Метод логопедического воздействия в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Подготовила Кузеванова Марина Владимировна –
учитель-логопед, МБУ ДО г. Мурманска «ППМС- Центр»
Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояния мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих н
ормализации, как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. В современной логопедии специалисты - логопеды предлагают выполнять с детьми разные виды логопедического массажа. Меня, как специалиста заинтересовала нетрадиционная методика, которую предлагает учитель - логопед О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».Работая с детьми, страдающими ТНР, я выявила из этого метода основные преимущества, которые объясняют, почему можно применять массаж (самомассаж) ложками:
1.Помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, или ручной массаж в отдельных случаях;
2.Его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях;
3.Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу;
4.Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
5.Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать бывает трудно;
6. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его перед артикуляционной гимнастикой;
7. Формируя моторику рук, в которых совершает манипуляции и действия с ложками, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
8. Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает себе самому больно.
Задачи логопедического массажа ложками.
Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве;
Улучшение качества артикуляционных движений;
Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или длительного перерыва в занятиях (после летнего отдыха). Дети могут демонстрировать возврат старого, дефектного произношения;
Помощь в формировании нужного уклада артикуляторных органов;
Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Противопоказания к проведению логопедического массажа ложками, что и противопоказания к проведению классического массажа руками, зондами и т.д. одинаковы.
Острое инфекционное заболевание;
Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит;
Обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог;
Проблемы с зубами - выпадение зубов, кариес;
Воспаления во рту.
Основные этапы работы:
Выбор ложек
Для коррекционных занятий предлагаю приобрести чайные ложки, по 2 штуки на каждого ребенка, ложка не должна быть слишком большой и черенок ложки должен иметь ровную часть. Индивидуальный набор ложек на каждого ребенка складывается в собственный контейнер (пример на слайде).
Знакомство с ложкой
Перед началом коррекционной работы детям нужно рассказать о частях ложки. Показывайте на большой ложке, а дети повторят показ на своих. Две главные части - это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик ( фото из книги Крупенчук стр.14). На этом этапе целесообразно проводить комплекс упражнений с ложкой, направленные на формирования мелкой моторики.
Проведение коррекционной работы с ложками.
Комплекс упражнений №1 – формируем мелкую моторику рук
Каждый ребенок берет ложку в ведущую руку. Педагог читает стихотворение и показывает движения, а дети (или ребенок) повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать вместе со взрослым.
Комплекс упражнений №2 – самомассаж или массаж лицевых мышц и артикуляторной моторики. На этом этапе в данном комплексе нужно отметить, если мышцы ребенка гипотоничны, и ребенку нужен стимулирующий массаж, - поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает в него ложки.
При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с теплой водой.
Каждый ребенок вынимает по две ложки за кончики черенков и берет их в обе руки. Взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют движения. Стихотворение здесь является, во-первых, «Водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задает ритм, в котором должны совершаться движения. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в- третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевым недоразвитием.
Комплекс упражнений №3 - упражнения с сопротивлением.
Такие упражнения укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений.
Упражнения с сопротивлением выполняются то с одной, а в некоторых и с двумя ложками. Нужно объяснить ребенку (детям), что нужно давить на нужное место, а языком сопротивляться давлению ложки.
В конце хотелось бы сделать выводы актуальности данной технологии:
Используя самомассаж ложками в своей коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, я прослеживаю положительные результаты.
Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры;
Формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка;
Развитие навыков мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях.
Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.
Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на поставку и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.