• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 "Литература"

Дата публикации: 05.12.2019

Должность: преподаватель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Московская обл., г. Электроугли

Файл публикации





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

основной образовательной программы

по специальностям среднего профессионального образования

pt;">09.02.06 Сетевое и системное администрирование

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

43.02.14 Гостиничное дело

1 курс

Базоваяподготовка

Форма обученияочная

2019 годПрограмма учебной дисциплины «Литература» разработана на основе

Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Зарегистрированного в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) и на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол заседания № 8от «05»июня 2019 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

Бондарева М. Н. _______________

Фамилия И.О., подпись

Разработчик программы:Дёмина Л.В. преподаватель,____________

Фамилия И.О., должность, подпись

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины 4

2.

Содержание учебной дисциплины 6

3.

Тематическое планирование 13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных :

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

2. содержание учебной дисциплины

№ п/п

Тема

Содержание

1

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальностей СПО. Входной контроль знаний.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века. (8 ч.)

2

Основные литературные направления первой половины 19 века.

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

3

А.С. Пушкин. Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери».

Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Широта тематики, разнообразие жанров, проблематики, идейная глубина Пушкинских произведений. Содержание и художественный анализ маленькой трагедии Пушкина. «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Жанрово-родовая специфика.

4

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова.

Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

5

Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет».

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Повесть «Портрет».

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века. (32 ч.)

6

Общая характеристика эпохи и литературы второй половины 19 века.

Культурно-историческое развитие России середины 19 века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке», отражение его в литературном процессе.

7

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.).

8

И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». Роман «Отцы и дети».

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева («Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие.

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).

9

А.Н. Островский. Драма «Гроза».

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.

10

Н.С. Лесков. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда»

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя.Очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Проблематика. Образы. Концепция народного характера, язык произведения.

11

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор)

Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.

12

Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

13

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Библейские мотивы в произведении.

14

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н.Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Проблема русского национального характера. Патриотизм в понимании писателя.

15

А.П.Чехов. Особенности рассказов. Комедия «Вишневый сад».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.

Юмористические рассказы. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов. Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века (8ч.)

16

Обзор русской поэзии второй половины XIX века

Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики 2-ой пол. XIX века. А.Н.Майков. «Осень», «Пейзаж», «Из славянского мира», «Отзывы истории», литературное переложение «Слова о полку Игореве». Я.П.Полонский. «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», А.А.Григорьев. «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом», «Нет, не рожден я биться лбом…», «Когда колокола торжественно звучат…»

17

Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова.

Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова.

18

Особенности лирики А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.К.Толстого.

Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. (с обобщением ранее изученного), А.К.Толстого. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета. Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.

19

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (1 ч.)

Литература XX века

Раздел 4. Русская литература на рубеже веков. (18 ч.)

20

Особенности развития литературы в начале XX века.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

21

И.А. Бунин. Лирика. Рассказ «Лёгкое дыхание».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Рассказ «Лёгкое дыхание».

22

А.И.Куприн. Повесть «Олеся».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна.. Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна. Повесть «Олеся». Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

23

Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века.. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Литературные течения поэзии русского модернизма. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.Николай Степанович Гумилев. Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак).

24

Новокрестьянская поэзия.

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А.Клюева, С.А.Есенина.Николай Алексеевич Клюев. Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

25

А.М. Горький. Романтизм ранних рассказов. Пьеса «На дне» (обзор).

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М.Горького как ранний образец социалистического реализма.

Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Авторская позиция и способ ее воплощения.

Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.

26

Творчество А. Блока

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Раздел 5. Литература 1920-х годов. (8 ч.)

27

Особенности развития литературы 1920-х годов.

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.) Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

28

Новаторство Маяковского В.В.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.Характер и личность автора в стихах о любви. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

29

С.А. Есенин как национальный поэт.

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

30

А.А. Фадеев. Роман «Разгром».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

Раздел 6. Литература 30-х – начала 40-х годов. (16 ч.)

31

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).

32

Поэтический мир М. Цветаевой.

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

33

Особенности поэзии О.Э. Мандельштама.

Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О.Мандельштама. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…».

34

А.П.Платонов. Повесть «Котлован».

Сведения из биографииА.П.Платонова (Климентова).Социально-философское содержание творчества А.Платонова. Своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова).

35

И.Э.Бабель «Конармия».

Сведения из биографии писателя. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

36

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия».

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка.

37

М.А. Шолохов. «Донские рассказы». Роман-эпопея - «Тихий Дон».

Жизненный и творческий путь писателя. Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Мир и человек в рассказах М.Шолохова Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов».

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Раздел 7. Литература русского Зарубежья. (3ч.)

38

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов.

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции).Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.

Сведения из биографии В.Набокова. Взаимодействие свободы личности и коллектива в рассказе В.Набокова «Облако, озеро, башня». Проблематика и система образов в рассказе.

Тематика и проблематика творчества В.В. Набокова.Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды. Образ Машеньки. Смысл финала романа

Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (5ч.)

39

Поэзия Великой Отечественной войны.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).

40

Проза Великой Отечественной войны.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др. Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

Произведения первых послевоенных лет. «Лейтенантская проза». Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. Беседа по повести Эммануила Казакевича «Звезда» и повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

41

А.А.Ахматова - «голос своего поколения».

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.

Темы любви к родной земле, Родине, России. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.

42

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака.

Связь человека и природы в лирике поэта. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Раздел 9. Литература 1950-1980 годов. (12ч.)

43

Литература периода «оттепели».

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Многонациональность советской литературы. С. Смирнов. Очерки. В.Овечкин. Очерки. П.Нилин. «Жестокость». В.Дудинцев. «Не хлебом единым».

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег». Исследование природы подвига и предательства в произведении В.Быкова «Сотников»

44

«Деревенская проза»

«Деревенская проза» в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина и др.

В.М. Шукшин: судьба и творчество. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека в творчестве В.М. Шукшина. Художественные особенности прозы Шукшина. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»

45

Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е голы.

Философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Б.Окуджава «Будь здоров, школяр».

В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина. Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»).

Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева

А.И.Солженицын: судьба и творчество писателя. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына. Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Обзор повести «Матренин двор».

Раздел 10. Современная литература. (3ч.)

46

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов.

Обзор произведений, опубликованных в последние годы. Споры о путях развития культуры.

Постмодернизм в культуре и литературе.

Постмодернистские романы Виктора Пелевина.

Мотивные комплексы, воплощающие тему семьи в рассказах Л. Улицкой.

Литературная ситуация рубежа 20-21 вв.

47

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ВИДЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА (1ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Введение. (2 ч.)

1

Литература как вид искусства. (1 ч.)

2

Периодизация русской литературы. (1 ч.)

Литература 19 века

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века. (8 ч.)

Тема 1.1 Основные литературные направления первой половины 19 века. (2 ч.)

3

Особенности русского романтизма. (1 ч.)

4

Становление реализма в русской литературе. (1 ч.)

Тема 1.2. А.С. Пушкин. Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери». (2 ч.)

5

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. (1 ч.)

6

Анализ маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». (1 ч.)

Тема 1.3. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. (2 ч.)

7

Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова. (1 ч.)

8

Темы, мотивы и образы лирики Лермонтова. (1 ч.)

Тема 1.4. Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». (2 ч.)

9

Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. (1 ч.)

10

Проблематика и художественное своеобразие повести «Портрет». (1 ч.)

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века. (32 ч.)

Тема 2.1. Общая характеристика эпохи и литературы второй половины 19 века. (2 ч.)

11

Культурно-историческое развитие России середины 19 века. (1 ч.)

12

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов. (1 ч.)

Тема 2.2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». (4 ч.)

13

Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов». (1 ч.)

14

Проблема русского национального характера в романе. (1 ч.)

15

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. (1 ч.)

16

Проблемы любви в романе. (1 ч.)

Тема 2.3. И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». Роман «Отцы и дети». (4 ч.)

17

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. (1 ч.)

18

Тема любви в творчестве И.С.Тургенева («Стихотворения в прозе»). (1 ч.)

19

Роман «Отцы и дети». Проблематика романа. (1 ч.)

20

Полемика вокруг романа «Отцы и дети». (1 ч.)

Тема 2.4. А.Н. Островский. Драма «Гроза». (4 ч.)

21

Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. (1 ч.)

22

Творческая история драмы «Гроза». (1 ч.)

23

Образ Катерины.(1 ч.)

24

Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. (1 ч.)

Тема 2.5. Н.С. Лесков. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда» (2 ч.)

25

Художественный мир Н.С. Лескова. (1 ч.)

26

Очерк «Леди Макбет Мценского уезда». (1 ч.)

Тема 2.6. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) (2 ч.)

27

Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. (1 ч.)

28

Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». (1 ч.)

Тема 2.7. Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина. (2 ч.)

29

Мировоззрение М.Е.Салтыкова-Щедрина. (1 ч.)

30

Иносказательная образность сказок. (1 ч.)

Тема 2.8. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». (4 ч)

31

Сведения из жизни Ф.М. Достоевского. (1 ч.)

32

Проблематика романа «Преступление и наказание». (1 ч.)

33

Смысл теории Раскольникова. (1 ч.)

34

Страдание и очищение в романе. (1 ч.)

Тема 2.9. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». (4 ч.)

35

Духовные искания Л.Н. Толстого. (1 ч.)

36

Роман-эпопея «Война и мир». (1 ч.)

37

Светское общество в изображении Толстого. (1 ч.)

38

Правдивое изображение войны и русских солдат. (1 ч.)

Тема 2.10. А.П.Чехов. Особенности рассказов. Комедия «Вишневый сад». (4 ч.)

39

Периодизация творчества А.П.Чехова. (1 ч.)

40

Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. (1 ч.)

41

Комедия «Вишневый сад». (1 ч.)

42

Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра. (1 ч.)

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века (8 ч.)

Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века (2 ч.)

43

Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. (1 ч.)

44

Разнообразие русской лирики 2-ой пол. XIX века. А.Н.Майков. (1 ч.)

Тема 3.2. Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова. (2 ч.)

45

Гражданская позиция Н.А.Некрасова. (1 ч.)

46

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. (1 ч.)

Тема 3.3. Особенности лирики А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.К.Толстого. (4 ч.)

47

Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. (1 ч)

48

Философская и любовная лирика Ф.И.Тютчева. (1ч.)

49

Художественные особенности лирики А.А.Фета. (1 ч.)

50

Многожанровость наследия А.К.Толстого. (1 ч.)

51

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за 1 семестр (1 ч.)

Литература 20 века.

Раздел 4. Русская литература на рубеже веков. (18 ч.)

Тема 4.1. Особенности развития литературы в начале XX века. (2 ч.)

52

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. (1 ч.)

53

Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. (1 ч.)

Тема 4.2. И.А. Бунин. Лирика. Рассказ «Лёгкое дыхание». (2 ч.)

54

Особенности поэтики И.А.Бунина. (1 ч.)

55

Проза И.А.Бунина. Рассказ «Лёгкое дыхание» (1 ч.)

Тема 4.3. А.И.Куприн. Повесть «Олеся». (2 ч.)

56

Сведения из биографии А.И. Куприна. (1 ч.)

57

Повесть «Олеся». (1 ч.)

Тема 4.4. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. (4 ч.)

58

Литературные течения поэзии русского модернизма. (1 ч.)

59

Символизм. (1 ч.)

60

Акмеизм. ( 1ч.)

61

Футуризм. (1 ч.)

Тема 4.5 Новокрестьянская поэзия. (2 ч.)

62

Новокрестьянская поэзия в литературе начала века. (1 ч.)

63

Н.А.Клюев. Сведения из биографии. (1 ч.)

Тема 4.6. А.М. Горький. Романтизм ранних рассказов. Пьеса «На дне» (обзор). (4 ч.)

64

Сведения из биографии М.Горького. (1 ч.)

65

Романтизм ранних рассказов Горького. (1 ч.)

66

Пьеса «На дне». Спор о назначении человека. (1 ч.)

67

Новаторство Горького-драматурга. (1 ч.)

Тема 4.7. Творчество А. Блока (2 ч.)

68

Тема родины в лирике А. Блока. (1 ч.)

69

Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. (1 ч.)

Раздел 5. Литература 1920-х годов. (8 ч.)

Тема 5.1. Особенности развития литературы 1920-х годов. (2 ч.)

70

Литературный процесс 1920-х годов. (1 ч.).

71

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей. (1 ч.)

Тема 5.2. Новаторство Маяковского В.В. (2 ч.)

72

Новаторство поэзии В. Маяковского. (1 ч.)

73

Образ поэта-гражданина. (1 ч.)

Тема 5.3. С.А. Есенин как национальный поэт. (2 ч.)

74

С. Есенин как национальный поэт(1 ч.)

75

Художественное своеобразие творчества Есенина. (1 ч.)

Тема 5.4. А.А. Фадеев. Роман «Разгром». (2 ч.)

76

Сведения из биографии А.А. Фадеева. Роман «Разгром». (1 ч.)

77

Полемика вокруг романа. (1 ч.)

Раздел 6. Литература 30-х – начала 40-х годов. (16 ч.)

Тема 6.1.Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов (2 ч.)

78

Становление новой культуры в 1930-е годы. (1 ч.)

79

Социалистический реализм как новый художественный метод. (1 ч.)

Тема 6.2. Поэтический мир М. Цветаевой. (2 ч.)

80

Сведения из биографии М. Цветаевой. (1 ч.)

81

Своеобразие поэтического стиля. (1 ч.)

Тема 6.3. Особенности поэзии О.Э. Мандельштама. (2 ч.)

82

Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. (1 ч.)

83

Теория поэтического слова О.Мандельштама. (1 ч.)

Тема 6.4. А.П.Платонов. Повесть «Котлован». (2 ч.)

84

Социально-философское содержание творчестваА.П.Платонова (Климентова).(1 ч.)

85

Повесть «Котлован». (1 ч.)

Тема 6.5. И.Э.Бабель «Конармия». (2 ч.)

86

Биография писателя И.Э. Бабеля. (1 ч.)

87

Изображение Гражданской войны в книге «Конармия» (1 ч.)

Тема 6.6. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». (2 ч.)

88

Обзор жизни и творчества М.А. Булгакова. (1 ч.)

89

Роман «Белая гвардия». (1 ч.)

Тема 6.7.М.А. Шолохов. «Донские рассказы». Роман-эпопея - «Тихий Дон». (4 ч.)

90

Жизненный и творческий путь М.Шолохова. (1 ч.)

91

Трагический пафос «Донских рассказов». (1 ч.)

92

Роман-эпопея «Тихий Дон». (1 ч.)

93

Образ Григория Мелехова. (1 ч.)

Раздел 7. Литература русского Зарубежья. (3 ч.)

Тема 7.1. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов. (3 ч.)

94

Тематика и проблематика творчества В.В. Набокова (1 ч.)

95

Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе (1 ч.)

96

Описания эмигрантской среды. Образ Машеньки. Смысл финала романа(1 ч.)

Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (5 ч.)

Тема 8.1. Поэзия Великой Отечественной войны. (1 ч.)

97

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. (1 ч.)

Тема 8.2. Проза Великой Отечественной войны. (2 ч.)

98

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. (1 ч.)

99

«Лейтенантская проза». (1 ч.)

Тема 8.3. А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. (2 ч.)

100

Ахматова А.А. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. (1 ч.)

101

Пастернак Б.Л. Основные мотивы лирики. (1 ч.)

Раздел 9. Литература 1950-1980 годов. (12 ч.)

Тема 9.1. Литература периода «оттепели». (2 ч.)

102

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег»(1 ч.)

103

Исследование природы подвига и предательства в произведении В.Быкова «Сотников»(1 ч.)

Тема 9.2. «Деревенская проза»

104

«Деревенская проза» в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина и др.(1 ч.)

105

Шукшин В.М. Изображение жизни русской деревни. (1 ч.)

106

Шукшин В.М. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал» (1 ч.)

Тема 9.3. Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е голы.

107

Философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Б.Окуджава «Будь здоров, школяр» (1 ч.)

108

В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина(1 ч.)

109

Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».(1 ч.)

110

В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»).(1 ч.)

111

Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева(1 ч.)

112

Судьба и творчество писателя А.И. Солженицына. (1 ч.)

113

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». (1 ч.)

Раздел 10. Современная литература (3 ч.)

Тема10.1.Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов. (3 ч.)

114

Постмодернистские романы Виктора Пелевина (1 ч.)

115

Мотивные комплексы, воплощающие тему семьи в рассказах Л. Улицкой (1 ч.)

116

Литературная ситуация рубежа 20-21 вв (1 ч.)

117

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1 ч.)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

4.1. Учебно-методическое обеспечение.

Основные источники:

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч., Ч. 1 / 5-е изд., стер.М. : Издательский центр "Академия", 2018

Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В., Савченко К.В. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч., Ч. 2 / 5-е изд., стер. М. : Издательский центр "Академия", 2013

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр "Академия", 2013

Обернихина Г.А. Мацыяка Е.В. Литература: книга для преподавателя (базовый и профильный уровни): методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования М. : Издательский центр "Академия", 2013

Дополнительные источники:

Коровин, В.И. Литература. 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 М.: Просвещение, 2017

под ред. В.И. Коровина. Литература. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017

Под ред. В.П. Ситникова Сост. Н.Г. Быкова Хрестоматия по литературе. 10 класс. М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2017

Под ред. В.П. Ситникова Сост. Н.Г. Быкова Хрестоматия по литературе. 11 класс. М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2017

4.2 Электронно-информационные ресурсы (ДОТ, ЭОР, ссылка):

1. http://energypodcol.schelcol.ru-Методический портал

4.3 Интернет-ресурсы:

– Литература для школьников

–Электронный учебник: Зарубежная литература конца XIX - начала XX века Толмачёв В. М., Косиков Г. К., Зиновьева А. Ю. и др.Учебное пособие Под редакцией В. М. Толмачёва

- Электронная библиотека Максима Мошкова.

http://lit.1september.ru - Электронная версия газеты "Литература". Сборник материалов к урокам литературы.

ruslit.ioso.ru – «Кабинет литературы»

.ru – «Литература»

www.gramma.ru/LIT/ –справочный раздел «Литература» портала Грамма.ру.

www.klassika.ru – Классика.Ru - Электронная библиотека классической литературы.

– «Литературоведческие словари»:

http://lib.students.ru/ — Студенческая Библиотека

http://www.litportal.ru — Литературный сетевой ресурс

http://huge-library.org/ — Библиотека художественной литературы

http://lib.ololo.cc/ — Бесплатное зеркало Либрусека

http://flibusta.net/ —электронная библиотека

http://feb-web.ru/ – фундаментальная электронная библиотека Русская литература

http://www.rvb.ru/ – русская виртуальная библиотека

http://teachpro.ru/Course/Literature1011

- список литературных сайтов

- русская литература 19 и 20 вв.

– мир русской литературы

- к уроку литературы

- все биографии

4.4. Материально-техническая база

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по Литературе

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

плакаты, таблицы;

раздаточный материал;

учебники;

комплект учебно-методической документации.

аптечка индивидуальная (АИ-2).

Технические средства обучения:

персональный компьютер в сборе Flat,

видеопроектор Sanyo PLC-XU41.

компьютерная акустическая система Edifier R 251