• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Картины войны на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир".

Дата публикации: 16.12.2019

Должность: Преподаватель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Тверская область г.Тверь

Файл публикации





КАРТИНЫ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».

ЦЕЛЬ УРОКА: идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, сообщения учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

rgin-bottom: 5pt;">2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

4. Беседа.

КАК ИЗОБРАЖАЕТ ТОЛСТОЙ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1805-1807 ГГ.

Мы видим на полях сражения в Австрии много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры.Но основная масса – это солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. - Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

С какой целью русское правительство вступило в войну? –Боялось распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Вспомним смотр в Бранау людей и снаряжения.

- Как вы считаете,готова ли русская армия к войне?Понимают ли солдаты ее цель?Для чего они идут воевать?Эта сцена показывает братство и общность настроения солдат,независимо от национальности и классовых различийИ тут появляется народный полководец-Кутузов. Начинается смотр войск.Кутузов хотел убедить австрийских генералов , что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака.  Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

Толстой сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

 - Что же делать русской армии?-Кутузов по-прежнему считает войну бессмысленным и ненужным делом,но его главная цель-спасти армию.По инициативе Кутузова было предпринято Шенграбенское сражение. -Что дает Шенграбенское сражение?-Русская армия теперь имеет возможность для соединения со своими частями,которые шли из России.Кутузов поступает очень мудро.Перед нами он предстает как опытный и талантливый полководец.Его главная цель-спасти армию!

1.ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Каков же план Кутузова?(краткая характеристика).

Главное для Кутузова-сберечь армию,русский народ,поэтому он и идет на этот «великий подвиг»(цитата,слова Кутузова). Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм.Сложная военная ситуация,но рота Тимохина «удержалась в порядке….неожиданно атаковала французов»(цитата и з романа).Это именно спокойный тихий командир роты сумел «удержать ее в порядке».Толстой показывает мужество и дисциплинированность солдат.Это и есть героизм.Рота берет пленных и трофеи,выручая тем самым остальных. Поведение Долохова. После боя Долохов предстает перед нами не как истинный герой(хвалится своей храбростью и ранением),а как самоуверенный с показной храбростью человек. Настоящие герои никогда не будут ставить себя на первый план и хвалится своими заслугами.

Батарея Тушина. Батарея Тушина располагается в самом центре сражения и к тому же без прикрытия.Это очень трудный бой,самый тяжелый в Шенграбенском сражении.Тихий,скромный Тушин не испытывает никакого страха.У него есть чувство долга.Он решительный и мужественный.Вот в этом и заключается как раз истинный героизм. Сообщение учащегося о батарее Тушина.

2.АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ. Работа с текстом по тому 1 часть 3 главы 11-19. Аустерлицкое сражение завершает войну 1805-1807 гг.Здесь выражена вся сущность военного действия этого времени. «Эпоха наших неудач и срама».(цитата из текста). Это композиционный центр,итог 1 тома.Война никому не нужна,солдаты не понимают ее цели,в войсках-неразбериха,союзники не доверяют друг другу……..Вот и причина поражения нашей русской армии.Позор и разочарование.Этого могло бы и не быть,если бы наши солдаты понимали ради чего и для чего они воюют.Здесь показывается и разочарование некоторых героев.Ростов Николай после боя встречается с Александром 1,которого он очень любил,но радости не испытывает от этой встречи. Андрей Болконский разочаровывается в Наполеоне,который был для него кумиром.(сцена,когда Болконский лежит на Праценской горе и Наполеон видится ему маленьким и ничтожным человеком.)Параллельно читаем главы,связанные с женитьбой Пьера Безухова на Элен Курагиной.Для Безухова это его эпоха позора и разочарования.

3.ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В РОМАНЕ. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют «народным чувством», «скрытой теплотой патриотизма».

Кутузов, объезжая позиции накануне Бородинского сражения, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовились погибнуть за Родину. «Чудесный, бесподобный народ», — с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают и его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом.В Бородинском сражении русские одержали нравственную победу. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика «терпение и время», чья опора прежде всего на силу духа в войсках.

Работа по тексту: 1.Часть 1 гл.1,2 2.Часть 2 гл.4,гл.8,часть 1 гл.23.

4.БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ Работа с текстом том 3, часть 2, гл. 19-39

Это кульминация всего действия. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство основных сцен показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. -Каково настроение французского лагеря (гл.26-29)

-Описание батарея Раевского (гл. 31-32)

- Наполеон и Кутузов в битве.Их поведение. (гл. 33-35)

-Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Итог Бородинского сражения-нравственная победа русской армии (гл. 39).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: -. Характеристика войны 1805-1807 гг.

-. Готова ли русская армия к войне?

-Причины победы в Шенграбенском сражении?

-. Причины поражения в сражении под Аустерлицем?

-. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?- - Краткая характеристика Отечественной войны 1812 года.

-Понятны ли русским солдатам ее цели?

-Нравственная победа русской армии в Бородинском сражении.

Домашнее задание. 1.Сообщения «Наполеон» и «Кутузов».Исторические сведения.

2.. Ответить на вопросы:

Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

Внешний облик Кутузова и Наполеона.В чем разница?

Кто из героев романа похож на Кутузова,а кто-на Наполеона?