• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Новые формы работы по коррекции дислексии как базовое условие повышения качества образования школьников с ОВЗ.

Дата публикации: 25.12.2019

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ноябрьск

Файл публикации





Новые формы работы по коррекции дислексии как базовое условие повышения качества образования школьников с ОВЗ.

При поступлении первоклассника в школу, очень важно, чтобы у ребенка были сформированы все компоненты устной речи. Ведь это является залогом успешного овладения программным материалом по русскому языку и литературному чтению.

Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых заданий, проектной деятельностью. Даже, чтобы решить задачу по математике, сначала нужно ее прочитать.

y; margin-top: 0; margin-bottom: 0;">В последние годы в общеобразовательных школах увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей характерны нарушения речевого развития, что влияет на формирование навыков письменной речи. Дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по основным учебным предметам. Что вызывает много огорчений и нежелание учиться. Поэтому очень важно скомпенсировать все нарушения на первоначальных этапах обучения.

При обследовании обучающихся с речевыми нарушениями, можно выявить несформированность фонетико-фонематических процессов, недостаточно сформированный лексико-грамматический строй речи, нарушения просодической стороны речи, незрелые познавательно-психические процессы.

Несформированность зрительного и пространственного восприятия ведет к возникновению оптических ошибок. Ребенок путает оптически сходные буквы по написанию (по количеству элементов или пространственному расположению). Для коррекции данных нарушений, можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1.

Найди и раскрась карандашами разных цветов все клетки с буквой Ш, Щ. [3, с. 41]

Н

В

Ч

Г

Н

Ф

О

Ц

Г

Г

Ш

Я

З

Ш

В

П

Ш

К

Щ

Ш

Э

Щ

Ш

А

Р

Ш

И

З

Ш

Д

Ц

Ш

П

В

Ш

Ы

Ы

Ш

А

П

Ш

З

Г

Ш

Д

А

Ш

В

Р

Ш

Ц

Е

Ш

Ж

П

Ш

Ы

О

Ш

И

А

Ш

Х

Р

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

У

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

С

Е

Ф

С

Л

Ц

К

З

И

Ц

Н

Щ

Ч

Г

Щ

Ф

О

Щ

Г

Х

Щ

Л

Й

Щ

Р

М

Щ

Ч

Ъ

Щ

О

В

Щ

Г

Ш

Щ

Ц

Ф

Щ

П

А

Щ

Ш

Х

Щ

Ш

Ы

Щ

А

П

Щ

З

Г

Щ

Д

А

Щ

В

Р

Щ

Ц

Е

Щ

Ж

П

Щ

Ы

О

Щ

И

А

Щ

Х

Р

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

Щ

Данные упражнения способствуют формированию зрительного восприятия и памяти.

У обучающихся с нарушениями речи зачастую можно наблюдать ошибки в окончаниях слов, что связано с недостаточно сформированным лексико-грамматическим строем речи. Последующие упражнения направлены на коррекцию ошибок в конце слова, отработку плавности и беглости чтения, чтобы ребенок не читал по догадке, читал осмысленно, понимал смысл прочитанного.

Упражнение 2.

Соедини части слова. Одна часть слова – в первой восьмерке, другая – во второй. Произноси слова плавно. Читай восьмерки без остановки.

1

2

вели

пер

кий

вый

бога

чер

тый

ный

бур

лю

ный

тый

вол

шум

чий

ный

гроз

хоро

ный

ший

гус

той

се

се

дой

дой

ред

жи

кий

вой

пря

жут

мой

кий

тяж

круг

кий

лый

ост

кру

рый

той

могу

чий

Упражнение 3.

Соотнеси части слова, покажи их быстро в таблице: тюльпан, песня, клыки, ромашки, клюшка, лисицы, каникулы, ручей, снежинки. [1, с. 55]

клы

ро

тюль

машки

цы

жинки

клю

лиси

кани

ня

кулы

пан

ру

сне

пес

чей

шка

ки

Так же у детей с ОВЗ во время чтения можно наблюдать неправильное распределение речевого дыхания. Что проявляется в паузах в середине слова или фразы. Следующее упражнение направлено не только на отработку речевого дыхания, но и на отработку навыка чтения словами. Так же данное упражнение способствует исключению ошибок в конце слова. [3, с. 24]

Упражнение 4.

Закончи слог так, чтобы получилось слово.

ка ша, др, тер, ска, питан

ло б, р, сь, то, за, дка

ми г, р, на, нус, шка

ты л, н, ква, сяча

Одной из часто допускаемых ошибок при чтении, является неправильная постановка ударения. Для отработки этого навыка, можно применить следующий вид работы. [2, с. 17]

Упражнение 5.

Прочитай слова в столбике, сохраняя ритм.

та-та-та

та-та-та

та-та-та

дедушка

малина

самолет

дерево

ромашка

крокодил

радуга

бумага

снегопад

ножницы

подружки

интерес

ягоды

полоска

муравей

Библиографический список:

1. Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. — М. : Просвещение, 2014. — 79 с.

2. Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. — М. : Просвещение, 2016. — 64 с.

3. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 79 с.