Урок по теме «Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»
в 6 классе
Учитель: Данова Надежда Григорьевна
МБОУ СОШ №5
Тема:Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»
Вид урока:урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Цели:
Обучающие:
отработать навыки морфемного
и словообразовательного анализа слова;формировать навыки правописания гласных в разных морфемах слова.
Развивающие:
развивать аналитическое мышление, самостоятельность учащихся;
развивать и совершенствовать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к русскому языку;
формировать навык культурного общения.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, задание для интерактивной доски, таблицы на партах, карточки для индивидуальной работы.
Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…
В. Песков.
Ход урока.
I. Организационный момент. Запись темы урока
Анализ эпиграфа (слайды1-3)
- Какой же смысл вкладывает в слова автор этих строк?
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, источник пополнения словарного запаса.
-Зачем нужно изучать этот раздел? Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и способ их образования.
Совместное формулирование цели урока.
Учитель дополняет: «На следующем уроке будет контрольная работа по данной теме, поэтому необходимо повторить материал, хорошо знать способы образования слов».
Некоторые учащиеся получают индивидуальную работу:
1.Допишите определения: Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется, … Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образовано слово называется, … Происхождение слов, то есть выявление их древнего значения и строения, изучает … Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются … 2.Вставьте пропущенные буквы. Необозримое поле бл_стит яркой зеленью. Девочка соб_рала сучья и обжигала их. Заг_рались и бл_стели стекла, оз_ренные пожаром. К песку нельзя было прик_снуться. 3.Выделите сложные слова. Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, благоустройство, автомобиль, направление, сбербанк, кресло-кровать. |
Повторение и систематизация изученного по теме «Словообразование»
II этап. Цель: закрепить навыки морфемного и словообразовательного анализа слова.
– Из каких частей состоит слово? Давайте проверим, как вы это знаете.
Задание1(слайд4)
- Укажите номера слов, в которых неправильно выделены морфемы. Работа у доски.
об-леп -и-ть
под-берез-ов -ик
не-прост-и-тель-н-ый
сверх-интерес - н-ый
лек-ар-ственн-ый
Экспресс-опрос по теме «Словообразование»
-Что изучается в разделе «Словообразование»?
- Какие вы знаете способы образования слов?
1. Приставочный.
2. Суффиксальный.
3. Приставочно-суффиксальный.
4. Сложение (основ или целых слов).
5. Сложение сокращенных основ.
6. Переход одной части речи в другую.
Задание2. Работа с текстом
(слайд 5)
-Определите основную мысль текста, способы образования выделенных слов.
Здоровье – самая большаяценностьчеловеческой жизни. От состояния здоровья зависит все то, что делает нашу жизнь полноценной исчастливой: качество жизни, ее продолжительность, физическая активность, и т.д. Существует вполне обоснованное научное мнение, что при рациональном питаниипродолжительностьчеловеческой жизни может достигать 120 – 150 лет. Пища обеспечивает организм энергией, необходимой для передвижения итрудовой деятельности, служит источником "пластических" веществ, белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходитобновлениеклеток и тканей.
Задание3. Решение проблемной ситуации (слайд 6).
Поспорили ребята Антон и Максим. Антон сказал: «Словоавтозаводскойобразовано суффиксальным способом». Максим с ним не согласился: «Это слово образовано сложением»
- Как вы думаете, прав ли Максим? Кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение.
Задание 4 (слайд 7)
- Определите, как образованы следующие слова. Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово).
Развесёлый
Овражек
Подсвечник
Бег
Лесовоз
Продтовары
Съел мороженое
1. Развесёлый ← весёлый(приставочный способ)
2. Овражек ← овраг (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес, возить(сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход из одной части речи в другую.
Задание 5
-Помогите записать слова в виде словообразовательной цепочки (слайд 8)
1 вариант 2 вариант
рассыпчатость, сыпать, преподнести, нести,
рассыпчатый, рассыпать; поднести, преподнесение.
III этап. Цель:формировать навыки правописания гласных в разных морфемах слова.
Шуточная загадка(слайд 9)
1.Шел домой корень -Кос-с портфелем по мышкой. По дороге встретил друзей: слова Костюм, Касание, Прикосновение и Косолапый. Кто из друзей согласился пойти с корнем -Кос-?
Найди ошибку!
(самопроверка по слайду11)
Софья наклонялась, срывала цветок и легким прикасновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
Появился зеленый расток. 3. Ночь уже лажилась на горы.
Все двери заперались на замок.
Загарались и блестали стекла, озоренные пожаром.
Тест
«Гласные в приставках пре- и при-» по цепочке (интерактивная доска)
Самостоятельная работа в паре
- Заполните таблицу. Е или И?
Слова | е | и |
пр…образователь | ||
пр…школьный | ||
пр…успевать | ||
пр…лунение | ||
пр…красный | ||
пр…рвать | ||
пр…остановить | ||
пр…одолеть | ||
пр…выкать | ||
пр…поднять |
Конкурс «Грамотей».
Проверяет класс (слайд12)
пр..морский городок пр..вокзальная площадь
пр..скучный рассказ пр..неприятное событие
пр..творить дверь пр..творить мечту в жизнь
пр..бывать в городе пр..бывать в город
под..тожить раз..скать
меж..здательский сверх..зысканный
IV этап. Цели:
воспитывать интерес к русскому языку;
формировать навык культурного общения.
Сообщение ученика (слайд13)
Глаголы одеть и надеть — многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:
Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством существительных, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.
Для полноты описания лексико-синтаксических связей наших глаголов следует отметить, что глагол одеть входит (в рамках 1-го значения) в сочетания с неодушевлёнными существительными, обозначающими части тела, однако через опосредование одушевлённого существительного (кого) и обязательно с предложно-падежным сочетанием неодушевлённого существительного (во что — в новую форму) или с неодушевлённым существительным в косвенном падеже (чем — одеялом, шалью) по принципу непрямого управления.Надеть же (в рамках 1-го значения) имеет синтаксические связи по тому же принципу с существительными одушевлёнными: надеть (пальто) на кого: на деда, на ребёнка) и с неодушевлёнными: надеть на что (на руку, на шею), поверх чего (поверх рубашки), подо что (под пальто).
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова
Сравнительный анализ слов.
Составление словосочетаний (слайд 14)
горд-ость горд-ын-я
горяч-к-а горяч-н-ость
об-судить за-судить
о-своить у-своить
Справка:
гордость – чувство собственного достоинства, гордыня – непомерная гордость,
горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт, горячность – вспыльчивость, несдержанность, обсудить – кого-то, что-то, засудить – человека, освоить – профессию,
усвоить – материал.
Вывод:
Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
Vэтап. Самооценка(слайд15-16)
Самооценка по теме «Словообразование и орфография» Ф.И. ученика:
Темы оценивания | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Морфемный разбор | |||||
2. | Словообразовательный разбор | |||||
3. | Корни кос-, кас-. Корни гор-, гар-. | |||||
4. | Ы-и после приставок | |||||
5. | Пре-,при-. | |||||
6. | Сложные слова |
Рефлексия. - Что сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования;
словообразовательный разбор;
орфографические правила (пре-, при-, чередование корней);
проследили, как словообразование связано с другими разделами.
- Какой можно сделать вывод? Зачем нужно изучать словообразование?
Вывод:
Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
VI. Домашнее задание: повторить правила, упр. 185.