• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Метод логопедического воздействия в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Дата публикации: 16.12.2019

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение:

Населенный пункт: Мурманская область, город Мурманск

Файл публикации





Метод логопедического воздействия в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Подготовила Кузеванова Марина Владимировна –

учитель-логопед, МБУ ДО г. Мурманска «ППМС- Центр»

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояния мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих н

ормализации, как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. В современной логопедии специалисты - логопеды предлагают выполнять с детьми разные виды логопедического массажа. Меня, как специалиста заинтересовала нетрадиционная методика, которую предлагает учитель - логопед О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

Работая с детьми, страдающими ТНР, я выявила из этого метода основные преимущества, которые объясняют, почему можно применять массаж (самомассаж) ложками:

1.Помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, или ручной массаж в отдельных случаях;

2.Его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях;

3.Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу;

4.Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;

5.Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать бывает трудно;

6. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его перед артикуляционной гимнастикой;

7. Формируя моторику рук, в которых совершает манипуляции и действия с ложками, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.

8. Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает себе самому больно.

Задачи логопедического массажа ложками.

Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;

Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве;

Улучшение качества артикуляционных движений;

Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или длительного перерыва в занятиях (после летнего отдыха). Дети могут демонстрировать возврат старого, дефектного произношения;

Помощь в формировании нужного уклада артикуляторных органов;

Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Противопоказания к проведению логопедического массажа ложками, что и противопоказания к проведению классического массажа руками, зондами и т.д. одинаковы.

Острое инфекционное заболевание;

Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит;

Обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог;

Проблемы с зубами - выпадение зубов, кариес;

Воспаления во рту.

Основные этапы работы:

Выбор ложек

Для коррекционных занятий предлагаю приобрести чайные ложки, по 2 штуки на каждого ребенка, ложка не должна быть слишком большой и черенок ложки должен иметь ровную часть. Индивидуальный набор ложек на каждого ребенка складывается в собственный контейнер (пример на слайде).

Знакомство с ложкой

Перед началом коррекционной работы детям нужно рассказать о частях ложки. Показывайте на большой ложке, а дети повторят показ на своих. Две главные части - это черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик ( фото из книги Крупенчук стр.14). На этом этапе целесообразно проводить комплекс упражнений с ложкой, направленные на формирования мелкой моторики.

Проведение коррекционной работы с ложками.

Комплекс упражнений №1 – формируем мелкую моторику рук

Каждый ребенок берет ложку в ведущую руку. Педагог читает стихотворение и показывает движения, а дети (или ребенок) повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать вместе со взрослым.

Комплекс упражнений №2 – самомассаж или массаж лицевых мышц и артикуляторной моторики. На этом этапе в данном комплексе нужно отметить, если мышцы ребенка гипотоничны, и ребенку нужен стимулирующий массаж, - поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает в него ложки.

При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с теплой водой.

Каждый ребенок вынимает по две ложки за кончики черенков и берет их в обе руки. Взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют движения. Стихотворение здесь является, во-первых, «Водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задает ритм, в котором должны совершаться движения. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в- третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевым недоразвитием.

Комплекс упражнений №3 - упражнения с сопротивлением.

Такие упражнения укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений.

Упражнения с сопротивлением выполняются то с одной, а в некоторых и с двумя ложками. Нужно объяснить ребенку (детям), что нужно давить на нужное место, а языком сопротивляться давлению ложки.

В конце хотелось бы сделать выводы актуальности данной технологии:

Используя самомассаж ложками в своей коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, я прослеживаю положительные результаты.

Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры;

Формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;

Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка;

Развитие навыков мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях.

Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.

Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на поставку и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.