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования и недостаточной разработанностью данной проблемы в практическом аспекте в ДОО.
Исходя из актуальности и указанных противоречий, сформулирована тема исследования, проблема которой состоит в разработке педагогических условий развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
В связи с этим, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
Объект исследования: развитие композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования
Гипотеза исследования: развитие композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
ребенком будет осмыслена взаимосвязь содержания рисунка и способа композиционного построения изображения;
использован комплекс методов и приёмов, направленный на использование вариативности композиции в сюжетно-тематическом рисовании.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
Раскрыть содержание понятий «композиционные умения» и «сюжетно-тематическое рисование» в приложении к творчеству детей дошкольного возраста.
Определить показатели и уровни развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и проверить эффективность педагогических условий развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования (анализ, синтез, обобщение), педагогический эксперимент, наблюдение педагогического процесса, анкетирование, количественная и качественная обработка материалов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение заключает в себе актуальность исследования, ее основные цели и задачи, гипотезу.
В первой главе – «Теоретические основы развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования» – раскрываются психолого-педагогические предпосылки развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста, особенности развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования, а также содержание и сущность развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
Вторая глава представляет собой описание и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
В заключении содержатся основные обобщения и выводы.
Список использованных источников включает в себя 44 наименования.
Опытно-экспериментальная база: ДОУ№ 20 г. Липецка Липецкой области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие композиционных умений у детей дошкольного возраста – задача сложная и недостаточно разработанная в теоретико-методических аспектах, неразрывно связанная с художественно-эстетическим развитием личности ребенка и его творческих способностей. Сюжетно-тематическое рисование активно способствует развитию композиционных умений у ребенка, активизирует его мышление, дает ему возможность выразить свое отношение к окружающему языком художественных образов. Ребенок учится правильно передавать сюжетно-композиционный центр, линию горизонта, многоплановость и перспективу сюжетного рисунка, а также способы расстановки фигур, и передачи пространства.
Предпосылкой к созданию образа в сюжетном рисунке является овладение ребенком выразительными средствами: композицией, колоритом, формообразующей линией и др. (Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, Л.С. Раева, Е.А. Флерина).
Дети старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, приобрели новые композиционные умения, стали более легко и свободно выражать на плоскости задуманное, проявлять самостоятельность, использовать разнообразные композиционные решения в изобразительном творчестве.
Нами были разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, которые состояли в: создании творческой атмосферы на занятиях, вызывающей положительное отношение к процессу рисования; разработке содержательного компонента педагогической технологии отражающего умения дошкольников, необходимые для построения композиционного рисунка; использование комплекса методов и приёмов, направленных на развитие композиционных умений у дошкольников.
Задачи реализовывались в следующих организационных формах образовательной деятельности: занятия по ознакомлению с художественной литературой, игры-драматизации, занятия по сюжетно-тематическому рисованию; занятия и беседы по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства (книжной графикой).
На основе теоретических положений нами были взяты в основу диагностики критерии развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста, разработанные Н.П. Саккулиной, Л.А. Раевой, Н.А. Вершининой:
знания об элементарных приемах композиции;
использование элементов композиции в рисунках детей;
выделение сюжетно-композиционного центра;
способы передачи пространства;
установление связей между персонажами (пространственных, временных, логических);
изображение линии горизонта.
Полученные в ходе эксперимента данные позволили нам выделить следующие уровни развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста:
– высокий уровень характеризуется наличием интереса к данному виду изобразительной деятельности, ребенок самостоятельно может передавать сюжетную композицию, используя при этом разные ее варианты (многоплановую, линейную) с элементами перспективы, а также использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
– средний уровень, который отличается проявлением у ребенка определенным интересом к данному виду изобразительной деятельности, но у него часто отсутствует самостоятельность при выполнении работы, ребенок испытывает затруднения при выделении сюжетно-композиционного центра, изображении многоплановой и линейной композиции, изображении горизонта;
– низкий уровень предполагает наличие шаблонных, схематичных образов, между которыми установлены пространственные связи или не связанные между собой, интерес к данному виду деятельности отсутствует, он испытывает затруднения при выделении сюжетно-композиционного центра, изображении многоплановой и линейной композиции, изображении горизонта.
Рисунки детей, выполненные в ходе контрольного занятия, дали основание полагать, что в развитие композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования наметилась положительная динамика. Отмечено, что дошкольники стали пытаться осуществлять перенос новых знаний и умений в новые условия. Литературные образы, благодаря более глубокому прочувствованию, обрели в детских рисунках выразительное отражение. Композиционное построение рисунка стало более осознанным, согласованным с особенностями художественного образа. Колорит стал более разнообразным, отражающим определённое эмоциональное состояние. Сравнение полученных данных убедило нас в эффективности проведённой работы. Данную проблему нельзя считать исчерпанной, возможны поиски других путей и педагогических условий развития композиционных умений.