Итоговое занятие «Диалог культур» по разделу
«Культура древнего мира»
Цель занятия: формирование умений, связанных с обобщением большого конкретно-художественного и теоретического материала, понимания связей между явлениями мира художественной культура; умений, связанных с анализом произведений искусства разных видов на основе их взаимосвязей и в контексте типологических и региональных характеристик художественной культуры Древнего Египта, Греции, Рима.
Сама структура и содержание раздела дают широкие возможности для сопоставления и сравнения. Художественную культуру Древнего Египта можно сопоставить с античным художественны
м миром, т.к. они представляют разные модели создания художественной реальности. Художественные культуры античного мира – Древней Греции и Древнего Рима можно сравнить, т.к. обе эти художественные системы имеют много общего: они обе сформировались и развивались на базе античной гражданской общины. И хотя сходство ее означает тождество, сравнение не только возможно, но и необходимо: студенты должны понять, что известное стадиальное различие и разница в целом в системе ценностей повлияли на характер художественной культуры этих двух народов.Сопоставление и сравнение – основные приемы при анализе художественной культуры, позволяющие развивать тему соотношения культур, обращаться к вопросу о характере связей, взаимодействий разных художественных систем. Вот почему освоение раздела «Художественная культура Древнего Египта, Греции, Рима важно организовать как диалог. В условиях непрекращающегося диалога между «представителями» разных культур должны осознаваться не только уникальность и самоценность каждой (культуры) художественной системы, но и понимание их взаимосвязи в общем процессе развития человеческой культуры.
Итоговое занятие строиться на основе работы в динамических парах, но ее по текстам, а по проблемам каждого регионального варианта художественной культуры – Древнего Египта, Греции, Рима. Работа в динамических парах соединяется на этом занятии с творческой деятельностью в малых группах: «египтян», «греков», «римлян». Алгоритм работы в динамических парах включает в себя оценку не только самостоятельной работы каждого, но и педагогического мастерства партнера по совместной работе в паре.
Ход занятия
1 этап. Работа в парах сменного состава
Римляне | Римляне | Египтяне |
Египтяне | Греки | Римляне |
Греки | Египтяне | Греки |
Задачи:
1. Познакомить со своей художественной культурой.
2. Выслушать представителя другой художественной культуры, задав ему столько вопросов, сколько необходимо, чтобы можно было рассказать об этой культуре самостоятельно.
3.Оценить общение: логику и ясность изложения; новизну и глубину содержания; педагогическое мастерство.
4. Составить общий конспект: выделить общее и различное в освещаемых художественных культурах:
Культура № | египтяне | греки | египтяне | римляне | греки | римляне |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Различное | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
Общее | 1 2 3 … | 1 2 3 … | 1 2 3 … |
Время:
2 этап. Сбор в группы
Египтяне | Греки | Римляне |
Задача: найти форму представления своей художественной культуры (сценарий, наглядность, видео)
3 этап. Выступления.
Задача: своим выступлением постараться ответить на вопрос: «Что дала миру наша художественная культура?»
4 этап. Обсуждение выступлений.
Задачи:
Проанализировать и оценить содержание и форму выступлений;
Оценить организованность и соблюдение регламента работы.
Время…
5 этап. Сдать в папке-файле результаты самостоятельной работы по программе деятельности в процессе изучения основной культуры:
Египтяне 1. Сообщения по теме
2. Задания (4)
3 Терминология (карточки)
Греки 1. Сообщения по теме
2. Задания (4)
3 Терминология (карточки)
Римляне 1. Сообщения по теме
2. Задания (4)
3 Терминология (карточки)
Такая форма занятия, как «Диалог культур», является ценной для развития не только личностных, но и профессиональных качеств будущих преподавателей.