• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Урок по литературному чтению Б.Житков "Как я ловил человечков"

Дата публикации: 10.01.2020

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Краснодар ст-ца Елизаветинская

Файл публикации





Терещенко Оксана Юрьевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №75 г.Краснодар ст-ца Елизаветинская

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК « Перспективная начальная школа». Учитель: О.Ю.Терещенко.

Тема: Борис Житков «Как я ловил человечков». (1 урок).

Работа по данному произведению- 2 часа:

1 урок построен по технологии продуктивного чтения. На этом уроке проводится чтение и анализ всего тек

ста, с целью понимания целостной картины.

На 2 уроке предполагается следующая работа: анализ языковых средств; оценка поступка героя; представление портрета автора через его произведение.

Результаты:

личностные

метапредметные

предметные

У ученика будут сформированы:

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этические чувства – стыда, вины, как регуляторы морального поведения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Регулятивные:

Ученик научится:

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Учитывать правило в планировании и контроля способа решения

Познавательные:

Ученик научится:

Строить речевое высказывание в устной форме

Учиться основам смыслового чтения текста, выделять существенную информацию.

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и правильно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

Ученик научится:

Научиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность научиться:

1)Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Работа с информацией:

Ученик научится:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

Использовать ознакомительное и изучающее чтение.

Ученик научится:

Читать осознанно вслух текст художественных произведений целыми словами.

Осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержания текста.

Определять главную мысль и героев произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий.

Использовать простейшие приемы анализа текста, озаглавливать части; находить средства выразительности.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки с нравственными нормами.

Ход урока:

Этап

Цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1.Самоопре-

деление к

деятельности

Создание ситуации готов

ности к уроку

-Давайте оценим готовность к уроку

Оценка готовности

Мотивационная

готовность к

работе на уроке

2.Работа с текстом до чтения.

Развитие умения предпо-

лагать содержание текста

по заглавию, фамилии

автора, иллюстрации, группе ключевых слов.

1)Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. (На доске написано Борис Житков «Как я ловил человечков».)

- Знакома вам фамилия автора, его произведения?

- Всё ли понятно в заглавии?

2)-Рассмотрите иллюстрации к этому произведению. (все)

3)- Прочитайте ключевые слова.

На доске написаны ключевые слова:

Боря шорох на пароходе

Бабушка уснул

пароходик конфетка

честное слово нож

наврал не мог терпеть

решил поймать человечков

всё пропало

- Как мы можем проверить ваши предположения?

-С какой целью мы будем читать рассказ?

Ученики читают фамилию автора и заглавие текста.

- Да. «Про слона», «Про обезьяну».

В заглавии детям понятно не всё. Возникают вопросы: кто это я?, что за человечков ловил?, зачем ловил человечков?

Дети рассматривают все иллюстрации.

Дети читают ключевые слова, написанные на доске.

Учащиеся высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

- Прочитать текст.

Дети ставят задачу: прочитать текст и проверить свои первоначальные предположения.

Замотивированы

на чтение

3.Работа над

текстом во

время чтения

Достижение понимания

текста на уровне

содержания.

Работа с 1 частью.

1)Первичное чтение.

Самостоятельное чтение 1 части про себя.

2)Ответы на вопросы по содержанию, направленные на понимание прочитанного.

-Оправдались ли какие- нибудь наши предположения?

- От чьего имени ведётся повествование?

-Что поразило Борю в доме у бабушки?

- Прочитайте, как выглядел пароходик.

Словарная работа.

-Что такое мачта? корма?

Учитель уточняет значение слов.

Мачта- вертикальное сооружение на палубе корабля, служит для укрепления парусов.

Корма – задняя часть судна.

-Какое описание пароходика детальное или

поверхностное?

-Почему мальчик так подробно описывает пароходик?

-Какие строчки подтверждают это?

-О какой черте мальчика говорит такое подробное описание?

- При описании пароходика Боря использует специальные термины (мачта, корма). Что ещё узнаём о мальчике?

- Что подтверждает это предположение?

- О чём Боря попросил бабушку?

-Как отнеслась бабушка к его просьбе?

Прочитай те отрывок их текста.

-Почему бабушка не разрешила? Как вы думаете?

-Что было дальше?

-Как вы понимаете выражение «от греха подальше»?

- Почему бабушка не убрала пароходик, не спрятала его

куда – нибудь?

-Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки?

- Какими он их видит?

-Как Боря повёл себя дальше?

-Понимает ли мальчик, что плохо обманывать?

-Но почему это делает?

-Боря начинает наблюдать. Что он слышит?

-Это были человечки?

-Что это могло быть?

3)Озаглавьте 1 часть.

Есть ли желание прочитать дальше? Почему?

Работа со 2 частью включает в себя следующие этапы:

1)Первичное восприятие текста. Текст читает учитель.

2)Чтение учащимися. По ходу чтения задаются вопросы, уточняются значения слов

3)Озаглавливание 2 части.

Работа с 3 частью 9Анологична работе со 2 частью) включает в себя следующие этапы:

1)Первичное восприятие текста. Текст читает учитель.

2)Чтение учащимися. По ходу чтения задаются вопросы, уточняются значения слов

3)Озаглавливание 3 части.

Дети читают 1 часть про себя.

Дети вспоминают, какие были предположения и что оправдалось.

- От имени мальчика Бори.

-Борю поразил пароходик.

Выборочное чтение. (!)

Дети высказывают свои предположения.

-Пароходик описан детально.

- Он ему очень нравится.

Выборочное чтение. (!)

-Это говорит о том, что Боря наблюдательный, внимательный мальчик.

- Боря из семьи моряков.

- На иллюстрации мы видим фотографию мужчины в тельняшке.

- Попросил поиграть с корабликом.

-Бабушка не разрешила.

Выборочное чтение. (!)

Предположения детей.

-Может это подарок.

- Старая вещь.

- Бабушка взяла с Бори честное слово, что он не будет брать пароходик.

- Чтобы не случилось что- то плохое.

- Бабушка поверила внуку.

-Пароходик казался Боре настолько настоящим, что он считал, что на нём обязательно должны быть человечки.

- Человечки маленькие, чуть ниже спички.

-Боря «наврал».

- Понимает.

-Его желание увидеть человечков пересиливает чувство вины.

- Шорох.

-Нет.

Дети высказывают свои предположения:

- Была тишина, тикали часы, они усыпили Борю, он задремал, ему могло что – то присниться.

-Боря увлекся своими фантазиями, что мог желаемое выдать за действительное.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавия.

-Да. Узнать, что случилось дальше.

Дети слушают текст.

Дети читают текст по смысловым отрывкам, отвечают на вопросы учителя.

Проверили свои

первоначальные

предположения. Дети видят суть процесса «вчитывания» в

текст, попутно

думают над смыслом слов,

наблюдают за

характером героя,

работают над

языком

произведения.

4.Работа с

текстом

после

чтения

Достижение понимания на уровне смысла.

-Понравилось ли вам произведение?

-Вспомните предположения, которые делали в начале работы с текстом. Какие предположения совпали?

-В каком значении слово «ловил» употребляется в названии?

-Какой жанр произведения? Реальна ли основа сюжета?

- Хотел посмотреть.

- Основа сюжета реальна. Это рассказ.

Понимание автор-

ского замысла, углубленное по-

нимание прочи-

танного произве-

дения.

5.Рефлексия

Умение делать выводы в

результате совместной

работы всего класса

-Для чего автор написал рассказ?

-Чему он учит?

-Что мы открыли для себя, читая, перечитывая рассказ?

-Какова главная мысль рассказа?

-Как бы вы поступили на месте Бори?

- Так не поступать, не обманывать старших, быть послушными, одержимость фантазиями ведёт к обману, хитрости.

Дети высказывают свои предположения.

Понимание

главной мысли

текста

6. Оценка деятельности учащихся.

Умение объективно оценивать деятельность других, используя критерии оценки.

-Давайте оценим деятельность своих товарищей.

- Какими будут критерии оценивания?

- Кого и как сегодня оценим?

Дети называют критерии:

- Можно оценить чтение, оно должно быть правильным, выразительным.

-Ответы на вопросы: правильные, грамотные, полные.

Дети называют имена детей, оценку и критерии по которым оценивали.

Объективная оценка.

7. Домашнее задание.

1)Нарисовать пароходик таким, каким увидел его Боря.

-Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание?

2)Краткий пересказ.

-По какому алгоритму мы будем готовить краткий пересказ?

Ученики проговаривают алгоритм работы:

- найти отрывок в тексте;

-перечитать отрывок, подчеркнуть важное;

-нарисовать пароходик;

-проверить.

Ученики проговаривают алгоритм работы:

-прочитать;

-подчеркнуть в тексте ключевые слова, выписать их;

-составить план;

-восстановить текст.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.