• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Экологическое воспитание как одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся средней школы

Дата публикации: 26.11.2019

Должность: учитель биологии

Учебное заведение:

Населенный пункт: Вологодская область, г. Белозерск

Файл публикации





МОУ "СШ №2 им. С.С. Орлова"

тема:

"Экологическое воспитание как одно из направлений духовно-нравственного воспитания

учащихся средней школы."

Учитель биологии

высшей категории

Смирнова Е В

Белозерск

2019 год

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепе

ной задачей современной образовательной системы. Задачи духовно-нравственного воспитания: 

— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа. 

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

 — воспитание нравственных качеств личности

 — освоение учащимся основных социальных ролей, моральных и этических норм. 

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Основные направления духовно-нравственного воспитания

Одним из основных направлений в духовно-нравственном воспитании детей я, как учитель биологии, считаю экологическое воспитание, т.к. экологическое воспитание и  нравственное воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса.  

Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологического воспитания личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные  и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

 - мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

- практическая работа, связанная с охраной природы, центральное место в которой занимает исследовательская деятельность.

Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе внедрения краеведческого компонента, организация научно-исследовательской работы и реализация экологических проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.

Учащиеся должны знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного, районного значения.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных  богатств.

      Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.            

На протяжении нескольких лет я стремлюсь организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе. Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания строится на основе принципов:

1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6.  региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени  воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.  

Особенность процесса экологического обучения и воспитания в том, что усвоение информации и норм поведения в природном окружении достигается путем сочетания учёбы и отдыха. В школе систематически проводятся мероприятия по охране природы, которые стали традиционными: конкурсы рисунков по охране природы, «День птиц», «День леса», организация зимней подкормки птиц, изготовление птичьих кормушек, озеленение поселка, трудовой десант по очистке территории д. Глушково.

Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование по вопросам окружающей среды:

 - домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами);

-организации  выставок находок и поделок из природных материалов;-

 -режима игр и отдыха среди природы;

- ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности;

- ухода за природой;

- законодательство.

Бережное отношение, уважение к природе необходимо воспитывать через изучение истории своего государства, традиций русского народа, через изучение местных экологических проблем. В школе экологическое воспитание осуществляется с учетом региональных особенностей территории.

Большое значение в последнее время приобретает исследовательская деятельность школьников. Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в рукахПослушать…Понюхать…И может быть попробовать на вкус…О, сколько всего я смогуНайти самостоятельно!»

Цель исследовательской деятельности: формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Задачи:

- приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

-развитие творческих способностей у учащихся;

-пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В ходе изучения природы родного края ребята выполняют не только исследовательские работы и информационные проекты.

Изучение родного края в ходе реализации метода проектов обеспечивает связь глобальных и региональных нравственных и экологических проблем. Где как не на уроках географии и биологии применять технологию проектирования, эти предметы в отношении проектной деятельности позволяют привлекать знания из других учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Работа по изучению местной флоры и фауны, истории и современности родного города, история возникновения и современные проблемы промышленных предприятий.

Ребята с большим энтузиазмом выполняют исследовательские проекты, при изучении тем «Природа Вологодской области», «ООПТ Белозерского района», «Редкие и охраняемые виды растений и животных», «Природные зоны России», «Хозяйство Белозерского района». Заинтересовавшись определенной тематикой, дети самостоятельно расширяют, углубляют или наоборот сужают направления исследования. В этом году была начата работа над такими проектами как:

•«Особо охраняемые природные территории Белозерского района»

•«Виртуальная экскурсия в Национальный парк «Русский Север

•«Лекарственные растения нашего края»

•«Красота родных озер» (по озерам Глушковского поселения)

•Экскурсионный маршрут «Моя малая Родина»» .

Тематика проектов обговаривается с ребятами заранее. Разрабатывается четкий план действий. В качестве домашнего задания предлагается собрать материал по исследуемой теме. Таким образом, работа из информационной- плавно перетекает в исследовательскую. При выполнении ребята привлекают родителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общение детей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. При этом учитель не остается в стороне. Я составляю список необходимой литературы, который учащиеся могут использовать; назначаю график индивидуальных и групповых консультаций; заранее обговариваю с учащимися день презентации работы.

В ходе изучения природы родного края ребята выполняют не только исследовательские и информационные проекты.

Нашей гордостью является создание фотогалереи «Нет краше края родного!». Эта работа объединила людей разных поколений, детей и родителей, влюбленных в свой край, и желающих запечатлеть его для будущих поколений. Фотоработы ребят участвуют в разнообразных конкурсах.

Таким образом природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

-защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

-исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных научно-практических конференциях.

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.

Основой экологического воспитания как одного из направлений духовно-нравственного воспитания должно стать, прежде всего, познание родного края. Оно,  то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.

Вопросы экологического образования и воспитания в учебно-ввоспитательных учреждениях Московской области / сборник документов с кконференции/- 2005г.

Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. учебное пособие по экологии.-2000г.

Экология и развитие личности/ Сборник документов  с конференции/. -1Ступино 2003г.

Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум

школьника -  издательство «Учебная литература», 2005г.