• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 19.12.2019

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Г. Радужный ХМАО

Файл публикации





Урок по теме «Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»

в 6 классе

Учитель: Данова Надежда Григорьевна

МБОУ СОШ №5

Тема:Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Вид урока:урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Цели:

Обучающие:

отработать навыки морфемного

и словообразовательного анализа слова;

формировать навыки правописания гласных в разных морфемах слова.

Развивающие:

развивать аналитическое мышление, самостоятельность учащихся;

развивать и совершенствовать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к русскому языку;

формировать навык культурного общения.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, задание для интерактивной доски, таблицы на партах, карточки для индивидуальной работы.

Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…

В. Песков.

Ход урока.

I. Организационный момент. Запись темы урока

Анализ эпиграфа (слайды1-3)

- Какой же смысл вкладывает в слова автор этих строк?

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, источник пополнения словарного запаса.

-Зачем нужно изучать этот раздел? Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и способ их образования.

Совместное формулирование цели урока.

Учитель дополняет: «На следующем уроке будет контрольная работа по данной теме, поэтому необходимо повторить материал, хорошо знать способы образования слов».

Некоторые учащиеся получают индивидуальную работу:

1.Допишите определения:

Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит

слово, называется, …

Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образовано слово называется, …

Происхождение слов, то есть выявление их древнего значения и строения, изучает …

Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются …

2.Вставьте пропущенные буквы.

Необозримое поле бл_стит яркой зеленью.

Девочка соб_рала сучья и обжигала их.

Заг_рались и бл_стели стекла, оз_ренные пожаром.

К песку нельзя было прик_снуться.

3.Выделите сложные слова.

Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, благоустройство, автомобиль, направление, сбербанк, кресло-кровать.

Повторение и систематизация изученного по теме «Словообразование»

II этап. Цель: закрепить навыки морфемного и словообразовательного анализа слова.

– Из каких частей состоит слово? Давайте проверим, как вы это знаете.

Задание1(слайд4)

- Укажите номера слов, в которых неправильно выделены морфемы. Работа у доски.

об-леп -и-ть

под-берез-ов -ик

не-прост-и-тель-н-ый

сверх-интерес - н-ый

лек-ар-ственн-ый

Экспресс-опрос по теме «Словообразование»

-Что изучается в разделе «Словообразование»?

- Какие вы знаете способы образования слов?

1. Приставочный.

2. Суффиксальный.

3. Приставочно-суффиксальный.

4. Сложение (основ или целых слов).

5. Сложение сокращенных основ.

6. Переход одной части речи в другую.

Задание2. Работа с текстом

(слайд 5)

-Определите основную мысль текста, способы образования выделенных слов.

Здоровье – самая большаяценностьчеловеческой жизни. От состояния здоровья зависит все то, что делает нашу жизнь полноценной исчастливой: качество жизни, ее продолжительность, физическая активность, и т.д. Существует вполне обоснованное научное мнение, что при рациональном питаниипродолжительностьчеловеческой жизни может достигать 120 – 150 лет. Пища обеспечивает организм энергией, необходимой для передвижения итрудовой деятельности, служит источником "пластических" веществ, белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходитобновлениеклеток и тканей.

Задание3. Решение проблемной ситуации (слайд 6).

Поспорили ребята Антон и Максим. Антон сказал: «Словоавтозаводскойобразовано суффиксальным способом». Максим с ним не согласился: «Это слово образовано сложением»

- Как вы думаете, прав ли Максим? Кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (слайд 7)

- Определите, как образованы следующие слова. Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово).

Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Съел мороженое

1. Развесёлый ← весёлый(приставочный способ)

2. Овражек ← овраг (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес, возить(сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход из одной части речи в другую.

Задание 5

-Помогите записать слова в виде словообразовательной цепочки (слайд 8)

1 вариант 2 вариант

рассыпчатость, сыпать, преподнести, нести,

рассыпчатый, рассыпать; поднести, преподнесение.

III этап. Цель:формировать навыки правописания гласных в разных морфемах слова.

Шуточная загадка(слайд 9)

1.Шел домой корень -Кос-с портфелем по мышкой. По дороге встретил друзей: слова Костюм, Касание, Прикосновение и Косолапый. Кто из друзей согласился пойти с корнем -Кос-?

Найди ошибку!

(самопроверка по слайду11)

Софья наклонялась, срывала цветок и легким прикасновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

Появился зеленый расток. 3. Ночь уже лажилась на горы.

Все двери заперались на замок.

Загарались и блестали стекла, озоренные пожаром.

Тест

«Гласные в приставках пре- и при-» по цепочке (интерактивная доска)

Самостоятельная работа в паре

- Заполните таблицу. Е или И?

Слова

е

и

пр…образователь

пр…школьный

пр…успевать

пр…лунение

пр…красный

пр…рвать

пр…остановить

пр…одолеть

пр…выкать

пр…поднять

Конкурс «Грамотей».

Проверяет класс (слайд12)

пр..морский городок пр..вокзальная площадь

пр..скучный рассказ пр..неприятное событие

пр..творить дверь пр..творить мечту в жизнь

пр..бывать в городе пр..бывать в город

под..тожить раз..скать

меж..здательский сверх..зысканный

IV этап. Цели:

воспитывать интерес к русскому языку;

формировать навык культурного общения.

Сообщение ученика (слайд13)

Глаголы одеть и надеть — многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…

Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством существительных, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.

Для полноты описания лексико-синтаксических связей наших глаголов следует отметить, что глагол одеть входит (в рамках 1-го значения) в сочетания с неодушевлёнными существительными, обозначающими части тела, однако через опосредование одушевлённого существительного (кого) и обязательно с предложно-падежным сочетанием неодушевлённого существительного (во что — в новую форму) или с неодушевлённым существительным в косвенном падеже (чем — одеялом, шалью) по принципу непрямого управления.Надеть же (в рамках 1-го значения) имеет синтаксические связи по тому же принципу с существительными одушевлёнными: надеть (пальто) на кого: на деда, на ребёнка) и с неодушевлёнными: надеть на что (на руку, на шею), поверх чего (поверх рубашки), подо что (под пальто).

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова

Сравнительный анализ слов.

Составление словосочетаний (слайд 14)

горд-ость горд-ын-я

горяч-к-а горяч-н-ость

об-судить за-судить

о-своить у-своить

Справка:

гордость – чувство собственного достоинства, гордыня – непомерная гордость,

горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт, горячность – вспыльчивость, несдержанность, обсудить – кого-то, что-то, засудить – человека, освоить – профессию,

усвоить – материал.

Вывод:

Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Vэтап. Самооценка(слайд15-16)

Самооценка по теме «Словообразование и орфография» Ф.И. ученика:

Темы оценивания

0

2

3

4

5

1.

Морфемный разбор

2.

Словообразовательный разбор

3.

Корни кос-, кас-. Корни гор-, гар-.

4.

Ы-и после приставок

5.

Пре-,при-.

6.

Сложные слова

Рефлексия. - Что сегодня повторили на уроке?

основные способы словообразования;

словообразовательный разбор;

орфографические правила (пре-, при-, чередование корней);

проследили, как словообразование связано с другими разделами.

- Какой можно сделать вывод? Зачем нужно изучать словообразование?

Вывод:

Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

VI. Домашнее задание: повторить правила, упр. 185.