Дата публикации: 19.01.2020
Должность: воспитатель
Учебное заведение:
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор
Файл публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Чулпан» г. Кукмор» Кукморского муниципального района республики Татарстан
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с
семьёй как средство повышения качества образовательно-воспитательного процесса.
Автор:
Якимова Галина Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории.
Аннотация:
bottom: 0pt;">В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников, рассказывается о методах и формах сотрудничества, уделяется внимание проблеме сопровождения родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, отражаются основные моменты духовно-нравственного воспитания.
Человек – существо социальное. Как будет чувствовать и вести себя человек в обществе во многом зависит от того, какие духовно-нравственные ценности в нём заложены. Формирование данных жизненно значимых ориентиров начинается с раннего детства. Современное общество – величина не постоянная, условия нашей жизни меняются достаточно быстро. Поэтому важно воспитать в ребёнке всесторонне развитую гармоничную личность, способную жить и реализовывать свой потенциал в эпоху стремительного прогресса.
Исключительную актуальность приобретает проблема нравственного воспитания. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания. В этом большую роль играет ближайшее окружение ребёнка – его семья – и система семейных отношений. Родители – это связующие нити между воспитанником и образовательной организацией. Чем больше этих тонких треков прослеживает семья, тем комфортнее ребёнку находиться в социуме, больше возможностей создаётся для личностного развития.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников начинается заблаговременно до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад. В МБДОУ «Детский сад № 2 «Чулпан» функционирует детско-родительский клуб «Малыш» для детей раннего возраста не посещающих детский сад. Цель его деятельности – повышения компетенции родителей в воспитании и обучении детей на раннем этапе их развития. Педагоги ДОУ согласно утверждённому плану один раз в месяц приглашают родителей с малышами в детский сад. Представляют мастер-классы, фрагменты занятий и обучающих игр (на развитие внимания, логики, речи, ориентации в пространстве), которые с лёгкостью можно повторить и дополнить в домашних условиях. А также проводят беседы о формировании качественных детско-родительских отношений, о создании благоприятного психологического климата в семье. Всё это помогает ребёнку стать более развитым и без труда пройти процесс адаптации к моменту поступления в детский сад.
Когда ребёнок начинает посещать группу детского сада, воспитатель в ходе личной беседы с родителями узнаёт необходимые для его успешного воспитания сведения: соблюдается ли режим дня, каковы предпочтения в играх, особенности поведения и т.д. На этом этапе устанавливается эмоциональная связь воспитателя с воспитанником и усиливается контакт с его семьёй. В дальнейшем это взаимодействие укрепляется. Родители ежедневно получают информацию об успехах их ребёнка, а сообщения о возникающих трудностях образовательного процесса помогает вовремя реагировать и исправлять ситуацию.
Классической формой взаимодействия педагогов и родителей являются родительские собрания. На них обсуждаются вопросы образовательно-воспитательного процесса, меры по повышению качества образования в ДОУ, пути устранения недостатков. В нашем ДОУ ведётся проектная деятельность с родителями. Один из проектов – «Школа успешного родителя», в рамках которого проводится консультирование родителей с целью повышения их компетенции, регулярное обновление информации на стенде «Для родителей» в группах, даются советы для организации деятельности детей дома, оформляются папки-передвижки на различные темы, организуются мероприятия («Весёлые старты», «КВНы»), мастер-классы и брифинги, деловые игры и тренинги.
Многие достижения нашего ДОУ стали возможны благодаря поддержке родителей воспитанников, которые активно принимают участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
В детском саду «Чулпан» нашёл воплощение проект «Семьеведение». В рамках данного проекта можно проследить механизм взаимодействия педагогического коллектива и родителей, родителей и детей. Наши воспитатели ежемесячно проводят мероприятия по семьеведению, где беседуют с детьми о родителях, бабушках и дедушках, об истории их семьи, семейных традициях, рисуют семейные портреты, делают первые попытки в создании генеалогического древа, изготавливают поделки к праздникам для родных и близких.
Семья – это тот источник силы и вдохновения, который помогает человеку получать новые знания, овладевать новыми умениями и качествами. Именно семья способна оказать поддержку, несравнимую с помощью кого бы то ни было в социальном окружении, потому что здесь складывается уровень безграничного доверия. Любой дошкольник нуждается в подобном сопровождении. А для ребёнка, имеющего ограниченные образовательные потребности, поддержка и сопровождение со стороны семьи и педагогов значимы гораздо больше. Уже несколько лет в нашем ДОУ функционируют группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет. В данных группах воспитываются дети с дефектами речи: нарушением произношения некоторых звуков, лексико-грамматического строя языка, а также дети, которые имеют тяжёлые нарушения речи (отсутствует общеупотребительная речь). Детям с ограниченными возможностями здоровья важно создать благоприятные условия для гармоничного развития, самовыражения и социализации в обществе. Родителям детей с ОВЗ тоже требуется помощь в воспитании и обучении. В этом большую роль играет обеспечение детского сада кадровыми ресурсами и необходимыми пособиями.
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, повысили свою квалификацию в рамках инклюзивного образования. В ДОУ оборудована комната развивающего обучения. Здесь наши педагоги оказывают психолого-педагогическую помощь родителям, консультируют по вопросам, касающимся воспитания, развития и обучения детей. Также наши педагоги занимаются с детьми индивидуально в этой комнате. Здесь же оформлена так называемая зона лекотеки. Она оформлена в соответствии с паспортом, в котором более 32 игр. Игры разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:
1.Сенсомоторная коррекция: строительные игры и игры для развития мелкой моторики.
2.Игровая терапия: игры для развития мышления и игры для развития речи и языка.
3.Стимуляция развития детей: игры для развития тактильного восприятия, слухового восприятия и зрительного восприятия.
4.Электронная библиотека. Фонотека и видеотека.
Наряду с современными пособиями используется и авторские пособия, такие как многофункциональное развивающее игровое пособие TOMAS конструктор со съемными панелями и напольная развивающая игра «Веселая геометрика», сделанные руками наших педагогов.
Также наши педагоги разработали серию рабочих тетрадей для детей под названием «Развиваемся вместе».
На коррекционных занятиях большой популярностью у ребят пользуется учебно-игровое пособие «Логико-малыш». Оно состоит из пластикового планшета и комплектов карточек по разным направлениям развития ребенка.
В обычных группах педагогу в процессе образовательной деятельности проще получить обратную связь от детей посредством формы «вопрос-ответ». Работая с детьми с ОВЗ это сделать затруднительно. Использование вышеописанных пособий помогает справиться с образовательными и воспитательными задачами, служит источником совместной деятельности родителя и ребёнка, родителя – ребёнка – педагога. Близость кого-то из членов семьи благоприятно сказывается на ребёнке: появляется уверенность, устойчивый положительный эмоциональный настрой. Да и родители учатся взаимодействовать со своим ребёнком, чтобы это было не просто времяпрепровождение, а целенаправленный образовательный процесс. Воспитание духовно-нравственных ценностей осуществляется на примере манипуляций с картинками, фигурками людей и животных в ходе элементарной театрально-игровой деятельности.
Ребёнок – это отражение своей семьи, а семья – зеркало, в которое он постоянно смотрит, желая увидеть в себе положительные изменения. Родители являются для него беспрекословным авторитетом. Зная это, воспитатель должен грамотно выстроить систему взаимоотношений с семьёй воспитанника. Так как именно она служит великим подспорьем в образовательной и воспитательной деятельности. Безусловно, ребёнок – маленькая личность со своим характером, привычками, но без социального и личного опыта, для обогащения которого требуется приложить немало усилий педагогам и родителям, необходимо культивировать нравственные качества и развивать приобретаемые ребёнком навыки.
Детский сад – это модель будущего общества. Попадая сюда, ребёнок учится взаимодействовать со своим окружением. В дошкольном возрасте формируется его самосознание. Поэтому именно в этот период важно заложить основы нравственности. Это такие качества, как доброта, уважительное отношение, честность, милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми во взаимоотношениях со всеми. Всё это приобретает возможность реализации в условиях тесной совместной работы семьи и дошкольного учреждения. А перед ребёнком открывается множество путей развития и самореализации. Постоянная взаимная поддержка педагогов и родителей может обеспечить повышение качества образовательного и воспитательного процесса. И тогда ребёнок станет всесторонне развитой гармоничной личностью.