• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Технология проектного обучения информатике

Дата публикации: 29.12.2019

Должность: учитель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Пушкинский р-н, Московская область

Файл публикации





ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Современный мир стремительно меняется у нас на глазах. Стары ранее успешные методы работы порой оказываются непригодными, а продукт, имеющий ценность сегодня, не будет востребован завтра. Человек все чаще сталкивается с необходимостью стремительно изменять свою деятельность в условиях с высокой степенью неопределенности при ограниченных ресурсах, результатом которой должен стать новый уникальный продукт. Необходимость быстрого создания нового продукта приводит к постоянной поисковой деятельн

ости. Эта ситуация в мире породила явление, при котором почти каждую краткосрочную неповторяющуюся деятельность в любой сфере начали называть проектом. Новые требования к профессиональной готовности человека на рынке труда в свою очередь диктует новые требования к уровню образования и навыкам, приобретаемым учащимися в процессе обучения. В связи с этим проектное обучение, которое само по себе совсем не ново в педагогике сегодня приобрело особую актуальность.

Технология проектного обучения связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, в результате которой они получают новое знание и навыки, в процессе формируют способности к исследовательскому мышлению, свою личную позицию.

Проектное исследование отличается от научного тем, что направлено не на открытие новых законов и теорий, а на приобретение исследовательских навыков, развитие способности к исследовательскому мышлению, на получение нового, личностно значимого знания для конкретного учащегося, а не нового знания вообще.

В проектной деятельности учащегося присутствуют следующие этапы: изучение теоретических аспектов по изучаемой проблеме, изложенных в разных источниках, которые нужно изучить, извлечь «ценное зерно»; изучение и подбор методик исследования; сбор, анализ и обобщение собственного материала; формулирование выводов по результатам работы. Общая схема проектной работы включает: постановку проблемы и формулирование темы исследования, обоснование ее актуальности, постановку цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методик проведения исследования, поиск возможных вариантов решения проблемы, сбор, анализ и обобщение материала, описание процесса исследования, формулирование выводов.

Цель технологии проектного обучения - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и с удовольствием приобретают знания, учатся их применять для решения практических задач, учатся коммуникации, развивают исследовательские умения, постигают реальные процессы и конструируют новые, проникают в глубину явлений, проживая конкретные ситуации. В зависимости от особенностей учащихся их можно привлекать как к групповым, так и к индивидуальным проектам. В зависимости от серьезности проблемы и с учетом выбранной темы проект можно планировать как краткосрочный (на один-два урока, если проблема небольшая), средней продолжительности (до месяца), долгосрочные (до нескольких месяцев).

Тематику краткосрочных проектов по информатике предлагаю ребятам сама, исходя из темы урока, для длительного проекта рекомендую выбирать темы согласно их интересам. Тема должна быть выполнима и интересна, информация доступна. Определить цель проекта помогает ответ на вопрос «Зачем ты это делаешь?». Для выявления задач нужно задать себе вопрос «Какие шаги нужно сделать, чтобы достичь цели работы?». Гипотеза формулируется как недоказанное предположение какого-то результата, требующее опытного подтверждения. Далее составляем план работы, отмечая, где и что нужно прочитать, посмотреть, изучить, провести наблюдение, опрос или эксперимент, проанализировать результаты исследования, сделать выводы, оформить и представить работу.

Проект можно считать успешным если получен результат деятельности, участники работали с удовольствием, осознали полезность нового знания, овладели исследовательскими умениями.

Проектная работа учащихся, организованная учителем, в процессе обсуждения и осмысления позволяет глубже им узнать изучаемую тему, развивать коммуникативные навыки, снизить уровень тревожности у стеснительных, подарить им уверенность в свои силы. Проекты, выполняемые на уроке, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке и спокойной рабочей атмосфере, позволяют решить планируемые учебные задачи.

Ученик, привыкающий решать исследовательские предметные и междисциплинарные задачи, не растеряется перед возникшими сложными ситуациями в жизни, будет спокойно искать решение, зная, что он его обязательно найдет. Проектное обучение - одна из активных обучающих технологий, и дает хороший эффект, если используется в сочетании с другими, закладывая надежный фундамент жизненного успеха учащегося.