" От того , как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш"
В.А. Сухомлинский
ФГОС ДО раскрывает общие требования к предметно - пространственной среде не только для совместной деятельности взрослого и ребёнка, но и уделяет большое внимание развивающему эффекту самостоятельной деятельности, позвол
яющей детям проявлять творческую активность и более полно реализовывать себя.Что такое среда? Это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребёнка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение.
Наша главная задача - развитие умственных способностей ребёнка, формирование таких мыслительных умений и навыков, которые позволяют легко осваивать новое. В этой работе особое место уделяется математике. Именно она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Поэтому необходимо создать такую предметно- пространственную среду, в которой бы ребёнок играл, развивался, обучался, так, чтобы у него происходило формирование и накопление математического опыта.
На мой взгляд, овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда процесс обучения идет ненавязчиво. Детям кажется, что они просто играют, а в действительности - незаметно для себя, в процессе игровых действий с игровым материалом они осваивают различные действия и накапливают знания и опыт. Но это возможно либо индивидуально, либо небольшими подгруппами. Поэтому, когда правильно организована предметно- пространственная среда, то каждый ребёнок может найти занятие по душе.
Красочное художественное оформление пособий привлекает и заинтересовывает детей.
Необходимо разрабатывать и делать игры и пособия из нетрадиционного яркого, красочного материала. Так же необходимо учитывать индивидуальные способности и предпочтения детей.
Работая в яслях, моя задача научить детей подбирать предметы по цвету, размеру, количеству и по фигуре. Научить создавать постройки по образцу. Формировать первичные геометрические представления и представление о числе. Развивать сенсорные возможности.
Своими руками я сделала несколько красочных дидактических игр, подходящих детям этого возраста. Эти игры просты в деятельности, мобильны и компактны.
Для удовлетворения двигательной активности детей была приобретена мебель, которая сейчас находится в группе № 3. Она расположена так, что середина группы свободна, она не мешает детям передвигаться по группе. К мебели подобрали разные развивающие игры, которые находятся в специальных контейнерах, что очень удобно, как для воспитателя, так и для детей
Ещё хочется отметить, что все нормативно - правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Наша задача выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
Каждый из нас, воспитателей, пытается это сделать. И я не исключение. Я предложила родителям принять участие в нескольких конкурсах. Не могу сказать, что родители были очень активными, но приятно было, что среди откликнувшихся были по- настоящему творческие люди. Одной мамой была выполнена такая поделка…(фото). Это даже не поделка, а полноценное методическое пособие для развития моторики, внимания, мышления. Работу в этом направлении планирую продолжать в будущем, возможно число активных родителей станет со временем больше.
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда является важной составляющей умственного развития ребёнка дошкольного возраста.