муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«Детская музыкальная школа № 3»
Открытый урок по теме:
«Работа над формой Рондо»
(на примере Рондо из Сонатины До-мажор соч.55 №1 Ф.Кулау).
Подготовила
Преподаватель по классу фортепиано
Кочергина Анна Валер
евна2018 г.
Цель урока – развитие и совершенствование навыков работы над формой Рондо в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи урока:
Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной фактурой.
Понимание исполнительских задач и способов их решения.
Формирование интереса к данному виду работы, умение слушать и контролировать себя во время занятия.
Ожидаемый результат:
Умение анализировать и синтезировать музыкальное произведение.
Формирование музыкального образа.
Свободное и правильное владение текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой, темпом.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я и моя ученица, Романькова Ульяна, учащаяся третьего класса, приветствуем Вас на открытом занятии, посвященное теме «Работа над формой Рондо» (на примере Рондо из Сонатины До-мажор соч.55 №1 Ф.Кулау).
Перед тем как приступить к основной теме открытого урока, Ульяна сыграет гамму Ре-мажор. Гамму играем легко и даём движение вверх к точке. Обязательно делаем динамику от пиано к форте. Играем ровно, чётко, пластично, с хорошим легато. Обращаем внимание на 1-ый палец – готовим его заранее на подкладывание (представим, что он подпольщик и прячется в своём укрытие, т.е. под ладошкой). Вверх левая рука помогает правой – догоняет её, вниз наоборот.
Поиграем гамму в прямом движении разными способами:
С акцентами по 4, 8, 6 звуков (акценты приходятся на разные пальцы).
Разными штрихами (легато, нон легато, стаккато).
На координацию: вверх – правая рука – нон легато, левая – легато, вниз – наоборот; вверх – правая – пиано, левая – форте, вниз – наоборот.
Разным звуком: пианиссимо, форте, легко, раздельным токкатным звуком.
Разным характером: марш – нон легато, танец – стаккато, песня – легато.
Хроматическая гамма – сохраняем колечко между 1-ым и 3-им пальцами, 1-ый палец ближе к чёрным, и с акцентами.
Аккорды – вес от лопаток, одновременное взятие всех звуков.
Арпеджио – опор на первую долю, помогаем круговым движением руки, объединяющее начало кисть-локоть-плечо. В руке ощущение позиции аккорда.
Теперь переходим к основной теме нашего урока.
Рондо – это произведение крупной формы. Виды произведений крупной формы: сонатина, соната, вариации, рондо, концерт, фантазия.
Понятие крупной формы предполагает, в первую очередь, протяжённое развитие, глубину замысла, наличие контрастных образов и связанные с ними исполнительские задачи, такие как: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом всё произведение целиком.
Форма рондо, как многие другие музыкальные формы, получила своё происхождение в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом этой формы явились хороводные песни – это круговые песни с припевом. Само слово «рондо» означает «круг, хоровод, движение по кругу».
Песня делилась на две части: одна часть, где текст постоянно изменялся, называлась запевом. Вторая часть, где текст постоянно повторялся, называлась припевом. В форме рондо припев становится основной повторяющейся темой и называется рефреном. А запевы, чередующиеся с рефреном, называются эпизоды.
Исходя из вышесказанного, Рондо – это форма, в которой основная тема проходит несколько раз (не менее 3-ёх), сменяясь другими темами-эпизодами, отличающимися друг от друга.
Рефрен обозначается латинской буквой А, эпизоды – В, С, D и т.д.
- А теперь сыграй нам, пожалуйста, своё произведение.
- Давай найдём темы и проанализируем их .
- Сколько раз проходит рефрен? (3 раза)
- Какую имеет форму? (1р. и 2р. период из 16-ти тактов, 2 П; 3р. – период 8 тактов)
- Сколько раз проходят эпизоды? (3 р.: 1р.- откл. в D; 2р. – модул. в Фа-маж; 3р. откл в S)
- заканчивается Кодой (хвост, конец) – идет закрепление основной темы и тональности
- Как мы видим, данное рондо состоит из трёх проведений рефрена, трёх проведений эпизодов и коды. Схема А В А С А В1 Соda
- Какой характер рефрена? (жизнерадостный, приветливый, игривый). Динамический контраст P и F.
- Первый эпизод имеет структуру вопроса-ответа с постепенным динамическим нарастанием и напряжением. Заключительный пассаж эпизода – стремительное движение вверх по хроматизмам и извилистое скольжение вниз – остановка на доминанте.
- Второй рефрен исполняется в разных октавах, что придаёт ему игривость и грациозность.
- Второй эпизод – смена тонального плана, модуляция в субдоминанту (Фа-мажор).. Меняется характер, образ. (певучий, нежный. Левая как будто раскачивает)
- Переход - на мелодических элементах рефрена.
- Третье проведение рефрена по форме – это период, состоящий из 8-ми тактов.
- Третий эпизод отмечен буквой В1, т.к. это повторение первого эпизода, но в субдоминантовой тональности.
- В заключении звучит кода.
Звучание можно сравнить с оркестровым тутти. Оно закрепляет мажорную тональность и настроение. А проведение коды в разных октавах имитирует игру различных оркестровых групп инструментов.
- А теперь подведём итог нашей работы над рондо. Мы узнали о такой музыкальной форме, как рондо и об её частях (рондо – это форма, в которой основная тема проходит несколько раз (не менее 3-ёх), сменяясь другими темами-эпизодами, отличающимися друг от друга).
Пожалуйста, сыграй нам рондо с начала до конца, применяя все навыки и умения, полученные в ходе сегодняшней работы.
Твоё домашнее задание будет основано на закреплении полученных знаний.
- Над чем ты будешь работать дома? И как?
- Работа над образами, умением перестраиваться с одного образа на другой. (работа над цезурами – сначала с остановкой, затем точно по времени и темпу)
- Работа над динамикой. В какой динамике будешь играть? (покажи в нотах)
- Всегда ли ты играла в одинаковом темпе, где замедляла?
- Отрабатывание пассажей в первом и третьем эпизодах.
- Работа над фразировкой во втором эпизоде.
- Подчеркивание линии баса в каденциях.