• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

"Особенности составления рабочей программы по русскому языку педагога в условиях ФГОС"

Дата публикации: 20.12.2019

Должность: учитель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ростовская область, Мартыновский район, х.Новоселовка

Файл публикации





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №7 х.Новоселовка

Мартыновского район Ростовской области

«Утверждаю»:

Директор МБОУ-СОШ №7 х.Новоселовка

Приказ №145 от 29 августа 2019 года

________Е.Н. Черкасская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Русскому язы

ку

Уровень: основное общее образование 6 класс

Количество часов: 204 часа; в неделю 6 часов

Учитель: Бондарь Наталья Михайловна

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому язык 5-9 классы: Москва. « Просвещение», 2016 г.

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Программа по русскому языку 6 класс для общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 - 9 классы. Рекомендовано МОиН РФ - М.: Просвещение, 2016 г.

УМК:

Т.А.Ладыженская. Русский язык (ч.1,2). 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение». 2015г.

Федеральным базисным планом отводится 204 часа для образовательного изучения предмета «Русский язык» в 6 классе из расчёта 6 часов в неделю.

В соответствии с учебным планом и учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа по русскому языку в 6 классе реализуется в объеме 204 часов.

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение

нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во

часов

Содержание

Планируемые результаты обучения

1.

Язык . Речь. Общение.

4

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для учебной деятельности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: осознанное использование речевых средств для выражения мыслей и чувств; использование ознакомительного и изучающего чтения при работе с учебной книгой; воспроизведение содержания прослушанного и прочитанного текста в устной и письменной форме; извлечение информации из текстов; осуществление контроля за своей учебной деятельностью; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем.

Предметные: осознание роли родного языка в жизни общества и в деятельности человека; знание особенностей устной и письменной речи; знание приёмов эффективного аудирования; общее представление о научном, разговорном и художественном стилях речи, умение устанавливать принадлежность текста к определённому стилю; обогащение словарного запаса; актуализация знаний, полученных при обучении в начальной школе.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ.

- Познавательные УУД. Формирование представления о функциональных разновидностях языка. Выявление существенных признаков предмета. Синтез знаний.

- Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

2.

Повторение изученного в 5 классе

11

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Контрольная работа №1 по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Личностные: уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств; владение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные: актуализация, закрепление и совершенствование знаний, полученных при обучении в начальной школе, и применение их в речевой практике; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему.

- Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

- Познавательные УУД. Анализ объектов. Выявление основной и второстепенной информации. Установление аналогий.

- Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение отстаивать свою точку зрения.

3.

Текст.

6

Текст его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Личностные: уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесённое; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств; владение устной и письменной р ечью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных пунктуационных правил; извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывание информации, представленной в виде схем; преобразование визуальной информации в текстовую; способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать полученные результаты; создание разных по цели высказывания предложений с учётом речевой ситуации; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные: знание предмета изучения синтаксиса и пунктуации, строения словосочетания и предложения; разграничение синтаксических и пунктуационных ошибок; различение словосочетания и грамматической основы; знание порядка разбора словосочетания и предложения; распознание видов предложений по цели высказывания и интонации и умение составлять предложения разных видов; знание способов выражения подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения; знание условий постановки знаков препинания между однородными членами предложения, при обобщающих словах, при обращениях, в сложных предложениях, при прямой речи; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему, писать сжатое изложение.

- Регулятивные УУД. Коррекция. Саморегуляция.

- Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текстовую. Выявление основной и второстепенной информации. Построение письменного высказывания.

- Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

4

Лексика.

Культура речи.

13

Слово и его лексическое значение. Подборка материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно-русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р/р. Подборка материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Контрольная работа №2 по разделу "Лексика».

Личностные: осознание лексического богатства русского языка; гордость за русский язык; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; умение пользоваться толковым словарём; работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения; преобразование визуальной информации в текстовую; владение устной и письменной речью, построение сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил.

Предметные: знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова; знание содержания понятий «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», «однозначные слова», «многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы», знание функций синонимов и антонимов в речи; умение толковать лексическое значение слова, разграничивать лексические и грамматические значения слова, распознавать однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значение слов, отличать омонимы от многозначных слов; умение использовать в собственной речи синонимы и антонимы.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

- Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

- Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

5.

Фразеология. Культура речи.

4

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Личностные: уважительное отношение к русскому языку; осознание лексического богатства русского языка, гордость за родной язык; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; создание письменного текста с соблюдением норм его построения и норм русского литературного языка; коммуникативное взаимодействие с одноклассниками; способность определять последовательность действий; умение вести самостоятельный поиск информации; умение пользоваться словарями; вычитывание информации из таблиц.

Предметные: знать предмет изучения морфемики; знать содержание понятий морфема, варианты морфем; знать определения частей слова и их смысловое значение, грамматическое значение окончаний; делать морфемный разбор слов; знать виды чередований гласных и согласных в корнях слов; распознавать слова с беглыми гласными; знать правила правописания: гласных и согласных в приставках, гласных в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, написания букв ё — о после шипящих в корне, букв и — ы после ц; знать о рассуждении как функционально-смысловом типе речи.

- Регулятивные УУД. Планирование действий. Коррекция.

- Познавательные УУД. Дедуктивное умозаключение. Установление аналогий. Устное и письменное рассуждение.

- Коммуникативные УУД. Умение выражать свою точку зрения.

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи

33

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне–кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

Буквы а и о в корне–зар-зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Диагностическая работа по теме «Словообразование»

Контрольная работа №3 по разделу «Словообразование».

Контрольная работа №4 по разделу «Словообразование».

Р/р Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Личностные: интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи, к расширению лексического запаса; способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; осуществление самоконтроля за произношением звуков и слов в потоке речи; воспроизведение прочитанного художественного текста в письменной форме; создание собственного текста; соблюдение при создании письменного текста логичности, связности, следование основным нормам русского литературного языка; осознание роли письма в жизни человека и общества.

Предметные: знание предмета изучения фонетики, графики, орфоэпии; знание групп и подгрупп звуков русского языка, смыслоразличительной функции звуков, образования гласных и согласных звуков, слабых позиций звуков, различия между буквами и звуками; знание особенностей произношения сочетаний звуков и слов; знание роли буквы ь, звукового значения букв е, ё, ю, я; знание о повествовании и описании как функционально-смысловых типах речи, особенностях их строения; умение работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, располагать слова в алфавитном порядке, писать сочинение-повествование и сочинение-описание, редактировать сочинение ученика, соблюдать орфоэпические нормы, находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Контроль.

- Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Анализ явлений. Установление аналогий.

- Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

7.

Морфология.

Орфография.

Культура речи.

128

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение.

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; гордость за героическое прошлое народа и его язык; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации; воспроизведение прослушанного / прочитанного текста в письменной форме.

Предметные: знать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, правило употребления заглавной буквы, правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных, порядок морфологического разбора существительного, структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь определять род имён существительных, распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, находить начальную форму и определять склонение, верно употреблять предлоги, правильно писать падежные окончания, графически обозначать условия выбора окончания, образовывать формы именительного и родительного падежей существительных во множественном числе, находить ключевые слова.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий.

- Познавательные УУД. Установление аналогий. Алгоритмизация. Построение устного высказывания.

- Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Имя

существительное

23

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе-ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных-чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р/р. Сочинение по личным впечатлениям(упр.284)

Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное»

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; гордость за героическое прошлое народа и его язык; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации; воспроизведение прослушанного / прочитанного текста в письменной форме.

Предметные: знать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, правило употребления заглавной буквы, правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных, порядок морфологического разбора существительного, структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь определять род имён существительных, распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, находить начальную форму и определять склонение, верно употреблять предлоги, правильно писать падежные окончания, графически обозначать условия выбора окончания, образовывать формы именительного и родительного падежей существительных во множественном числе, находить ключевые слова.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. - Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений.

- Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Работа в команде.

Имя прилагательное

30

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Р/р Описание природы. Сочинение по личным наблюдениям.

Р/р. Выборочное изложение(по упр.347)

Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное

Р/р. Публичное выступление

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразование визуальной информации в текстовую.

Предметные: знать морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль, особенности употребления в речи, грамматические особенности кратких форм прилагательных, правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, о — е после шипящих в окончаниях прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного, структуру описания, задачи художественного описания животного; уметь правильно ставить ударение в кратких формах прилагательных, графически обозначать условия выбора правильного написания падежных окончаний прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящий, составлять текст — описание животного на основе картины и на основе личных впечатлений.

- Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка.

- Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний.

- Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.

Имя числительное

18

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р/р. Выборочное изложение

Р/р Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!»

Контрольная работа №7 по теме «Имя числительное»

Личностные: формирование осознания эстетической ценности русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.обмениваться знаниями между членами группы или принятия эффективных совместных решений

- Регулятивные УУД. осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

- Познавательные УУД. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

- Коммуникативные УУД. определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.обмениваться знаниями между членами группы или принятия эффективных совместных решений

Предметные: определять грамматические признаки имени числительного,дифференцировать разряды числительных по значению .

Местоимение

23

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Контрольная работа № 8 по теме «Местоимение»

Р/р Написание сочинения-рассуждения

Р/р Составление рассказа от первого лица

(по упр.448)

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания

Метапредметные:

- Регулятивные УУД. проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

- Познавательные УУД. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимений

- Коммуникативные УУД. использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий

Предметные: Научиться отличать местоимения от других частей речи.

Глагол

30

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи-чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р/р. Сочинение-рассказ (по упр.517)

Р/р. Изложение(по упр.541)

Р/р Рассказ на основе услышанного

Контрольная работа №9 по теме «Глагол» (комплексная)

Контрольная работа №10 по теме «Глагол»

( диктант с грамматическим заданием)

Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; считывание информации, представленной в форме таблицы; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск нужных сведений, пользоваться различными словарями; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.

Предметные: знать морфологические признаки глагола (вид, время, спряжение) и его синтаксическую роль, порядок морфологического разбора; особенности употребления глаголов в речи; перечень корней с чередованием е — и; способы образования форм будущего времени; правила написания: не с глаголами, ь после ч в неопределённой форме, безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, -тся — -ться, е — и в корнях с чередованием, гласных в безударных личных окончаниях глаголов, ь после шипящих во 2-м лице ед. числа; знать композицию рассказа; уметь правильно ставить ударение в формах настоящего и прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний глаголов, составлять рассказ по личным впечатлениям, по данному началу, на основе изображённого.

- Регулятивные УУД. Личностная рефлексия.

- Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Переработка информации.

- Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совершенствование устной речи.

8.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.

9

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Итоговый тест.

Личностные: осознание богатства русского языка, его эстетической ценности; способность к самооценке.

Метапредметные: преобразование информации в форму таблицы, извлечение информации из таблиц; определение успешности своей работы.

Предметные: систематизация изученного по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации; обобщение сведений о функционально-смысловых типах речи.

- Регулятивные УУД. Контроль за способами решения.

- Познавательные УУД. Анализ объектов.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Из них

В том числе контрольных

Развитие

речи

Диктантов

с грам. зад.

Тестов

Изложений

Сочинений

1.

Язык и общение

4

2.

Повторение изученного в5 классе

11

1

3.

Текст

6

4.

Лексика.

Культура речи.

13

2

1

1

1

5.

Фразеология. Культура речи.

4

6.

Словообразование. Орфография.

Культура речи.

33

2

1

2

2

7

Морфология.

Имя

существительное

(124)

23

1

1

1

Имя прилагательное

30

2

1

1

1

Имя числительное

18

2

1

1

1

Местоимение

23

2

1

2

Глагол

30

4

2

2

2

8.

Повторение и

систематизация

изученного

9

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Язык, речь, общение - 4ч

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

П.1, с.4-5,упр.2

02.09

2

Язык, речь, общение

1

П.2, с.5-7, упр.5

03.09

3

Ситуация общения

1

П.3,с.7-9, упр.8

03.09

4

Ситуация общения

1

П.4,с.9-11, упр.12

04.09

Повторение изученного в 5 классе – 11ч

П.5,с.10-11, упр.13.

5

Фонетика, орфоэпия

1

П.4, с.12-15, упр.16

05.09

6

Фонетика, орфоэпия

1

П.4, с.12-15, упр. 22. Повтор фонетический разбор слова

06.09

7

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов

1

П.5, с.16-19, упр. 29, упр.30.

09.09

8

Части речи

1

П.6, с.19-21, упр. 33

10.09

9

Орфограммы в окончаниях слов

1

П.7, с.22-23, упр.37

10.09

10

Словосочетание

1

П.8, с.24-25, упр. 43

11.09

11

Простое предложение. Знаки препинания.

1

П.9, с.26-28, упр. 47

12.09

12

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

П.10, с.28-29, упр.51, упр. 52

13.09

13

Синтаксический разбор предложений

1

П.11, с.30-31, упр. 54.

16.09

14

Прямая речь. Диалог

1

П.12, с.31-33, упр.58

17.09

15

Контрольная работа №1 по теме "Повторение изученного в 5 классе"

1

С.33, упр.57

17.09

Текст- 6ч

16

Текст, его особенности

1

П.13,с.34-36, упр.62

18.09

17

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

П.14, с.37-39, упр.66-67

19.09

18

Начальные и конечные предложения текста

1

П.15, с.39-41, упр. 72,73(по выбору).

20.09

19

Ключевые слова. Основные признаки текста

1

П.16-17, с.42-45, упр. 77, упр.78.

23.09

20

Текст и стили речи

1

П.18, с.46-48, упр. 85,87(инд.)

24.09

21

Официально-деловой стиль речи

1

П.19, с.49-50, упр.90.

24.09

Лексика. Культура речи – 13ч

П.10, с.25-27, упр. 48

22

Слово и его лексическое значение

1

П.20, с.51-56, упр. 96

25.09

23

Р/р. Подборка материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

П.21, с.57-58, упр.106

26.09

24

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

1

П.22-23, с.58-63, упр. 110,113

27.09

25

Диалектизмы

1

П.24, с.63-66, упр.118

30.09

26

Р/р Изложение (упр.119)

1

С.56, упр.100

01.10

27

Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

С.66, упр.120

01.10

28

Исконно русские и заимствованные слова

1

П.25, с.67-71, упр. 127

02.10

29

Новые слова ( неологизмы).

1

П.26, с. 72-74, упр.132

03.10

30

Устаревшие слова.

1

П.27, с.74-77, упр. 136

04.10

31

Словари

1

П.28, с.77-78, упр.138

07.10

32

Составление словарной статьи

1

П.28, с 78, упр. 139

08.10.

33

Повторение и обобщение

1

с. 79, контроль,упр.140

08.10.

Фразеология. Культура речи. – 4ч

34

Фразеологизмы.

1

П. 29, с.81-84, упр. 147

09.10

35

Источники фразеологизмов.

1

П. 30, с.84-86, упр.151,152

10.10

36

Повторение и обобщение

1

с.86, контроль

11.10

37

Защита краткосрочного проекта по теме «Фразеология»

1

Инд. задания

14.10

38

Контрольная работа №2 по разделу "Лексика».

1

с. 71, упр.128

15.10

Словообразование и орфография. Культура речи. - 33 ч

39

Морфемика и словообразование

1

П.31, с.88-91, упр. 162

15.10

40

Р/р Описание помещения

1

П.32, с.92-94, упр.166

16.10

41

Основные способы образования слов в русском языке

1

П.33. с.94-97, упр. 173

17.10

42

Основные способы образования слов в русском языке

1

П.33, с.97-99, упр. 175,176(инд.)

18.10

43

Диагностическая работа по теме «Словообразование»

1

П.33, с.94-98, повтор. материал

21.10

44

Этимология слов

1

П.34, с.100-102, упр.178

22.10

45

Этимология слов

1

П.34, с.100-102, упр.179

22.10

46

Систематизация материалов к сочинению.

Сложный план.

1

П.35, с. 102-104, упр. 182

23.10

47

Р/р Сочинение – описание помещения (упр.183)

1

П.32, с.92-94,повторить материал

24.10

48

Анализ ошибок

1

С.98, упр. 174

25.10

49

Буквы о и а в корне

-кас- - -кос-

1

П.36, с.104-105, упр. 185

05.11

50

Буквы о и а в корне

-кас- - -кос-

1

П.36, с.104-105, упр. 186

05.11

51

Буквы о и а в корне

-гор - - -гар –

1

П.37, с.106-107, упр.190

06.11

52

Буквы о и а в корне

-гор - - -гар–

1

П.37, с.106-107, упр.191

07.11

53

Буквы а и о в корне –зар- - -зор-

1

П.38,с.108-109, упр. 195

08.11

54

Буквы а и о в корне –зар- - -зор-

1

П.38,с.108-109, упр. 196

11.11

55

Повторение и обобщение

1

с.126,контроль, упр. 232

12.11

56

Контрольная работа №3 по разделу «Словообразование».

1

П.36-38, повторить материал

12.11

57

Анализ выполненных работ. Работа над ошибками

1

с.127, упр. 233

13.11

58

Буквы ы и и после приставок

1

П.39, с.109-110, упр.199

14.11

59

Буквы ы и и после приставок

1

П.39, с.109-110, упр.200

15.11

60

Гласные в приставках пре - и при-

1

П.40, с.111-114, упр.206,207

18.11

61

Гласные в приставках пре - и при-

1

П.46, с.114-117, упр. 211

19.11

62

Гласные в приставках пре - и при-

1

П.46, с.118, упр. 214

19.11

63

Повторение и обобщение

1

с.126,контроль, упр. 238

20.11

64

Контрольная работа №4 по разделу «Словообразование».

1

с.130, упр. 241

21.11

65

Анализ ошибок контрольного диктанта

1

с.128, упр. 235

22.11

66

Соединительные о и е в сложных словах

1

П.41, с.119-120,упр.216

25.11

67

Сложносокращенные слова

1

П.42, с.120-123, упр.223

26.11

68

Р/р

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

С.123, упр.224

26.11

69

Р/р

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

С.127, упр.234

27.11

70

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

1

С.128, упр.235

28.11

71

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

П.43, с.124-126, упр.229,230

29.11

Морфология и орфография. Культура речи. – 124 ч

Имя существительное – 23ч

72

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

1

П.44, с.131-133,упр. 246

02.12

73

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

1

П.44, с.133-135,упр. 252,253

03.12

74

Разносклоняемые имена существительные

1

П.45, с.136-137,упр. 258

03.12

75

Буква е в суффиксе

-ен- существительных на –мя

1

П.46, с.138-140, упр.264

04.12

76

Буква е в суффиксе

-ен- существительных на –мя

1

П.46, с.138-140, упр.265

05.12

77

Несклоняемые имена существительные

1

П.47, с.140-142, упр.271

06.12

78

Род несклоняемых имен существительных

1

П.48, с.143-144, упр.276

09.12

79

Имена существительные общего рода

1

П.49, с.143-144, упр.281

10.12

80

Морфологический разбор имени существительного

1

П.50,с.147-148, упр.283

10.12

81

Р/р. Сочинение по личным впечатлениям(упр.284)

1

Правка текста

11.12

82

Р/р. Сочинение по личным впечатлениям(упр.284)

1

с.146, упр.280

12.12

83

Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

с.139, упр.264

13.12

84

Не с существительными

1

П.51, с.150-152, упр.287

16.12

85

Не с существительными

1

П.51, с.150-152, упр.291

17.12

86

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

1

П.52, с.153-155, упр.294

17.12

87

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

1

П.52, с.153-155, упр.298

18.12

88

Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

1

П.53, с.156-157, упр.300

19.12

89

Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

1

П.52, с.153-155, упр.301

20.12

90

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

П.54, с.157-159, упр.304

23.12

91

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

П.54, с.157-159, упр.307

24.12

92

Обобщение изученного по теме «Имя существительное»

1

с.159, контроль,упр.312

24.12

93

Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное»

1

с.160, упр.314

25.12

94

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

с.163,упр.317

26.12

Имя прилагательное – 30ч

95

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

1

П.55, С.4-7, упр.321

27.12

96

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

1

П.55, С.4-7, упр.325

09.01

97

Р/р Описание природы.

1

П.56, с.8-9,упр.328

10.01

98

Р/р Описание природы. Сочинение по личным наблюдениям.

1

Написать чистовой вариант

13.01

99

Степени сравнения имен прилагательных

1

П.57, с.10-14, упр.335

14.01

100

Степени сравнения имен прилагательных

1

П.57, с.14-15, упр.339

14.01

101

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

П.58, с.16-17,упр.341

15.01

102

Качественные прилагательные

1

с.17,упр.342

16.01

103

Относительные прилагательные

1

П.59, с.18-20,упр.346

17.01

104

Р/р. Выборочное изложение(по упр.347)

1

П.58-59, повторить материал

20.01

105

Анализ выполненной работы. Работа над ошибками

1

с.15, упр.338

21.01

106

Притяжательные прилагательные

1

П.60, с.20-22,упр.350

21.01

107

Морфологический разбор имени прилагательного

1

П.61, с.22-24,упр.354

22.01

108

Не с прилагательными

1

П.62, с.25-28,упр.357

23.01

109

Не с прилагательными

1

П.62, с.25-28,упр.361

24.01

110

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

П.63, с.28-29,упр.363

27.01

111

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

П.63, с.28-29,инд. задания

28.01

112

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

П.64, с.29-33,упр.369

28.01

113

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

П.64, с.29-33,упр.371

29.01

114

Р/р Изложение (по упр.352)

1

с.32,упр.373

30.01

115

Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

П.64, повторить, упр.374

31.01

116

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

П.65, с.34-35, упр.377

03.02

117

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

П.65, с.34-35, упр.378

04.02

118

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

П.66, с.35-37, упр.381

04.02

119

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

П.66, с.35-37, упр.385

05.02

120

Повторение изученного материала

1

с.39, контроль, упр.387

06.02

121

Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное»

1

с.39, контроль, упр.390

07.02

122

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1

с.41, упр.391

10.02

123

Р/р. Публичное выступление

1

С.42, упр.392

11.02

124

Анализ выполненной работы

1

П.66, повторить материал

11.02

Имя числительное

18

125

Имя числительное как часть речи

1

П.67, с.42-45 , упр.395

12.02

126

Имя числительное как часть речи

1

П.67, с.42-45 , упр.397

13.02

127

Простые и составные числительные

1

П.68, с.46-47 , упр.400

14.02

128

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

П.69,с.47-48, упр.402

17.02

129

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

П.69,с.47-48, упр.403

18.02

130

Порядковые числительные

1

П.70, с.49-50, упр.407,406(инд.)

18.02

131

Разряды количественных числительных

1

П.71, с.51-52, упр.410

19.02

132

Числительные, обозначающие целые числа

1

П.72, с.52-54, упр.414

20.02

133

Р\р. Выборочное изложение

1

П.71-72,повторить, упр.416

21.02

134

Анализ выполненной работы. Работа над ошибками

1

П.72, с.54, упр.417

25.02

135

Дробные числительные

1

П.73, с.55-56, упр.419

25.02

136

Собирательные числительные

1

П.74, с.56-59, упр.424,425

26.02

137

Морфологический разбор имени числительного

1

П.75, с.59-61, упр.428

27.02

138

Повторение изученного материала

1

с.62, контроль, упр.429

28.02

139

Контрольная работа №7 по теме «Имя числительное»

1

с.62, контроль, упр.430

02.03

140

Анализ ошибок.

1

с.62, упр.432

03.03

141

Р/р Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!»

1

с.62, упр.431

03.03

142

Анализ выполненной работы

1

П.75, с.60. повторить материал

04.03

Местоимение

23

143

Местоимение как часть речи

1

П.76, с.63-65, упр. 435

05.03

144

Личные местоимения

1

П.77, с.66-69, упр. 441

06.03

145

Личные местоимения

1

П.77, с.66-69, упр. 444

10.03

146

Возвратное местоимение себя

1

П.78, с.69-71, упр. 447

10.03

147

Р/р Составление рассказа от первого лица

(по упр.448)

1

С.72,упр.449

11.03

148

Вопросительные и относительные местоимения

1

П.79, с.72-76, упр. 452

12.03

149

Относительные местоимения

1

П.79, с.72-76, упр. 456,457

13.03

150

Неопределенные местоимения

1

П.80, с.76-78, упр. 460

16.03

151

Неопределенные местоимения

1

П.80, с.76-78, упр. 461

17.03

152

Отрицательные местоимения

1

П.81, с.79-83, упр.467,468

17.03

153

Отрицательные местоимения

1

П.81, с.79-83, упр.473,474 (по выбору)

18.03

154

Притяжательные местоимения

1

П.82, с.84-87, упр. 476

19.03

155

Р/р подготовка к сочинению-рассуждению

1

П.83, с.87-88, упр. 480

20.03

156

Р/р Написание сочинения-рассуждения

1

с.86, упр. 477

30.03

157

Анализ выполненной работы. Работа над ошибками

1

с.87,упр.479

31.03

158

Указательные местоимения

1

П.84, с.88-91, упр. 484

31.03

159

Указательные местоимения

1

П.84, с.88-91, упр. 488

01.04

160

Определительные местоимения

1

П.85, с.91-93, упр. 491

02.04

161

Местоимения и другие части речи.

1

П.86, с.94-95, упр. 496

03.04

162

Морфологический разбор местоимения

1

П.87, с.95-97, упр. 498

06.04

163

Повторение изученного материала

1

с.97, контроль, упр. 503

07.04

164

Контрольная работа № 8 по теме «Местоимение»

1

с.97, контроль, упр. 505

07.04

165

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

с.97, упр. 506

08.04

Глагол

30

166

Глагол как часть речи

1

П.88, с.100-105, упр. 512,513

09.04

167

Глагол как часть речи

1

П.88, с.100-105, упр. 519,520

10.04

168

Р/р. Сочинение-рассказ (по упр.517)

1

Правка текста

13.04

169

Р/р. Сочинение-рассказ(по упр.517)

1

П.88, с.100,повтор., упр. 513

14.04

170

Анализ выполненных работ. Работа над ошибками

1

с.104, упр. 516

14.04

171

Разноспрягаемые глаголы.

1

П.89, с.106-108, упр.526,527

15.04

172

Глаголы переходные и непереходные

1

П.90, с.109-113, упр.529,530

16.04

173

Глаголы переходные и непереходные

1

П.90, с.109-113, упр.535,536

17.04

174

Наклонение глагола.

1

П.91, с.114-117, упр. 540

20.04

175

Изъявительное наклонение

1

П.91, повторить, упр.542

21.04

176

Р/р. Изложение(по упр.541)

1

Правка текста

21.04

177

Р/р. Изложение(по упр.541)

1

С.109,114, повторить материал

22.04

178

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Работа над ошибками

1

С.113,упр.537

23.04

179

Условное наклонение

1

П.92, с.117-120, упр. 545,546(по выбору)

24.04

180

Повелительное наклонение.

1

П.93, с.121-127, упр. 549,550

27.04

181

Повелительное наклонение.

1

П.93, с.121-127, упр. 555,556

28.04

182

Употребление наклонений

1

П.94, с.128-130, упр. 567,568

28.04

183

Контрольная работа №9 по теме «Глагол» (комплексная)

1

с.126, упр. 557

29.04

184

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

с.127, упр. 560

30.04

185

Безличные глаголы

П.95, с.131-133, упр. 570

06.05

186

Безличные глаголы

1

П.95, с.131-133, упр. 575

07.05

187

Морфологический разбор глагола

1

П.96, с.133-134, упр. 576

08.05

188

Р/р Рассказ на основе услышанного

1

П.97,с.135,упр.578

12.05

189

Анализ выполненных работ и работа над ошибками

1

С.133, упр.574

12.05

190

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

П.98, с.135-137, упр. 581

13.05

191

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

П.98, с.135-137, упр. 583

14.05

192

Повторение и систематизация по теме «Глагол»

1

с.138,контроль, упр. 587

15.05

193

Повторение и систематизация по теме «Глагол»

П.98, с.135-137, упр. 589

18.05

194

Контрольная работа №10 по теме «Глагол»

( диктант с грамматическим заданием)

1

с.140, упр. 590

19.05

195

Анализ выполненных работ. Работа над ошибками

1

с.141, упр. 593

19.05

Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов. Культура речи . – 9 ч.

196

Разделы науки о языке. Орфография.

1

П.99-100,с.142-143, упр. 603

20.05

197

Пунктуация.

1

П.101, с.146,упр.609

21.05

198

Лексика и фразеология

1

П.102,с.147-149, упр. 612

22.05

199

Словообразование.

1

П.103,с.149-151, упр.617

25.05

200

Морфология.

1

П.104,с.152-153, упр. 620

26.05

201

Синтаксис

1

П.105, с.153,упр.621

26.05

202

Итоговый тест.

1

Инд.задания

27.05

203

Итоговый тест.

1

Инд.задания

28.05

204

Итоговый урок

1

29.05

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Планируемые результаты освоения учебного материала и система их оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Учащиеся должны знать:

основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

выделять в слове звуки речи;

давать им фонетическую характеристику;

различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

разбирать слова фонетически;

орфоэпия

правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

опознавать звукопись как поэтическое средство;

использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

разбирать слова орфоэпически;

работать с орфоэпическим словарем;

лексика

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

пользоваться толковым словарем;

словообразование

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

разбирать слова по составу;

пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

разбирать слово морфологически;

синтаксис

выделять словосочетания в предложении;

определять главное и зависимое слово;

определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;

составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;

пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

обосновывать выбор знаков препинания;

расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

определять тему и основную мысль текста, его стиль;

составлять простой план текста;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

писать сочинения повествовательного характера;

совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средствамежнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

основные признаки стилей языка;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;

нормы речевого этикета;

уметь:

различать разговорную речь и другие стили;

-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса;

расширения круга используемых грамматических средств;

развития способности к самооценке наоснове наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике:

производить фонетический разбор слова;

соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

выделять основу слова;

образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;

производить морфемный разбор;

производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;

производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

выделять словосочетание в предложении;

определять главное и зависимое слово;

образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;

определять вид предложения по цели высказывания, интонации;

определять грамматическую основу предложения;

определять вид предложения по количеству грамматических основ;

определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;

определять однородные члены;

определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);

различать простое и сложное предложение;

производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

обосновывать выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки;

правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

обосновывать место и выбор знака препинания;

находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

читать учебно-научный текст изучающим чтением;

владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

определять стиль текста;

письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:

способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.

предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по предмету

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,

рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и ипосле приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как );

7)в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вVклассе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.

2. Оценка устных ответов обучающихся по предмету

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо

руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

3. Система оценивания тестовых заданий:

Отметка «2» – от 0 до 50%

Отметка «3» – от 51% до 70%

Отметка «4» – от 71% до 85%

Отметка «5» – от 86% до 100%

Оценка метапредметных результатов

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Защита итогового проекта.

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР:

методического объединения

МБОУ-СОШ №7 №1 Ульянчук Ю.И.

от 26 августа 2019 года 29 августа 2019 года

Руководитель МО:

/Бондарь Н.М./

ПРИНЯТО:

Решение педагогического совета

протокол № 1 от 29 августа 2019 года