• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Диагностическая деятельность учителя – дефектолога в дошкольном учреждении

Дата публикации: 14.01.2020

Должность: учитель – дефектолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Амурская область, город Благовещенск

Файл публикации





Диагностическая деятельность

учителя – дефектолога в дошкольном учреждении

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога с детьми в условиях дошкольного учреждения необходима. Дошкольный учитель-дефектолог - это специалист, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка, занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих трудности в своем развитии. Прежде чем начать коррекционные занятия, учитель-дефектолог определяет индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка на основе диагностики. Дефектологическое сопровождение обеспечивает его включение во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога пр

едставляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам. Диагностика – важное направление, включает в себя: первичное дефектологическое обследование, промежуточное, итоговое. При проведении обследования учитель-дефектолог изучает познавательную активность детей, уровень развития основных психических процессы: мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия. Исследует, имеет ли ребенок проблемы в коммуникативной деятельности, развита ли игровая деятельность в соответствии с возрастом.   

Основная задача диагностики — выявление трудностей развития при поступлении в дошкольное учреждение и определение соответствия уровня его актуального развития в соответствии с возрастом. Включает в себя изучение уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности дошкольника. Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, и создание условий для их преодоления.

Первичная диагностика определяет уровень актуального и «зону ближайшего развития» ребенка, выявляет причины и механизмы трудностей детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1—15 сентября). Динамическое изучение воспитанников проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов коррекции, сопоставление результатов первичной с промежуточными результатами. Это этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

Текущая диагностика направлена на обследование дошкольников по запросу родителей, педагогов, специалистов. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости и по запросу родителей, педагогов.

Для проведения обследования и качественного анализа результатов выполнения тестов необходимо использовать для детей дошкольного возраста адаптированные диагностические методики. Основоположники отечественной коррекционной педагогики (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, В.В.Лебединский, Б.Ф.Зейгарник и др.) считают необходимым соблюдать принципы проведения обследования, такие как, комплексность, целостность, всесторонность, системность, динамичность. С. Д. Забрамная выделяет ряд условий, которые обеспечивают более объективную оценку состояния ребенка, их следует соблюдать при проведении обследования детей:

комфортность, установление эмоционального контакта с ребенком;

предъявление заданий от простого к сложному, создание ситуации успеха;

смена видов деятельности, чередование словесных и наглядных методик;

игровой характер заданий;

учет возрастных особенностей.

Поэтому при организации и проведении диагностики дошкольников следует соблюдать следующие специальные условия:

полифункциональность материала, т.е. выявлять сразу несколько показателей развития познавательной сферы, использовать задания, которые позволяют оценить скорость и качественные особенности мыслительных процессов

доступность понимания смысла сюжетных картинок, умение устанавливать причинно-следственные зависимости, состояние аналитико-синтетической деятельности и др., уровень речевого развития, сохранность функций программирования и контроля.

вариативность и последовательность предъявления материала;

учитывать особенности поведения ребенка в процессе диагностики, общее психосоматическое эмоциональное состояние;

индивидуализировать предъявляемые задания, чередование их по степени сложности, предоставить возможность практического оперирования с предметами;

учитывать уровень работоспособности ребенка, если проявляется повышенная утомляемость или истощаемость, следует приостановить диагностику; проводить динамическую и релаксационную паузу.

четко и доступное предъявлять инструкции, использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья);

дозировать помощь взрослого, последовательно, от простого к сложному, от минимальной к максимальной нагрузки.

Таким образом, диагностика, как систематические этапные наблюдения за динамикой развития дошкольников проверяют целесообразность выбранных методов и приемов обучения, решают коррекционно-развивающие задачи. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальный маршрут. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.