Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Дикие животные осенью»
Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.
Задачи:
Образовательные: Способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к пр
роде.Пространственная среда:
1 – часть: Пространство группы для проведения путешествия.
2 – часть: Пространство группы на развития основных видов движения.
Предметно-практическая среда: муляжи животных (заяц, медведь, лиса, волк, белка, ежик), предметные картинки (чей след, чья тень, чей хвост, разрезная картинка лисы), шишки-корзина для подвижной игры.
Среда взаимодействия:
- отношения к сверстникам и взрослым: ребенок-взрослый: общение со взрослыми и сверстниками под руководством взрослого;
- отношение к самому себе: выполнение движение по показу.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, подвижных игр.
Планируемые результаты:
- проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,
- слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,
- участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;
- проявляет положительные эмоции при физической активности.
- умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
Ход занятия:
Мотивационно побудительный:
Дети встают в круг.
Воспитатель - Ребята, я еще раз хочу с вами поздороваться. Но сделаем мы это необычно. Я попрошу вас повторять за мной:
Здравствуй солнце,
Здравствуй, небо,
Здравствуй, ветерок, трава,
Здравствуйте, мои друзья!
Основной этап:
Воспитатель - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
Воспитатель - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в лесное путешествие! И заодно вспомним какие дикие животные живут в лесу.
Физминутка « Звериная зарядка»Раз - присядка,Два - прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться(потянуться)Обязательно зевнуть(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть(движение бедрами в стороны)А волчата спинку выгнуть(прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть(легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы(ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе(переступание c ноги на ногу)Долго топчется на месте(раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало –Начинает все сначала!(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Воспитатель: Правильно — это белка. Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится какой? (серенькой).
- К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая.
-А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (маскироваться)
-Какие запасы делает белка на зиму? (орехи, шишки, грибы)
Воспитатель предлагает сыграть в игру эстафету « Передай шишку».
Воспитатель: - Смотрите, ребята, кто это?
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех… (волк).
Воспитатель: Волк — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и прекрасный слух. Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая.
-На кого охотятся в лесу волки?
-Назовите семью волков?
Воспитатель предлагает сыграть в игру чей хвост.
Воспитатель: Ой, смотрите:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Воспитатель: - Правильно, заяц. (Показывает игрушку зайца)
Воспитатель: Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а какой к зиме? (белый).
-Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
-Назовите семью зайцев?
-Кого боится заяц, от кого прячется? (от волка, от лисы)
-Как заяц спасается? (быстро убегает, запутывает следы)
-Что помогает зайцу так быстро бегать? (длинные и сильные задние лапы)
-Где заячий дом? (у него нет дома)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Чем питается заяц? (корой)
Воспитатель предлагает сыграть в игру чей след.
Спит зимою великан
В тёпленькой берлоге
Ждёт весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мёд отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан… медведь.
Воспитатель: Медведь — хозяин всех лесов.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд).
-Назовите семью медведей?
-Медведь на зиму делает запасы? Почему? (медведь не делает запасы потому что, он всю зиму спит).
-Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Воспитатель предлагает сыграть в игру чья тень.
Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
Воспитатель: Ой, смотрите:
Воспитатель: Пока мы с вами играли к нам кто-то тихонько подкрался, а кто угадайте загадку?
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый - вот краса,
А зовут ее… (лиса)
Воспитатель: Лиса утраивает свое жилище в старых норах других животных.
- Назовите семью лис?
- Чем питается лиса? (мышами)
Воспитатель предлагает сыграть в игру разрезная картинка
Воспитатель: Ребята, отгадайте кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это ...(ежик)
А чем еж питается? (червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Верх и вниз его катаем
Свои руки развиваем
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель: Вот мы и вернулись из осеннего леса в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Дети при помощи листика говорят, что им больше всего понравилось в путешествие)
Воспитатель: - Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!