• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 30.11.2019

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Брянская обл., г. Трубчевск

Файл публикации





Обобщающий урок по теме "Деепричастие. 7-й класс

Разработала: Шкарпова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Трубчевская СОШ № 1

Цели:

обобщить изученный по деепричастию материал;

закрепить знание теоретического материала;

повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;

развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; способствовать воспитанию интереса к языку и родному селу.

Тип учебного занятия: повторительно– обобщающий урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособи

): презентация PowerPoint.

Средства обучения: компьютерная презентация, (Приложение 3) раздаточный материал. (См.Приложение 1), маршрутные листы с дидактическим материалом, тесты. (См. Приложение 2)

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!

Целеполагание. Чтобы определить тему и цели урока, проведём синтаксическую пятиминутку.(слайд)

Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки с терпением изучая её.

- Дайте характеристику предложению. Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Деепричастие). Учитывая, что сегодня последний урок перед к/р, определите тему урока.

Каковы цели? (слайд)

3. Повторение и обобщение изученного.

Учитель. Добиться поставленных целей нам поможет экскурсия в город Деепричастинск, где мы познакомимся с достопримечательностями города. Все готовы к поездке? Итак, мы на станции Цифровая. Табло предлагает ряд утверждений. Если согласны -ставим +, если нет-.

Утверждения:1. Деепричастие - самостоятельная часть речи.

2.Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.

Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?

- С чем не согласны?

Подведём итог. Что же такое деепричастие?

3. А сейчас первая достопримечательность города – это Панорама орфограмм!

1. Панорама орфограмм. Приложение 2

1.1. Посмотрите на слайд. Сформулируйте задание.  ( У каждого на столе карточка №1. Задание выполняет каждый самостоятельно, проверка коллективная)

Не с деепричастиями

Не с причастием

Не с глаголами

Какие знания нужно применить для прав. выполнения задания?

Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, сильно недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая с утра, ненавидя ложь, нездоровится, не изучаемый в школе предмет, говорить не думая, не развязав мешок.

2 Движемся дальше к аллее словообразовательной. По дороге- указатели.(слайд)

А)– Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Б)- назовите признаки глагола:

Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными.

Совершенного и несовершенного вида.

В) Признаки наречия:

Деепричастия – неизменяемые слова.

В предложении является обстоятельством.

Вот и аллея. Какие задания предполагает Словообразовательная аллея?

1.2. Образуйте деепричастия совершенного вида и несовершенного, запишите в два столбика, обозначьте суффиксы. Карточка №2 (Выполняет каждый самостоятельно, взаимопроверка.)

Уметь, располагаться(2), размолоть, баловаться, предполагать, удалить, восстанавливать, привязать, собрать, принести, пересадить, построиться(2)

- Какие знания помогли справиться с заданием?

Выполните морфемный разбор указанных деепричастий. (Задание выполняет на доске1ученик).

А теперь мы зашли в Этимологический тупик. Попробуем выйти из него? Для начала вспомним, что такое этимология? Этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

Задание заключается в следующем: по данной этимологической справке угадайте фразеологизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.

 1. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: “хлебать с солью” считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме почетные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).

2. Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).

- Что мы знаем о фразеологизмах, состоящих из деепричастного оборота?

Составьте П.,включив в него фразеологизм.

Мы вышли из тупика и оказались на Пунктуационном бульваре. Какой вид работы предполается выполнять?

Составьте и запишите предложение с любым деепричастием из предыдущего задания включив его в состав деепричастного оборота. Выделите графически. Расскажите о пунктуации, связанной с деепричастием.

Карточка №3 Спишите, заменяя выделенные глаголы в прошедшем времени деепричастиями того же вида и расставляя пропущенные знаки препинания. 1 вариант заменяет 1 глагол, 2 вариант- второй глагол. 1 деепричастие разобрать морфологически.

1. От реки наступал туман и окутывал(3) прибрежные кусты. 2. Турист быстро шагал по тропинке и весело посвистывал. 3. Тропинка извивалась змейкой и вела к камышовым зарослям. 4. . Тетерев тяжело взмахнул(3) крыльями и перелетел на другое дерево .

Окутывая – деепричастие, наступал (как?) окутывая, неизм. Ф., несов. Вид, невозврат., обстоят.

Взмахнув – деепричастие, перелетел (как?) неизм., сов. Вид., невозврат., обстоят.

В Деепричастинске есть уникальный экспонат-это дерево. на котором растут грамматические орешки. (слайд). Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки.

Задание устно. Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций.

3.1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

3.2. Когда я возвращался из школы, меня застала гроза. Когда мы подъезжали к деревне, у машины спустилось колесо. Когда я сделал уроки, у меня заболели глаза. Когда читаешь эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

Карточка №4. - В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.

1. Приехав в деревню…

а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.

2. Возвращаясь домой…

а) я попал под снегопад; б) начался снег.

3. Выйдя на улицу…

а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.

Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?

(слайд )Ответ 1 б, 2 а, 3 б самопроверка. 0 ош-5,1ош.-4, 2 ош.-3, 3 ош.-2

Мы во дворце спорта. Физкультминутка.

Ну и наконец мы выходим к центральной площади города- Площади деепричастий.

Здесь нас встречает стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре.

-Определите стиль и тип речи текста.

- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

- В чем особенность стихотворения?

( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

- Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? ( Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки : шипя, шурша, морщинясь, дрожа).

- Найдите в тексте деепричастия, (работа по группам):

1 группа – по слуховым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа – зрительным впечатлениям ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);

4 группа – аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

-Для чего же нужны деепричастия в речи?

( деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой. Более ёмкой, передают различные смысловые оттенки).

Чтобы успешно завершить экскурсию, нужно посетить станцию Контрольную.

5. Станция Контрольная. (Каждый ученик самостоятельно выполняет тест)

(См. Приложение 1)

Рефлексия.

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог …

10.урок дал мне для жизни

Ззадание на дом:

1.Всем: подготовиться к к/р. 2.Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.

3.Составить и записать миниатюру из 5-6 п, используя деепричастия, на тему «Правила для учащихся».