• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Открытый урок по теме «Работа над формой Рондо» на примере Рондо из Сонатины До мажор соч.55 №1 Ф.Кулау

Дата публикации: 26.11.2019

Должность: Преподаватель

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Новосибирск

Файл публикации





муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская музыкальная школа № 3»

Открытый урок по теме:

«Работа над формой Рондо»

(на примере Рондо из Сонатины До-мажор соч.55 №1 Ф.Кулау).

Подготовила

Преподаватель по классу фортепиано

Кочергина Анна Валер

евна

2018 г.

Цель урока – развитие и совершенствование навыков работы над формой Рондо в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной фактурой.

Понимание исполнительских задач и способов их решения.

Формирование интереса к данному виду работы, умение слушать и контролировать себя во время занятия.

Ожидаемый результат:

Умение анализировать и синтезировать музыкальное произведение.

Формирование музыкального образа.

Свободное и правильное владение текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой, темпом.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я и моя ученица, Романькова Ульяна, учащаяся третьего класса, приветствуем Вас на открытом занятии, посвященное теме «Работа над формой Рондо» (на примере Рондо из Сонатины До-мажор соч.55 №1 Ф.Кулау).

Перед тем как приступить к основной теме открытого урока, Ульяна сыграет гамму Ре-мажор. Гамму играем легко и даём движение вверх к точке. Обязательно делаем динамику от пиано к форте. Играем ровно, чётко, пластично, с хорошим легато. Обращаем внимание на 1-ый палец – готовим его заранее на подкладывание (представим, что он подпольщик и прячется в своём укрытие, т.е. под ладошкой). Вверх левая рука помогает правой – догоняет её, вниз наоборот.

Поиграем гамму в прямом движении разными способами:

С акцентами по 4, 8, 6 звуков (акценты приходятся на разные пальцы).

Разными штрихами (легато, нон легато, стаккато).

На координацию: вверх – правая рука – нон легато, левая – легато, вниз – наоборот; вверх – правая – пиано, левая – форте, вниз – наоборот.

Разным звуком: пианиссимо, форте, легко, раздельным токкатным звуком.

Разным характером: марш – нон легато, танец – стаккато, песня – легато.

Хроматическая гамма – сохраняем колечко между 1-ым и 3-им пальцами, 1-ый палец ближе к чёрным, и с акцентами.

Аккорды – вес от лопаток, одновременное взятие всех звуков.

Арпеджио – опор на первую долю, помогаем круговым движением руки, объединяющее начало кисть-локоть-плечо. В руке ощущение позиции аккорда.

Теперь переходим к основной теме нашего урока.

Рондо – это произведение крупной формы. Виды произведений крупной формы: сонатина, соната, вариации, рондо, концерт, фантазия.

Понятие крупной формы предполагает, в первую очередь, протяжённое развитие, глубину замысла, наличие контрастных образов и связанные с ними исполнительские задачи, такие как: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом всё произведение целиком.

Форма рондо, как многие другие музыкальные формы, получила своё происхождение в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом этой формы явились хороводные песни – это круговые песни с припевом. Само слово «рондо» означает «круг, хоровод, движение по кругу».

Песня делилась на две части: одна часть, где текст постоянно изменялся, называлась запевом. Вторая часть, где текст постоянно повторялся, называлась припевом. В форме рондо припев становится основной повторяющейся темой и называется рефреном. А запевы, чередующиеся с рефреном, называются эпизоды.

Исходя из вышесказанного, Рондо – это форма, в которой основная тема проходит несколько раз (не менее 3-ёх), сменяясь другими темами-эпизодами, отличающимися друг от друга.

Рефрен обозначается латинской буквой А, эпизоды – В, С, D и т.д.

- А теперь сыграй нам, пожалуйста, своё произведение.

- Давай найдём темы и проанализируем их .

- Сколько раз проходит рефрен? (3 раза)

- Какую имеет форму? (1р. и 2р. период из 16-ти тактов, 2 П; 3р. – период 8 тактов)

- Сколько раз проходят эпизоды? (3 р.: 1р.- откл. в D; 2р. – модул. в Фа-маж; 3р. откл в S)

- заканчивается Кодой (хвост, конец) – идет закрепление основной темы и тональности

- Как мы видим, данное рондо состоит из трёх проведений рефрена, трёх проведений эпизодов и коды. Схема А В А С А В1 Соda

- Какой характер рефрена? (жизнерадостный, приветливый, игривый). Динамический контраст P и F.

- Первый эпизод имеет структуру вопроса-ответа с постепенным динамическим нарастанием и напряжением. Заключительный пассаж эпизода – стремительное движение вверх по хроматизмам и извилистое скольжение вниз – остановка на доминанте.

- Второй рефрен исполняется в разных октавах, что придаёт ему игривость и грациозность.

- Второй эпизод – смена тонального плана, модуляция в субдоминанту (Фа-мажор).. Меняется характер, образ. (певучий, нежный. Левая как будто раскачивает)

- Переход - на мелодических элементах рефрена.

- Третье проведение рефрена по форме – это период, состоящий из 8-ми тактов.

- Третий эпизод отмечен буквой В1, т.к. это повторение первого эпизода, но в субдоминантовой тональности.

- В заключении звучит кода.

Звучание можно сравнить с оркестровым тутти. Оно закрепляет мажорную тональность и настроение. А проведение коды в разных октавах имитирует игру различных оркестровых групп инструментов.

- А теперь подведём итог нашей работы над рондо. Мы узнали о такой музыкальной форме, как рондо и об её частях (рондо – это форма, в которой основная тема проходит несколько раз (не менее 3-ёх), сменяясь другими темами-эпизодами, отличающимися друг от друга).

Пожалуйста, сыграй нам рондо с начала до конца, применяя все навыки и умения, полученные в ходе сегодняшней работы.

Твоё домашнее задание будет основано на закреплении полученных знаний.

- Над чем ты будешь работать дома? И как?

- Работа над образами, умением перестраиваться с одного образа на другой. (работа над цезурами – сначала с остановкой, затем точно по времени и темпу)

- Работа над динамикой. В какой динамике будешь играть? (покажи в нотах)

- Всегда ли ты играла в одинаковом темпе, где замедляла?

- Отрабатывание пассажей в первом и третьем эпизодах.

- Работа над фразировкой во втором эпизоде.

- Подчеркивание линии баса в каденциях.