• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ

Дата публикации: 08.12.2019

Должность: воспитатели

Учебное заведение:

Населенный пункт: г.о. Химки

Файл публикации





ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С КОТОРЫМИ СТАЛКНУЛИСЬ МНОГИЕ ДОУ

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет почувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку. Независимо от его потребностей и других обстоятельств. Полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Дэвид Бланкет

За последние годы увеличилось количество детей раннего и дошкольного возра

та с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в будущем жизнь этих детей была полноценной, необходимо в дошкольном учреждении обеспечить им оптимальные условия для успешной интеграции в среду здоровых сверстников. Сложной задачей является создание таких условий, требующих комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. В связи с этим проблемы, возникшие с реализацией инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуальны в настоящее время.

Само слово «инклюзия» означает «включение». Включенность, выражается в вовлечении детей с ОВЗ в жизнедеятельность неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Инклюзивное образование на наш взгляд основывается, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.

Инклюзия – это возможность для всех детей в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель: дать всем детям возможность участия в более полноценной социальной жизни, активности в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая им, наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

Инклюзия – это активное включение в образование детей с различными базовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – это учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не разделяя их на обычно развивающихся и «особых». Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии.

Основные принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования:

-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОУ с целью коррекции недостатков их психофизиологического развития;

-реализация права ребенка с особыми образовательными потребностями на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

-построение индивидуальных коррекционно - образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития и способностей;

-освоение воспитанниками образовательных программ в соответствии с ФГОС;

-обеспечение познавательного, коммуникативного, социального, личностного, художественно-эстетического и физического развития;

-сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;

-осуществление ранней полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников;

-обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;

-создание условий, способствующих гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

-оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;

-обеспечение совместной мульти дисциплинарной деятельности команды специалистов, тесно контактирующей между собой и с другими участниками образовательно-воспитательного процесса для достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;

-подготовка педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ;

-формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

В России инклюзивное образование находится на стадии формирования. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009г.)» и обусловлена рядом объективных факторов. Одним из факторов является увеличение количества детей с ограниченными возможностями; соблюдение прав детей на образование; право выбора для родителей модели образования для своего ребенка. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Конвенции ООН «О правах инвалидов» и отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010г, Пр.-271.

Актуальность решения задач инклюзивного образования в ДОУ отображена также в Приказе Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011г. N2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

К большому сожалению, большинство моментов представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессивных законодательных актах, практически отсутствует механизм их реализации. По этой причине в обществе появляется предвзятое отношение к инклюзивному образованию. Чаще всего это связано с материально-технической неподготовленностью учреждений к посещению их детьми с ОВЗ. Для таких детей необходимы меньшие по наполняемости группы (от 5 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат дошкольных образовательных организаций должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и социальной интеграции детей с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения. Таким образом, проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, а главное – она является действительно социальной и актуальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей.

И так, рассмотрим, с какими именно проблемами сталкиваются педагоги при внедрении инклюзивной системы образования.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие не маловажные критерии как «численность детей с особенностями в группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие обязательной методической литературы коррекционного вида в ДОУ, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями. Необходима вариативная методическая база обучения и воспитания, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогики.

В третьих, необходимость изменения образовательной среды и связанная с этим проблема финансирование. Большинство садов, к сожалению, с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп. Необходимы крупные затраты для приобретения дополнительных средств обучения, специального оборудования к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, и тактильные панели, так же необходимы средства для организации безбарьерной среды и т. д.

В четверных, еще одной проблемой является отсутствие у педагогического коллектива опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо направить педагогический состав на курсы повышения квалификации, провести работу по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Особо остро стоит вопрос в нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.). Организовать полноценный процесс коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Пятой, острой проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей, зачастую возникают ситуации, когда они перестают реально оценивать возможности особого ребенка и перспективы его развития, и перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Родители же обычных детей чаще всего не готовы принять детей с особыми потребностями, они беспокоятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их детям. Но, не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому очень важно проводить работу с родителями, повышать их уровень компетентности по вопросам инклюзивного образования, включать родителей в жизнь ДОУ.

Несмотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает нам, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста. Помогает развитию их самостоятельности и независимости. Подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где дети и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года

Селигман М., Дарлинг Р.Б. - Обычные семьи, особые дети (Особый ребенок. Исследования и опыт помощи) - 2007.

Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.