• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР через использование коррекционно - развивающих игр и занимательного игрового материала

Дата публикации: 22.12.2019

Должность: учитель - логопед

Учебное заведение:

Населенный пункт: Алтайский край, город Барнаул

Файл публикации





Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР через использование коррекционно – развивающих игр и занимательного игрового материала»

« … Нам кажется недостаточным оставить

тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, мы заботимся

об их воспитании и обучении, чтобы хорошее

стало много лучшим, а плохое изменилось

и стало хорошим»

Лукиан

В нас

тоящее время одной из существенных задач всестороннего развития ребёнка, подготовки его к школе, является развитие речи. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка. К числу важнейших направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является формирование правильного звукопроизношения.

Данное направление наиболее актуально в работе с детьми с ОНР, т.к. дети с ОНР характеризуются быстрой утомляемостью, низким уровнем устойчивости и концентрации внимания, запоминания, обучаемости и работоспособности. Ежегодно проводится логопедическое обследование по разделу звукопроизношения с целью выявления уровня правильного произношения звуков. В результате проведения обследования были выявлены следующие проблемы: слабая артикуляционная моторика, низкий уровень фонематического слуха, речевого дыхания, слухового внимания.

Для решения вышеуказанных проблем в настоящее время апробируется авторская система коррекционно – развивающей работы с целью коррекции выявленных нарушений. Система коррекционно – развивающего процесса включает в себя:

Этапы обучения.

Создание и совершенствование условий для продуктивного коррекционного процесса.

Формы работы с детьми (индивидуальные, групповые, подгрупповые).

Сотрудничество с семьёй.

Взаимодействие со специалистами детского сада.

Разработан перспективны план занятий по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОНР через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного игрового материала.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

Развитие общих и специальных артикуляционных упражнений;

Работа по развитию дыхания и силы голоса;

Развитие слухового внимания;

Развитие фонематического анализа;

Развитие речевого слуха.

Но успешность логопедической коррекционно-развивающей работы, как показывает опыт, не возможна без системы взаимодействия с родителями, без осуществления комплексного подхода. В соответствии с этим система взаимодействия строится по этапам:

I Этап. Организационный – аналитический.

II Этап. Психолого – педагогическое просвещение. Обучение.

III Этап. Продуктивная совместная деятельность родителей и учителя – логопеда.

IV Этап. Самостоятельная деятельность родителей.

V Этап. Результат взаимодействия.

С целью реализации системы взаимодействия с родителями используются следующие формы работы:

«Университет знаний и умений» - содержание работы которого основано на интересах и потребностях родителей. Целью является повышение компетентности родителей в вопросах коррекции нарушений речи детей. Основные теоретические вопросы, рассматриваемые на заседаниях «Университета» направлены на ознакомление родителей с «Речевыми нарушениями и причинами их возникновения», « Обучение ребёнка с ОНР», «Психологические особенности детей с системными нарушениями речи», «Игра – важнейшее средство в коррекционном процессе», «Обучение детей в логопедической группе».

Не менее эффективной формой работы на настоящее время является «Мастерская звука» - создание этой формы работы связано с низким уровнем знаний родителей русского языка. «Мастерская звука» предлагает вспомнить: «Что такое звуки речи?», «Звуки речи и речевой аппарат ребёнка», «Артикуляционные признаки звуков русского языка», «Исправление нарушений звукопроизношения», «Словарь основных терминов в логопедической работе», «Формирование произношения у детей дошкольного возраста», «Дыхательные и звуковые упражнения», «Использование игровых приёмов для развития артикуляционной моторики», «Гласные и согласные звуки», «Звуко - слоговой анализ слова».

В настоящее время актуально в практике работы с родителями тетрадь взаимодействия, которая даёт возможность для эффективных решений индивидуальных проблем ребёнка в процессе совместной деятельности.

Очень продуктивно практикуется в работе с семьёй индивидуальный дневник родителей, который помогает выяснить причины возникших трудностей, своевременно предупредить те или иные недостатки. Индивидуальный дневник родителей даёт возможность оптимально организовать взаимодействия специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога) и родителей. Смоделировать индивидуальную коррекционно - развивающую программу.

Наиболее актуален «Информационный центр для родителей». В него входят: уголок «Хочу всё знать», где решаются задачи информативного плана, происходит знакомство родителей с логопедической литературой, практическими пособиями по закреплению правильного звукопроизношения. Для родителей оформлена «Карта состояния звукопроизношения детей группы с ОНР», где отмечаются дефектные звуки каждого ребёнка, фиксируется работа по постановке звука, автоматизации, дифференциации звуков, введения звука в самостоятельную речь ребёнка. Таким образом, прослеживается позиция достижения уровня успешности каждого ребёнка, что даёт стимулирующий фактор каждому родителю. Создана авторская таблица «Определение уровня развития положительной динамики у детей с ОНР на начало, середину, конец учебного года» - таблица является наглядным материалом успешности каждого ребёнка по всем разделам программы.

Заслуживаю особого внимания фотолектории и аудиозаписи. Значимость этой работы заключается в том, что мы фиксируем уровень развития речи детей на начальном этапе обучения на аудио плёнку и прослушивается родителями, обозначаются проблемы, намечается индивидуальная программа на каждого ребёнка группы. На конец учебного года родители могут сделать определённые выводы по уровню успешности произношения звуков. Фотолекторий наиболее эффективным способом доносит до родителей в форме фотографий практические знания и умения. Это – артикуляционная гимнастика в ярких тонах, в различных позициях. Это также разнообразный и занимательный игровой материал: «Логопедический конструктор», «Звуковые дорожки», «Площадки по развитию речевого дыхания». Фотографии отображают занятийную деятельность детей на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, работой над мелкой моторикой пальцев рук. Родители проявляют повышенный интерес к этим формам работы. Возрастает активность родителей в коррекционном процессе детей.

Таким образом, результаты работы свидетельствуют о целесообразности и эффективности проводимой работы во взаимодействии с родителями. Родительская компетентность и активность возросла и принесла положительную динамику в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР.

Система взаимодействия через нетрадиционные формы работы с родителями с использованием коррекционно – развивающих игр, занимательного игрового материала способствует не только формированию правильного звукопроизношения, но и укреплению познавательных процессов (мышления, восприятия, воображения, внимания), а в целом – всестороннему развитию детей с ОНР.