• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Урок ИЗО в 3 классе по теме "Дети лепят снеговиков"

Дата публикации: 09.01.2020

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область, Тяжинский район, пгт. Итатский

Файл публикации





Т. А. Широких

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Итатская коррекционная школа – интернат»

(МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат»)

Т. А. Широких

Рисование. Дети лепят снеговиков.

Признаки зимы.

Комбинированный урок

Итатский, 2019

ify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;">Автор – составитель: Широких Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат») Тяжинского района Кемеровской области.

Представленная методическая разработка урока изобразительного искусства и коррекционного занятия «Развитие речи» для начальных классов. Урок адресован учителям начальных классов, воспитателям. Рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..… 3

Содержание урока……………………………………………………………..… 4

Заключение…………………………………………………………………….. .10

Приложения ..……………………………………………………………………13

Пояснительная записка

В пособии представлена методическая разработка урока изобразительного искусства и коррекционного занятия «Развитие речи». Урок проводится в 3 классе коррекционной школы. Тип урока – комбинированный. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Ещё одним важным звеном в общей системе коррекционно – воспитательной работы является развитие устной речи, т.к. практически все дети коррекционной школы имеют бедный словарный запас, низкий уровень развития связной устной и письменной речи, не умеют ясно и грамматически правильно выражать свои эмоции разнообразными средствами, не соблюдают речевую культуру. Задача педагогов пробудить интерес к звучащему слову, научить чувствовать его истинный вкус и назначение. Поэтому для урока была выбрана имена такая форма проведения. Основной целью урока является создание атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы, научить их отличать признаки зимы, научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных. Использование игровых технологий позволяет решить множество задач коррекционно – развивающего обучения: развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление, корректировать внимание на основе упражнений в составлении целого, коррекция мелкой моторики кисти рук. В разработке данного урока представлены несколько видов работ, направленных на развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; способствуют активизации познавательного интереса, обогащению словарного запаса, развитию связной устной речи, систематизации ранее полученных знаний, расширению кругозора. Материал и задания подобраны с учётом возрастных особенностей и интеллектуальных способностей обучающихся.

Задания, используемые на данном уроке, предоставляют обучающимся возможность проявлять самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю и возможности творческого развития.

3

Урок изобразительного искусства и коррекционного занятия «Развитие речи»

в 3 классе.

Тема: Рисование. Дети лепят снеговиков. Признаки зимы.

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

Образовательные: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

Коррекционно-развивающие: развивать умения передавать округлую форму частей предмета и их величину (“большой”, “меньше”, “маленький”), правильно располагать части относительно друг друга;

развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;

коррекция внимания на основе упражнений в составлении целого, коррекция мелкой моторики кисти рук;

Воспитательные: воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность, мотивацию к учению.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- уметь передавать округлую форму частей предмета и их величину, правильно располагать части относительно друг друга;

- уметь отвечать на вопросы по теме урока;

- выражать свои эмоции и настроение в процессе изображения предметов.

Базовые учебные действия:

Личностные:

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности.

Регулятивние:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- узнавать называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе, оформлять свои мысли в устной форме;

4

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах.

Познавательные:

- работать с информацией, понимать изображение;

- наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

Основные дидактические методы:

проблемные методы обучения;

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный;

принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.

Оборудование: альбомный лист, ватные диски, вата, цветная бумага, ножницы, клей, картинки, детали снеговика, карточки.

5

Ход урока

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Мниться мне ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

И.Бунин

Читает стихотворение под музыку.

Учащиеся приветствуют учителя стоя за партами

На доске появляется картина

зимнего пейзажа Мороз Иванович

2. Вводная беседа.

Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

На морозе не дрожу,

Нос морковкою держу,

Только вот без зимней стужи,

Горько слезы лью я в лужи.

Но не жалуюсь, привык

Как зовусь я?            

- Ребята, что изображено на рисунке?  

- Красивый у них снеговик?    

- Вы лепили снеговика?

- В какое время года можно лепить снеговика? Почему в другое время года снеговика не слепишь?

Загадывает загадки

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы

Снеговик.  

Девочки лепят снеговика.

Да.    

Да

Зимой

Картинки на доске

3. Беседа о признаках зимы

- Назовите признаки зимы

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Какой снег?

- Назовите зимние месяцы

- Назовите зимние забавы

- Какие деревья зимой?

Задаёт вопросы

- холод, мороз, снегопад, вьюга, метель

- зимой день короткий

- зимой ночь длинная

- снег зимой бывает пушистым, мягкий, белым, холодным, липким

- декабрь, январь, февраль

- дети катаются на коньках ,лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговиков

- деревья стоят голые

4. Сообщение темы урока.

- Кто-нибудь догадался чем мы будем сегодня заниматься  на уроке?

- Правильно, ребята!

- Сегодня на уроке мы будем изображать снеговика.

Сообщает тему урока

5. Дыхательная гимнастика «Снежинки»

- Можно ли лепить снеговика без снега?

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Учитель  раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

- Вот и намело большие сугробы. Давайте изобразим их

Учитель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Дети выполняют упражнение

Дети изображают сугробы из ваты

У детей снежинка на ниточке

6. Анализ объекта изображения.

- Настало время лепить снеговика.

- Ребята, посмотрите внимательно на снеговика.

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Сколько таких кругов?

- Круги по размеру одинаковые?

- А какие они?

 - Один большой, второй поменьше, третий маленький.

- Покажите большой круг.

      ……… . круг поменьше.

      ……….. маленький круг.

(учитель вызывает к доске учащегося)

- Что надето на голову снеговика?

- Что у снеговика вместо носа?

- Как выглядят руки снеговика?

-  Руки снеговика могут быть представлены двумя ветками или небольшими кругами.

- Молодцы, ребята!

Задаёт вопросы

-  Снеговик состоит из кругов.

- 3

- Нет

- Один большой, второй поменьше, третий маленький.

- На голову снеговика надето ведро.

- Вместо носа у снеговика морковка.

Ученики по очереди выходят к доске и составляют снеговика из деталей

7. Работа учащихся над изображением снеговика.

- Приступим к выполнению работы.

Учитель повторяет этапы изображения снеговика Учитель внимательно смотрит за выполнением данной работы, дает указания, помогает, если возникают трудности.

Дети выполняют работу под наблюдением учителя по образцу

8. Физ. минутка.

Как на горке снег, снег,           И под горкой снег, снег.           И на елке снег, снег,               И под елкой снег, снег.           А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь  

встаем на носочки, руки вверх

приседаем

встаем, руки в стороны

обхватываем себя руками(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя

пальчик к губам, шепотом

Физминутка

9. Анализ работ.

- Молодцы, закончили работу.

- Сейчас мы поставим ваших снеговиков на доску.

Учитель выставляет работы учащихся

анализирует работу каждого ребёнка. 

Учащиеся сравнивают свои рисунки с образцом.

Творческое задание – дополнить работу деталями (деревья, птицы, солнышко…)

 10. Игра «Доскажи словечко»

Игра «Да –нет»

Посмотрите, ребята, снеговик нам из своего леса принес стихотворения. Он сам их сочинил! Но по дороге к нам дул сильный ветер и снеговик потерял слова. Давайте ему  поможем и подскажем нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю……………………………………. снег

С неба все скользят пушинки   серебристые……………………снежинки

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………….. снегири

Словно в белый пуховик нарядился…………………………… снеговик

- В снежки с друзьями играем? - да

- А, может, грибы собираем? - нет

- На санках с гор катаемся? - да

- А в речке мы купаемся? -нет

- Лыжи будем доставать? - да

- А кораблики пускать? -нет

- Шубы одеваем? нет

- Или загораем? -нет

- На каток несем коньки? -да

- И плетем в лесу венки? нет

- Красавицу-елку наряжаем?- да

- И спелую землянику собираем? -нет

- Зима – отличная пора? -да

Раздаёт детям карточки

Читает вопросы

Дети самостоятельно дополняют предложения

Хором отвечают

У детей карточки

Проверить работы

11. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята кого  мы изображали сегодня на уроке?

- Правильно, ребята, молодцы! Вам понравился урок?

- Прежде, чем закончится урок, необходимо убрать своё рабочее место.

Учитель подводит итог урока. Обобщает пройденное на уроке.

Дети убирают своё рабочее место

12. Оценка деятельности учащихся

- Ребята, вы сегодня все молодцы!

Учитель оценивает работу всего класса в целом и каждого ребенка отдельно.

9

Заключение

Урок изобразительного искусства и коррекционного занятия «Развитие речи» по теме: Рисование. Дети лепят снеговиков. Признаки зимы проводился в 3 классе. Класс по учебным возможностям средний, поэтому в качестве развивающих задач я планировала развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление.

Самоанализ.

Тема: Рисование. Дети лепят снеговиков. Признаки зимы.

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

Образовательные: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

Коррекционно-развивающие: развивать умения передавать округлую форму частей предмета и их величину (“большой”, “меньше”, “маленький”), правильно располагать части относительно друг друга;

развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;

коррекция внимания на основе упражнений в составлении целого, коррекция мелкой моторики кисти рук;

Воспитательные: воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность, мотивацию к учению.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- уметь передавать округлую форму частей предмета и их величину, правильно располагать части относительно друг друга;

- уметь отвечать на вопросы по теме урока;

- выражать свои эмоции и настроение в процессе изображения предметов.

Базовые учебные действия:

Личностные:

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности.

Регулятивние:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

10

- узнавать называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе, оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах.

Познавательные:

- работать с информацией, понимать изображение;

- наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

Основные дидактические методы:

проблемные методы обучения;

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный;

принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.

У обучающихся данного класса слабо развита связная устная речь, мелкая моторика, низкие познавательные интересы. Часть учащихся слабо ориентируется в задании, не умеют пользоваться пооперационными картами, при выполнении самостоятельных работ им постоянно нужна помощь учителя. При планировании данного урока я опиралась на имеющиеся знания обучающихся, отбирала задания с учётом их способностей. Отдельным учащимся оказывалась помощь в ходе урока. Для изображения снеговика я предложила детям различные материалы: ватные диски, цветная бумага. Урок способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей. Творческие работы направлены на развитие наблюдательности, умения сравнивать, группировать, делать выводы, способствуют обогащению словарного запаса, развитию связной устной речи, систематизации ранее полученных знаний, расширению кругозора.

В разработке представлено несколько видов работ. Задания отобраны с учётом возрастных особенностей, интеллектуальных способностей обучающихся, а так же с учётом программных требований начальных классов. Наличие наглядного материала оказывает положительное эмоциональное влияние на обучающихся.

Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – Орг. момент. Психологический настрой. задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке.

С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в творческий процесс

2 этап – Вводная беседа. Проводится в форме диалога, отгадывания загадок.

11

3 этап - Беседа о признаках зимы. Проводится в форме диалога. Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к определению темы урока, выявляют свои знания по данной теме.

4 этап - Сообщение темы урока.  Используется жизненный опыт учащихся, их начальные знания по теме урока. Проводится в виде диалога.

5 этап – Дыхательная гимнастика «Снежинки» используется для разминки речевого аппарата.

6 этап – Анализ объекта изображения. Проводится в форме диалога и практических действий учащихся.

7 этап – Работа учащихся над изображением снеговика. Проходит самостоятельно. Индивидуально оказывается помощь.

8 этап – Физминутка. Связана с темой урока.

9 этап - Анализ работ. Где проходит первичное закрепление новых знаний.  выполнятся индивидуально в виде ответов на вопросы по теме, даётся творческое задание.

10 этап – Игра «Доскажи словечко», «Да –нет» направлены на закрепление материала по теме.

11 этап – Подведение итогов урока.

12 этап – Оценка деятельности учащихся. Дети отмечают недостатки в своей работе и работе одноклассников, выставляются отметки.

Поставленные задачи на уроке удалось реализовать.

12

Приложения

13

14

15

16

Рисование. Дети лепят снеговиков. Признаки зимы. Урок изобразительного искусства и коррекционного занятия «Развитие речи»: практическое пособие / автор – составитель Т. А Широких – Итатский: МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат» 2019. – с. 16.

Технический редактор: Т. А. Широких.

Оригинал – макет подготовлен на компьютере МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат»)

Адрес: 652545 Кемеровская область, Тяжинский район, п.г.т. Итатский, ул. Школьная, 23.