• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Система работы в группе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Дата публикации: 18.12.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ярославская обл.

Файл публикации





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа №1 г.Пошехонье

дошкольная группа

Система работы

в группе

по развитию

связной речи

у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Из опыта работы воспитателя

t;">Пошехонье 2019

Система работы в группе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Моя работа строится на основе годового плана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Центральной, ведущей задачей  развития речи у детей старшего возраста, по моему мнению, является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

В-четвертых, дети идут в школу. И важно, чтоб ребенок в первом классе умел выразить свои мысли, рассказать и общаться со сверстниками.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Работая над развитием речи, я поставила перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности и в свободной деятельности.Для этого мне необходимо было решить следующие задачи: 

- создать в группе развивающую речевую среду;

- развивать произносительную и связную стороны речи;

 активизировать словарь детей;

- выработку у детей основ культурной речи;

 формировать грамматический строй речи;

  развивать мелкую моторику руки

Работа по развитию речи проводится в системе, в процессе интеграции с другими видами деятельности. 

Речевое развитие осуществляется во всех видах деятельности.На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Стараюсь больше уделить внимания пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи.   В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома. При выборе книг стараемся учитывать особенности возраста детей. Проводим с детьми конкурсы рисунков по произведениям известных детских писателей.

Например, детям предлагала нарисовать любимого героя из какой либо сказки и создавали книжку с любимой сказкой или придуманной (На выбор детей)

Большое внимание уделяю рассказыванию:  - Составлению творческих рассказов; из личного опыта.

- Составлению рассказов по картине, по серии картин;

- Пересказам произведений..

Хорошо мне помогают такие занятия, как риторика и информатика, в процессе которых дети должны учиться и составлять рассказы по картинкам, и дополнять ответы других, и повторять ответы для закрепления, и придумывать названия к иллюстрациям, исходя из увиденного, и находить ошибки. А еще на занятиях по риторике повторяем правила культуры речи и закрепляем образцы правильной речи. Рассматривая картинки в книгах, дошкольники пробуют строить короткие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта.

Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?». Провожу вечера загадок, или утром загадываю по темам недели. ( о природе, о животных, по временам года, о профессиях и т.д.)

- В течении всего года продолжаю развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание уделяла диалогическому общению самих детей и взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности: в повседневноой жизни, в сюжетно – ролевых играх, играя в дидактические и настольные игры.

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Много настольных и дидактических игр и игровых пособий сделала сама. А в последнее время привлекаю самих детей. Они вырезали сказочных героев из журналов и книг старых для игры по сказкам «Из какой сказки или расскажи о герое», «Составь книгу и придумай рассказ о вырезанном герое». Игровое упражнение “Если бы…”Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.Воспитатель предлагает детям продолжить и закончить начатое им предложение. Например: «Мама дома (что делает?)», «Ребята ходят в садик, чтобы…».

Упражнение «Один – много» Цель: упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; искать к словам определения и названия действий.

Упражнение «Расставь картинки в правильной последовательности?» Цель: учить детей устанавливать правильную последовательность действий при рассказывании. Воспитатель раскладывает ряд картинок. Одну картинку располагает в неправильной последовательности. Ребёнку предлагается найти ошибку и положить картинку в нужное место. Потом ребёнок составляет последовательный рассказ по серии картинок. Впоследствии задание можно усложнить и неправильно расположить все картинки, а ребёнок уже должен будет восстановить всю последовательность.

Упражнение «Найди ненужную картинку» Цель: учить детей выбирать ненужные для данного рассказа детали. Воспитатель раскладывает перед ребенком ряд правильно расположенных. Но одна картинка не связана с другими. Ребёнку нужно найти лишнюю картинку, убрать ее, потом сочинить рассказ

Подвижные игры со словами часто использую. «Я знаю пять..» с названием различных представителей по разным темам. «Два Мороза». «Горелки» и др.«Назови спрятанный предмет», где должны задавать вопросы для определения и

др.

Использование различных методов и технологий. В своей работе я использую различные формы. Здоровьесберегающие технологии играют не маловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и ясной речи: ежедневная артикуляционная гимнастика утром или вечером, упражнения на развитие речевого дыхания, (чистоговорки, скороговорки, с летающими предметами – дуть тихо или с силой)

- мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения), -систематические беседы,

-индивидуальную работу с детьми,

-самостоятельную речевую деятельность,

-пальчиковые и речевые игры,

-настольные и дидактические игры и упражнения.

-Уделяю внимание и индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия провожу с детьми, которые малоактивны на занятиях или есть проблемы с речью.

Еще одним важным направлением работы по развитию связной речи у детей является работа с родителями.

Работая с родителями, рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам. Удивляет то, что в последние годы дети приходят в группу и не знают сказок. Спрашиваешь, а вам родители читают или читали. И ответ –нет.

Еще родителям детей советую в первую очередь, разговаривать с ребенком, обращать внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной, потому что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью;

Так же прошу чаще общаться с ребенком. И если заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу). Направляю их в центр «Надежда» за помощью.

Правда, в последнее время там стали отказывать принимать детей, большая очередь.В течение года использовались такие формы взаимодействия с родителями как: групповые родительские собрания; анкетирование; консультации и беседы; совместное проведение досугов. Работу в группе я провожу по следующим направлениям: - анализ уровня речевого развития. В начале и в конце учебного года логопед проводит обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы.Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в группе

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок «Речевичок», где в доступных для детей шкафах хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. 

Но в работе встречаются и некоторые трудности: 1. то, что группа у нас разновозрастная, дети от 4,5 до 8 лет в группе. 2. т.к. в группе из 26 детей есть дети других национальностей, и дети пришли из разных садов города и деревенские, то уровень речевого развития разный. Дети понимают, но затрудняются отвечать полными предложениями, общаются между собой мало поначалу, что усложняет работу по развитию речи. Вначале их нужно не только перезнакомить друг с другом, но и сдружить, главное. Для этого много разговариваю с детьми, выспрашиваю и тем самым побуждаю разговаривать со мной, с детьми, отвечать на мои вопросы и выстраивать их ответы полными предложениями, исправлять по ходу речевые ошибки.

Поэтому в дальнейшем я предполагаю продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, разучивания скороговорок, потешек, стихов. А так же продолжать пополнять словарный запас.