Терещенко Оксана Юрьевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №75 г.Краснодар ст-ца Елизаветинская
Урок литературного чтения в 3 классе. УМК « Перспективная начальная школа». Учитель: О.Ю.Терещенко.
Тема: Борис Житков «Как я ловил человечков». (1 урок).
Работа по данному произведению- 2 часа:
1 урок построен по технологии продуктивного чтения. На этом уроке проводится чтение и анализ всего тек
ста, с целью понимания целостной картины.На 2 уроке предполагается следующая работа: анализ языковых средств; оценка поступка героя; представление портрета автора через его произведение.
Результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
У ученика будут сформированы: Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Этические чувства – стыда, вины, как регуляторы морального поведения. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Регулятивные: Ученик научится: Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать правило в планировании и контроля способа решения Познавательные: Ученик научится: Строить речевое высказывание в устной форме Учиться основам смыслового чтения текста, выделять существенную информацию. Ученик получит возможность научиться: Осознанно и правильно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: Ученик научится: Научиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Ученик получит возможность научиться: 1)Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Работа с информацией: Ученик научится: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта. Использовать ознакомительное и изучающее чтение. | Ученик научится: Читать осознанно вслух текст художественных произведений целыми словами. Осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержания текста. Определять главную мысль и героев произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. Использовать простейшие приемы анализа текста, озаглавливать части; находить средства выразительности. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки с нравственными нормами. |
Ход урока:
Этап | Цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат |
1.Самоопре- деление к деятельности | Создание ситуации готов ности к уроку | -Давайте оценим готовность к уроку | Оценка готовности | Мотивационная готовность к работе на уроке |
2.Работа с текстом до чтения. | Развитие умения предпо- лагать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов. | 1)Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. (На доске написано Борис Житков «Как я ловил человечков».) - Знакома вам фамилия автора, его произведения? - Всё ли понятно в заглавии? 2)-Рассмотрите иллюстрации к этому произведению. (все) 3)- Прочитайте ключевые слова. На доске написаны ключевые слова: Боря шорох на пароходе Бабушка уснул пароходик конфетка честное слово нож наврал не мог терпеть решил поймать человечков всё пропало - Как мы можем проверить ваши предположения? -С какой целью мы будем читать рассказ? | Ученики читают фамилию автора и заглавие текста. - Да. «Про слона», «Про обезьяну». В заглавии детям понятно не всё. Возникают вопросы: кто это я?, что за человечков ловил?, зачем ловил человечков? Дети рассматривают все иллюстрации. Дети читают ключевые слова, написанные на доске. Учащиеся высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. - Прочитать текст. Дети ставят задачу: прочитать текст и проверить свои первоначальные предположения. | Замотивированы на чтение |
3.Работа над текстом во время чтения | Достижение понимания текста на уровне содержания. | Работа с 1 частью. 1)Первичное чтение. Самостоятельное чтение 1 части про себя. 2)Ответы на вопросы по содержанию, направленные на понимание прочитанного. -Оправдались ли какие- нибудь наши предположения? - От чьего имени ведётся повествование? -Что поразило Борю в доме у бабушки? - Прочитайте, как выглядел пароходик. Словарная работа. -Что такое мачта? корма? Учитель уточняет значение слов. Мачта- вертикальное сооружение на палубе корабля, служит для укрепления парусов. Корма – задняя часть судна. -Какое описание пароходика детальное или поверхностное? -Почему мальчик так подробно описывает пароходик? -Какие строчки подтверждают это? -О какой черте мальчика говорит такое подробное описание? - При описании пароходика Боря использует специальные термины (мачта, корма). Что ещё узнаём о мальчике? - Что подтверждает это предположение? - О чём Боря попросил бабушку? -Как отнеслась бабушка к его просьбе? Прочитай те отрывок их текста. -Почему бабушка не разрешила? Как вы думаете? -Что было дальше? -Как вы понимаете выражение «от греха подальше»? - Почему бабушка не убрала пароходик, не спрятала его куда – нибудь? -Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки? - Какими он их видит? -Как Боря повёл себя дальше? -Понимает ли мальчик, что плохо обманывать? -Но почему это делает? -Боря начинает наблюдать. Что он слышит? -Это были человечки? -Что это могло быть? 3)Озаглавьте 1 часть. Есть ли желание прочитать дальше? Почему? Работа со 2 частью включает в себя следующие этапы: 1)Первичное восприятие текста. Текст читает учитель. 2)Чтение учащимися. По ходу чтения задаются вопросы, уточняются значения слов 3)Озаглавливание 2 части. Работа с 3 частью 9Анологична работе со 2 частью) включает в себя следующие этапы: 1)Первичное восприятие текста. Текст читает учитель. 2)Чтение учащимися. По ходу чтения задаются вопросы, уточняются значения слов 3)Озаглавливание 3 части. | Дети читают 1 часть про себя. Дети вспоминают, какие были предположения и что оправдалось. - От имени мальчика Бори. -Борю поразил пароходик. Выборочное чтение. (!) Дети высказывают свои предположения. -Пароходик описан детально. - Он ему очень нравится. Выборочное чтение. (!) -Это говорит о том, что Боря наблюдательный, внимательный мальчик. - Боря из семьи моряков. - На иллюстрации мы видим фотографию мужчины в тельняшке. - Попросил поиграть с корабликом. -Бабушка не разрешила. Выборочное чтение. (!) Предположения детей. -Может это подарок. - Старая вещь. - Бабушка взяла с Бори честное слово, что он не будет брать пароходик. - Чтобы не случилось что- то плохое. - Бабушка поверила внуку. -Пароходик казался Боре настолько настоящим, что он считал, что на нём обязательно должны быть человечки. - Человечки маленькие, чуть ниже спички. -Боря «наврал». - Понимает. -Его желание увидеть человечков пересиливает чувство вины. - Шорох. -Нет. Дети высказывают свои предположения: - Была тишина, тикали часы, они усыпили Борю, он задремал, ему могло что – то присниться. -Боря увлекся своими фантазиями, что мог желаемое выдать за действительное. Учащиеся предлагают свои варианты заглавия. -Да. Узнать, что случилось дальше. Дети слушают текст. Дети читают текст по смысловым отрывкам, отвечают на вопросы учителя. | Проверили свои первоначальные предположения. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст, попутно думают над смыслом слов, наблюдают за характером героя, работают над языком произведения. |
4.Работа с текстом после чтения | Достижение понимания на уровне смысла. | -Понравилось ли вам произведение? -Вспомните предположения, которые делали в начале работы с текстом. Какие предположения совпали? -В каком значении слово «ловил» употребляется в названии? -Какой жанр произведения? Реальна ли основа сюжета? | - Хотел посмотреть. - Основа сюжета реальна. Это рассказ. | Понимание автор- ского замысла, углубленное по- нимание прочи- танного произве- дения. |
5.Рефлексия | Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса | -Для чего автор написал рассказ? -Чему он учит? -Что мы открыли для себя, читая, перечитывая рассказ? -Какова главная мысль рассказа? -Как бы вы поступили на месте Бори? | - Так не поступать, не обманывать старших, быть послушными, одержимость фантазиями ведёт к обману, хитрости. Дети высказывают свои предположения. | Понимание главной мысли текста |
6. Оценка деятельности учащихся. | Умение объективно оценивать деятельность других, используя критерии оценки. | -Давайте оценим деятельность своих товарищей. - Какими будут критерии оценивания? - Кого и как сегодня оценим? | Дети называют критерии: - Можно оценить чтение, оно должно быть правильным, выразительным. -Ответы на вопросы: правильные, грамотные, полные. Дети называют имена детей, оценку и критерии по которым оценивали. | Объективная оценка. |
7. Домашнее задание. | 1)Нарисовать пароходик таким, каким увидел его Боря. -Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание? 2)Краткий пересказ. -По какому алгоритму мы будем готовить краткий пересказ? | Ученики проговаривают алгоритм работы: - найти отрывок в тексте; -перечитать отрывок, подчеркнуть важное; -нарисовать пароходик; -проверить. Ученики проговаривают алгоритм работы: -прочитать; -подчеркнуть в тексте ключевые слова, выписать их; -составить план; -восстановить текст. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |