• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Методические разработки психологической диагностики.

Дата публикации: 07.12.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Приморский край г.Спасск -Дальний

Файл публикации





Методическое обеспечение психологической диагностики.

для воспитанников и работников «Центра содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработала:

воспитатель

Щебет Галина Валентиновна

Ме

одическое обеспечение психологической диагностики.

1. Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в центре (детском доме)

Цель: определить степень удовлетворенности детей жизнью в детском доме и взаимоотношениями в коллективе.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1. В центре у меня бывает много радостных событий.

2. В центре у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашей группе хорошие воспитатели.

4. К нашим воспитателям всегда можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. В центре у меня есть любимый взрослый.

6. В группе я могу свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашем центре созданы все условия для развития моих способностей.

9. Я считаю, что в нашем ценре по-настоящему готовят меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по детскому дому.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности воспитанников жизнью в ДОЛ (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех детей на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме.

2. Анкета «Уровень комфортности в детском доме »

Цель – выявление уровня психологической комфортности воспитанников и взаимоотношений в коллективе.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать вопросы и утверждения и отметить тот ответ или утверждение, с которым они согласны.

1. С каким настроением связано твое пребывание в ценре?

а) с радостью;

б) с привычным равнодушием;

в) с предчувствием неприятностей;

г) скорей бы все это кончилось.

2. Бывают ли у тебя в ценре неприятности?

а) часто; б) редко; в) никогда.

3. Если бывают, то от кого они исходят?

а) от воспитателя группы (кого именно);

б) других взрослых (воспитателей , членов администрации);

в) от детей вашей или другой группы.

4. Бывают ли конфликты с воспитателем?

а) часто; б) редко, в) никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в группе твой воспитатель?

а) контроль за успеваемостью и дисциплиной;

б) вторая мама;

в) организатор досуга;

г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

д) старший товарищ;

е) другое.

6. Что присуще воспитателю (и какому конкретно) по отношению к тебе?

а) хвалить;

б) подбадривать;

в) делать замечание;

г) ругать;

д) жаловаться администрации;

е) быть вечно недовольным;

ж) другое.

7. Какое чувство ты испытываешь к своему воспитателю (ответ сформулируй сам):

8. Тебе хотелось бы от него перенять (от кого конкретно):

а) великодушный характер;

б) манеру поведения;

в) умение всегда хорошо выглядеть;

г) разносторонние знания;

д) доброту, любовь к людям;

е) другое.

Обработка данных. Выполняется качественный и количественный (соотношение в % числа детей с высоким, средним и низким уровнями комфортности от общего количества воспитанников) анализ результатов анкетирования.

О высоком уровне комфортности свидетельствуют 1 а; 2 в; 4 в; 5 б, г, д; 6 а, б; о среднем - 1 б; 2 б; 4 б; 5 а, в; 6 в; о низком – 1 в, г; 2 а; 4 а; 5 а; 6 в, г, д.

3. Анкета «Уровень психологической комфортности» (для воспитанников )

Цель: выявление уровня психологической комфортности воспитанников и причин, негативно влияющих на этот уровень.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать вопросы и утверждения и отметить те из них, которые соответствуют их мнению.

Мне нравится в нашем центре:

а) да; б) нет; в) не очень.

Мне интересно заниматься в кружках:

а) да; б) нет; в) не очень.

Мой воспитатель для меня - это человек, который:

а) заботится обо мне;

б) предлагает интересные занятия, игры, экскурсии;

в) мне очень нравится;

г) которого я побаиваюсь, сторонюсь;

д) который меня все время ругает;

е) с которым можно просто поговорить.

Чаще всего мое настроение:

а) среднее (ни то, ни се);

б) хорошее (веселое, радостное);

в) плохое (грустное, тревожное).

Когда у меня плохое настроение, то чаще всего это из-за:

а) ссор с ребятами;

б) моих неудач (в лагере, отряде, кружке и т. п.);

в) других ребят (пристают, обижают);

г) отношений с воспитателем (вожатыми);

д) отношений с другими взрослыми (членами администрации, воспитателями. других групп).

Больше всего в центре мне не нравится:

а) нет большого спортзала.

б) отношения с ребятами;

в) отношения с воспитателем ;

г) мероприятия, праздники;

д) кружки.

7. Больше всего в центре мне нравится:

а) отношения с ребятами;

в) отношения с воспитателями;

г) мероприятия, праздники;

д) кружки.

Обработка данных. Выполняется качественный и количественный (соотношение в % числа детей с высоким, средним и низким уровнями комфортности от общего количества воспитанников) анализ результатов анкетирования.

О высоком уровне комфортности свидетельствуют ответы 1 а; 2 а; 3 а, б, в; 4 б; о среднем – 1 в; 2 в; 3 г, е; 4 а; о низком – 1 б; 2 б; 3 д, г; 4 в.

4. Анкета «Воспитатель глазами воспитанника»

Цель: исследование отношений между воспитанниками и педагогами.

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в группе твой воспитатель (вожатый)?

а) Контроль за дисциплиной;

б) «вторая мама»;

в) организатор досуга;

г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

д) старший товарищ;

е) другое.

2. Бывают ли у тебя конфликты с воспитателем ?

а) Часто; б) редко; в) никогда.

3. Что присуще воспитателю (и какому конкретно) по отношению к тебе?

а) Хвалить,

б) подбадривать;

в) делать замечания;

г) ругать;

д) жаловаться администрации;

е) быть вечно недовольным;

ж) давать советы;

з) другое.

4. Какое чувство ты испытываешь к своему воспитателю (к кому конкретно)?

5. Тебе хотелось бы от него перенять (от кого конкретно):

а) великодушный характер;

б) манеру поведения;

в) умение всегда хорошо выглядеть;

г) разносторонние знания;

д) доброту, любовь к людям;

е) другое.

6). Ты посоветовал бы своему воспитателю (кому именно):

(пожелание сформулировать самому)

Обработка данных. Выполняется качественный анализ полученных данных.

5. Анкета «Если бы я был директором детского центра »

Цель: выявление уровня социальной активности воспитанников.

Ход проведения: воспитанникам предлагается сначала ответить на первый вопрос, а затем оценить степень своего желания и участия в осуществлении преобразований в соответствии с предложенными шкалами.

1. Если бы я был директором детского центра, то внес бы следующие изменения или дополнения в его жизнедеятельность:

а) в режим:

б) в организацию самоподготовки:

в) в организацию дежурств в ценра:

г) в организацию трудовых дел:

д) в проведение коллективных творческих дел (праздников, конкурсов и пр.):

е) в проведение групповых дел:

2. Насколько я хочу этого:

1 - все равно.

2 - слабо хочу.

3 - хочу в средней степени.

4 - достаточно сильно хочу.

5 - для меня это просто необходимо.

3. Если бы была такая возможность, то насколько активно я стал бы участвовать в осуществлении этих изменений:

1 - совсем не стал бы, пусть это делают другие.

2 - стал, если бы заставили.

3 - стал бы, но в небольшой степени.

4 - стал бы.

5 - обязательно стал бы.

Обработка данных. О высокой социальной активности воспитанников свидетельствует большое количество внесенных ими предложений об изменениях жизнедеятельности детского дома, а также средний балл – от 4 до 5; о низкой – отсутствие конструктивных предложений, негативные и нейтральные ответы, а также средний балл – от 1 до 2.

6. Анкета для воспитанника ценра.

Дорогой друг! Давай поразмышляем о лагере, в котором ты сейчас находишься, о том, что тебе нравится и не нравится в нем, о том, что в нем необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш лагерь более теплым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим друзьям ответить на следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе самому пребывание в данном центре( подчеркнуть из предложенных ответов)

- да;

- больше да, чем нет;

- трудно сказать (и да, и нет);

- больше нет, чем да;

- нет.

Что больше всего тебе нравится в центре?

Что тебе не нравится в центре?

4. Если бы ты стал директором центра, то какие изменения ты внес бы в его жизнь?

5. А сейчас предлагаем тебе выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

1 - не согласен

0 - совершенно не согласен

Я испытываю в центре чувство радости.

0 1 2 3 4

В центре у меня обычно хорошее настроение

0 1 2 3 4

В нашем группе хороший воспитатель

0 1 2 3 4

В нашем центре хороший директор

0 1 2 3 4

К нашим воспитателям всегда можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

0 1 2 3 4

В центре у меня есть любимый взрослый

0 1 2 3 4

В группе я всегда свободно могу высказать свое мнение

0 1 2 3 4

Я считаю, что в нашем ценре созданы все условия для развития моих способностей

0 1 2 3 4

В центре у меня есть любимое занятие

0 1 2 3 4

Я считаю, что центре по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

0 1 2 3 4

На летних каникулах я скучаю по детскому дому

0 1 2 3 4

6. Оцени, пожалуйста, отношения между детьми в твоем отряде. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:

Наша группа дружная и сплоченная;

наша группа дружная;

в нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе:

в нашей о группе бывают ссоры, но конфликтной нашу группу назвать нельзя;

наша группа очень недружная, трудно находиться в такой группе.

А каким ты представляешь образ своей группы ? Попробуй его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.

8. Продолжи, пожалуйста, предложения:

Главной целью ценра является...

Спасибо!

7. Тест "Какой Вы педагог?"

Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила, методы и секреты. Предлагаем вашему вниманию тест, который поможет разобраться, насколько верна ваша позиция, не совершаете ли вы каких-нибудь ошибок в воспитании детей.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по данному вопросу. Пользуйтесь следующей шкалой:

1 – категорически не согласен;

2 – я не спешил бы с этим соглашаться;

3 – это, пожалуй, верно;

4 – совершенно верно, я считаю именно так.

1. Педагог должен предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Хороший педагог не должен экономить душевные силы и время ради воспитания ребенка.

3. Маленького ребенка не стоит оставлять одного даже на несколько минут.

4. Правильно, когда у ребенка есть четкие инструкции, как нужно поступать в той или иной ситуации.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от воспитателей.

8. Внимание к ребенку не может быть чрезмерным: вниманием и заботой ребенка не испортишь.

9. Педагог должен ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

10. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

11. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться ребенку.

12. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.

13. Воспитатели должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

14. Если ребенок чего-то боится, это означает, что педагоги что-то упустили в его воспитании.

15. Каждый, даже незначительный проступок ребенка следует рассматривать самым серьезным образом.

Подведем итоги:

Если вы набрали свыше 40 баллов, то ваш стиль воспитания, скорее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка – главный мотив вашего поведения.

Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она несколько заострена. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать всем своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все больше препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять ребенку, верить в него, прислушиваться к собственным интересам. Ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит, учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов. Вашему воспитаннику не грозит стать распущенным или избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание.

Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств.

Проблемы в профессиональных отношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!

8. Анкета «Развитие личности педагога»

Цель: выявление профессионального уровня педагогов.

1.Как вы понимаете слово «развитие» применительно к личности воспитателя?_________________________________________

2.Каковы, на ваш взгляд, критерии оценки качества труда воспитателя?__________________________________________

3. Из перечисленных ниже положений отметьте те, которые, на ваш взгляд, способствуют развитию личности педагога и укажите порядковым номером степень их важности для современной концепции воспитания:

разработка нового содержания и технологий воспитания;

совершенствование традиционных форм воспитания;

признание базовой ценностью педагогики развития личности;

признание традиционных ценностей образования: знаний, умений, навыков;

креативность воспитателя;

признание личностно-ориентированной педагогики;

изучение нового опыта;

новые требования со стороны администрации;

внутреннее преобразование педагога: стремление к саморазвитию, изменению сложившихся стереотипов;

выбор партнерского стиля общения;

организация научно-методической работы в учреждении;

собственная активность;

исследовательская работа, поиск.

4. Отметьте, пожалуйста, по степени важности причины, стимулирующие вашу педагогическую деятельность:

стремление к самосовершенствованию;

успех коллег;

желание не отстать от других;

стремление к высоким результатам;

требование времени;

успехи в развитии воспитанников;

контроль администрации;

хорошее настроение;

материальный стимул;

повышение профессионализма;

общее дело, общий интерес.

5. Отметьте, пожалуйста, по степени важности основные задачи методической службы ДОЛ:

сообщение информации о современных педагогических технологиях;

трансляция и передача передового опыта;

поддержание исследовательских позиций;

создание творческой среды;

тренинговая практическая работа;

аналитическая деятельность;

осуществление контроля;

обеспечение коллег новыми методическими материалами;

повышение квалификации;

профессиональное развитие;

диагностическая деятельность;

прогностическая функция;

организаторская функция;

внедренческая функция.

Обработка данных. Выполняется качественный и колличественный (соотношение в % числа педагогов с высоким, средним и низким профессиональным уровнем от общего количества педагогов) анализ результатов анкетирования.

О высоком профессиональном уровне педагогов свидетельствует их ориентация на саморазвитие, способность аккумулировать новые знания по педагогике, философии, психологии и т.д.; признание базовой ценностью педагогики и критерием труда воспитателя успешное развитие ребенка, его психическое и физическое благополучие; ориентация в педагогической деятельности на личностно ориентированную педагогику, партнерский стиль общения, собственную активность, профессиональный поиск. Среди факторов, стимулирующих педагогическую деятельность, воспитатели-профессионалы отмечают успехи в развитии ребенка, собственное стремление к самосовершенствованию. Задачи методической службы данная категория педагогов видит в прогнозировании результатов воспитательной деятельности, в поддержке исследовательских позиций, создании творческой среды, сообщении информации о новых педагогических технологиях.

На низкий профессиональный уровень педагогов указывает ориентация в педагогической деятельности на внешние проявления успеха в воспитании (дисциплинированность детей, их поведение и т. д.); отсутствие ориентации на саморазвитие, самосовершенствование; зависимость успеха в собственной деятельности от контроля со стороны администрации. Основную задачу методической службы данная категория педагогов видит в разработке и обеспечении педагогического коллектива методическими материалами.

9. Анкета для педагога

Уважаемый коллега! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем центра , в моделировании его новой воспитательной системы. Просим Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать.

1. Нравится ли Вам центр, в котором Вы работаете? Подчеркните один из предложенных ответов:

- да;

- больше да, чем нет;

- трудно сказать (и да, и нет);

- больше нет, чем да;

- нет.

Что больше всего Вы цените в данном центре ? Что необходимо сохранить, сделать традицией?

3. Что больше всего не устраивает Вас центре? От чего необходимо избавиться в первую очередь?

4. Оцените, пожалуйста, удовлетворенность своими отношениями с детьми (нужное подчеркнуть):

- полностью удовлетворен;

- удовлетворен;

- трудно сказать (и да, и нет);

- не удовлетворен;

- совершенно не удовлетворен.

5. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с коллегами?

Полностью удовлетворен;

удовлетворен;

трудно сказать (и да, и нет);

не удовлетворен;

совершенно не удовлетворен.

6. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с администрацией?

Полностью удовлетворен;

удовлетворен;

трудно сказать (и да, и нет);

не удовлетворен;

совершенно не удовлетворен.

7. Каким Вы представляете образ центра? Попробуйте его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.

8. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

Главной целью центра является...

9. Выпускник вашего центра должен обладать...

10. Что Вы предлагаете ввести нового в работу центра, чтобы в нем было приятно жить и работать?

Большое спасибо!