• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Рабочая программа по математике 5 класс

Дата публикации: 19.01.2020

Должность: учитель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Брянская область, г. Клинцы

Файл публикации





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по математике основного общего образования для 5 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, учебного плана, Примерной программы по учебным предметам « Математика» 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010 г. с учетом авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика, 6»,- М.: Просвещение, 2011 г.

e="text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;">Рабочая программа ориентирована на использованиеучебно-методического комплекта:

Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2015.

Математика: Дидакт. материалы для 5 кл./ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2009.

Математика. Тематические тесты.5 класс/П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф. Зарапина.-M.: просвещение, 2009.

Математика. Рабочая тетрадь .5 класс /М.К.Потапов, А.В.Шевкин.-M.: просвещение, 2010.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики 1 – 4 классов.

Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.

Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как овладение математическими знаниями и умениями необходимо для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Обучение математике дает возможность формировать у учащихся качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса математики 5 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 6 классе способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики в 5 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Обучение математике в 5 классе основной школы направлено на достижение следующихцелей:

в направлении личностного развития

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

в предметном направлении

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин., применения в повседневной жизни;

создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме в форме годовых контрольных работ.

Рабочая программа рассчитана на 1учебный год.

2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам: Математика 5-9 классы-М.: Просвещение, 2011 г. с учетом авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина «Математика, 6»,- М.: Просвещение, 2011 г.

В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей обще интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ – Коржовоголубовская СОШ предусматривает изучение математики в 5 классе в количестве 175 часов (5 часов в неделю).

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные образовательные результаты

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

• сравнивать и упорядочивать натуральные числа, обыкновенные дроби;

• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

• решать текстовые задачи арифметическим способом.

Ученик получит возможность научиться:

• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

• углубить и развить представления о натуральных числахи свойствах делимости;

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится :

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность научится:

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

• вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

Ученик получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Наименование разделов и содержание тем

Количество контрольных работ

1

Натуральные числа и ноль (48 ч).

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.

2

2

Измерение величин (31 ч).

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.

2

3

Делимость натуральных чисел (22 ч).

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

1

4

Обыкновенные дроби (61 ч).

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.

3

5

Повторение (13 ч)

1

5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Характеристика деятельности учащихся

Натуральные числа и ноль(48)

1

Ряд натуральных чисел.

1

3.09

Преобразовывают числовые выражения, знакомятся с понятиями: ряд натуральных чисел; наименьшее натуральное число, записывают последующие и предыдущие элементы натурального ряда, осуществляют сравнение и классификацию

2

Десятичная система счисления.

1

4.09

Определяют разряд числа, записывают и читают многозначные числа, записывают числа в виде разрядных слагаемых

3

Применение десятичной системы записи натуральных чисел.

1

5.09

Определяют разряд числа, записывают и читают многозначные числа, записывают числа в виде разрядных слагаемых, составляют многозначные числа, используют необходимые числа

4

Сравнение натуральных чисел.

1

6.09

Читают и записывают неравенства, определяют их истинность, сравнивают числа

5

Решение примеров на правило сравнения натуральных чисел.

1

7.09

6

Сложение. Законы сложения.

1

10.09

Сформулируют законы сложения.

Выполняют сложение с помощью натурального ряда.

7

Применение переместительного закона сложения.

1

11.09

Складывают числа, применяют законы сложения для упрощения вычислений, выполняют сложение цепочкой по образцу

8

Применение сочетательного закона сложения.

1

12.09

9

Вычитание.

1

13.09

Выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа.

Владеть совместными действиями

10

Применение вычитания.

1

14.09

11

Решение примеров на вычитание по «цепочке».

1

17.09

12

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.

1

18.09

Решают задачи на нахождение суммы и разности чисел, грамотно оформляют решение задачи

13

Решение задач на нахождение суммы и разности чисел

1

19.09

14

Решение текстовых задач на сложение и вычитание

1

20.09

15

Применение сложения и вычитания при решении задач

1

21.09

16

Умножение.

1

24.09

формулируют законы умножения

Записывать законы умножения буквенным выражением, применяют законы умножения для рационализации вычислений

17

Законы умножения.

1

25.09

18

Применение законов умножения

1

26.09

19

Распределительный закон.

1

27.09

Применять закон при устных вычислениях. Раскрывать скобки Выносить множитель за скобки

20

Применение распределительного закона.

1

28.09

21

Сложение столбиком.

1

1.10

Применяют правило сложения и вычитания столбиком, восстанавливают примеры заменяя одинаковые буквы одинаковыми цифрами, сложение и вычитание к решению задач, заменяют отношение

«больше на …», «меньше на …» в действия сложения и вычитания, адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия, приводят примеры использования математических знаний

22

Вычитание столбиком.

1

2.10

23

Решение примеров на сложение и вычитание столбиком.

1

3.10

24

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».

1

4.10

Применяют полученные знания при решении задач различного вида,

самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

25

Анализ контрольной работы.

Умножение чисел столбиком.

1

5.10

26

Применение умножения чисел столбиком.

1

8.10

27

Решение задач с применением умножения чисел столбиком.

1

9.10

28

Степень с натуральным показателем.

1

11.10

Определяют степени, основание степени, показатель степени, вычисляют степень числа, заменяют степень произведением одинаковых множителей, используют таблицу степени, записывают число в виде квадрата или куба натурального числа, владеют устной и письменной речью, уметь самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

29

Решение примеров на вычисление степени.

1

12.10

30

Деление нацело.

1

15.10

Находят делимое, делитель и частное, доказывают верность деления умножением, упрощают выражения применяя свойства частного, применяют свойство частного для рационализации вычислений, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, осуществляют сравнение и классификацию, владеют устной и письменной речью.

31

Свойство частного.

1

16.10

32

Применение деления нацело.

1

17.10

33

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.

1

18.10

Решают задачи различными методами, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, выстраивают логические цепочки, осуществляют взаимный контроль, участвуют в диалоге.

34

Решения текстовых задач повышенной сложности с помощью умножения и деления.

1

19.10

35

Задачи на « части».

1

22.10

36

Решение задач на части.

1

23.10

Решают задачи на части с помощь схем и рассуждений, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществляют взаимный контроль, пошаговый контроль по результату, участвуют в диалоге.

37

Повторение алгоритма решения задач на части.

1

24.10

38

Деление с остатком.

1

25.10

Исследуют, что не все натуральные числа делятся нацело, знают понятие неполное частное, находят неполное частное, выполняют деление с остатком; решают задачи, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач

находят общее решение учебной задачи, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её с позиции партнёров в сотрудничестве.

39

Решение примеров на правило деления с остатком.

1

26.10

40

Применение деления с остатком при решении задач.

1

29.10

41

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.

1

30.10

Знают понятие числового выражения, значение числового выражения;

находят значение числового выражения, приводят примеры числового выражения, составляют числовые выражения, переводят обычную речь на математический язык – язык цифр, знаков, действий; решают задачи составлением выражения, познают основы реализации исследовательской деятельности

42

Нахождение значения

числового выражения.

1

31.10

43

Контрольная работа «Умножение и деление натуральных чисел».

1

1.11

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им

44

Анализ контрольной работы.

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

2.11

Владеют методами решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности, составляют схемы и математические модели при решении задач, строят монологическое контекстное высказывание, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

45

Способы решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

12.11

46

Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

13.11

47

Вычисления с помощью калькулятора.

1

14.11

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

48

Решение занимательных задач. Задачи на смекалку.

1

15.11

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно

Измерение величин (31 часов)

49

Прямая. Луч. Отрезок.

1

16.11

Знакомятся с понятиями: величина; прямая, параллельные прямые, строят прямую, параллельные прямые;

знакомятся с понятиями: отрезка, луча; равные отрезки; обозначение отрезка, луча, строят и сравнивают отрезки и лучи, обобщают понятия — осуществляют логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, познают основы реализации исследовательской деятельности

50

Решение задач на тему: «Прямая. Луч. Отрезок.»

1

19.11

51

Измерение отрезков. Расстояние между точками.

1

20.11

Знакомятся с единицами измерения длины, измеряют отрезки, решают задачи на нахождение длины части отрезка, осуществляют сравнение, классификацию, анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

52

Прикидка и оценка результатов вычислений. Решение задач на измерение отрезков.

1

21.11

53

Метрические единицы длины.

1

22.11

Знакомятся с единицами измерения длины, из взаимосвязи, выражают одну единицу измерения через другую, устанавливают причинно-следственные связи, адекватно с помощью учителя оценивают правильность выполнения действия.

54

Сравнение метрических единиц длины.

1

23.11

55

Представление натуральных чисел на координатном луче.

1

26.11

Изображают координатный луч, находят координаты точки, строят точки на луче по их координатам, записывают координаты точки, сравнивают натуральные числа с помощью координатного луча, решают прикладные задачи с помощью координатного луча, строят схемы и математические модели, владеют устной и письменной речью.

56

Сравнение чисел представленных на координатном луче.

1

27.11

57

Контрольная работа «Прямая. Луч. Отрезок»

1

28.11

58

Анализ контрольной работы.

Окружность и круг. Сфера и шар.

1

29.11

Знакомятся с понятиями окружность, круг, сфера, шар, диаметр, радиус, хорда, дуга, вычисляют радиус, зная диаметр, сроят окружность, круг, приводят примеры математических моделей, сотрудничают с одноклассниками при решении задач.

59

Углы. Измерение углов. Развернутый и прямой угол.

1

30.11

Изображают углы различных видов; строят углы заданной градусной меры; измеряют углы; записывают обозначение углов; чертят различные виды углов, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы ,сотрудничают с одноклассниками при решении задач.

60

Острый и тупой угол. Решение задач на виды углов.

1

3.12

61

Вертикальные и смежные углы.

1

4.12

62

Треугольники.

1

5.12

Строят треугольники различных видов; обозначают их; выделяют элементы из которых состоит треугольник, решают задачи на вычисление периметра треугольника проводят исследование, устанавливают причинно – следственные связи, объясняют связи и отношения, сотрудничают с одноклассниками при решении задач

63

Виды треугольников.

1

6.12

64

Четырехугольники.

1

7.12

Знают виды четырехугольника, строят, обозначают четырехугольники, вычисляют их периметр, классифицируют; наблюдают; сравнивают, вычисляют периметр квадрата и прямоугольника, , строят прямоугольник, квадрат, проводят мини – исследование на основе сравнения, анализа.

65

Прямоугольник и квадрат.

1

10.12

66

Площадь прямоугольника.

Единицы площади.

1

11.12

Различают линейную единицу и квадратную единицу, осуществляют переход между единицами измерения площади, отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, формулируют выводы.

67

Решение задач на нахождение площади прямоугольника. Представление зависимости между величинами в виде формул.

1

13.12

68

Прямоугольный параллелепипед.

1

14.12

Знакомятся с понятием прямоугольный параллелепипед и его элементами, изображают прямоугольный параллелепипед, куб, находят измерения прямоугольного параллелепипеда, решают задачи повышенной сложности по теме параллелепипед, проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, работают в группе — устанавливают рабочие отношения.

69

Задачи на развертку прямоугольного параллелепипеда.

1

17.12

70

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.

1

18.12

Вычисляют объем прямоугольного параллелепипеда, куба, устанавливают причинно-следственные связи, решают практические задачи, связанные с вычислением объема, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

71

Решение задач на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда.

1

19.12

72

Единицы массы.

1

20.12

Распознают единицы измерения массы, выражают одни единицы измерения массы через другие, устанавливают причинно-следственные связи, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

73

Единицы времени.

1

21.12

74

Задачи на движение.

1

24.12

Пользуясь формулой пути, вычисляют скорость и время движения; решают задачи на сближение и удаление, классифицируют задачи, вычисляют скорость движения по течению реки, против течения реки, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач, исследуют несложные практические задачи,

отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

.

75

Способы решения задач на движения.

1

25.12

76

Решение задач на движение по реке.

1

26.12

77

Контрольная работа «Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда ».

1

27.12

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

79

Анализ контрольной работы.

Многоугольники.

1

28.12

Знакомятся с видами многоугольника, строят и обозначают многоугольники, классифицируют; наблюдают; сравнивают

80

Занимательные задачи. Паркет.

1

14.01

Делимость натуральных чисел (22 часов)

81

Делимость натуральных чисел.

Свойства делимости.

1

15.01

Знакомятся со свойствами делимости, применяют свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений, устанавливают причинно-следственные связи.

82

Применение свойств делимости.

1

16.01

83

Признаки делимости на 2,5,10.

1

17.01

Знакомятся с признаками делимости на 10, на 5, на 2, на 3, на 9, на 4, на 6, на 8, на 25, устанавливают причинно-следственные связи, аргументируют свою точку зрения, контролируют действия партнера.

84

Признаки делимости на 3и 9.

1

18.01

85

Применение признаков делимости

1

21.01

86

Решение примеров и задач на применение признаков и свойств делимости.

1

22.01

87

Простые и составные числа.

1

23.01

Знакомятся с понятиями простое и составное число, подбирают аргументы для объяснения решения, пользуются таблицей простых чисел, устанавливают причинно-следственные связи, владеют устной и письменной речью.

88

Применение понятия простых и составных чисел.

1

24.01

89

Делители натурального числа.

1

25.01

Знакомятся с понятием делители числа, простого делителя, с алгоритмом разложения числа на простые множители, строят схемы, решают задачи, используя алгоритм разложения числа на простые множители, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию.

90

Разложение составного числа на простые множители.

1

28.01

91

Решение примеров на разложение числа на простые множители.

1

29.01

92

Наибольший общий делитель.

1

30.01

Знакомятся с понятием общие делители числа, наибольший общий делитель; научиться применять алгоритм нахождения НОД, с понятием взаимно простые числа, применяют алгоритм нахождения НОД, используют НОД при решении текстовых задач, самостоятельно контролируют своё время и управляют им,

используют результаты поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

93

Взаимно простые числа.

1

31.01

94

Применение правила нахождения наибольшего общего делителя.

1

1.02

95

Решение задач на нахождение наибольшего общего делителя.

1

4.02

96

Наименьшее общее кратное.

1

5.02

Знакомятся с понятием кратного, общего кратного, с алгоритмом нахождения НОК, с алгоритмом записи формулы чисел кратных данному числу, осуществляют сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, применяют алгоритм нахождения НОК, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, делают умозаключения и выводы на основе аргументации.

97

Применение правила нахождения наименьшего общего кратного.

1

6.02

98

Решение задач на нахождение наименьшего общего кратного.

1

7.02

99

Контрольная работа «Делимость натуральных чисел».

1

8.02

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им

100

Анализ контрольной работы. Использование чётности и нечётности при решении задач.

1

11.02

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

101

Решение задач на четность и нечетность.

1

12.02

102

Решение занимательных задач на рисование фигур.

1

13.02

Обыкновенные дроби (61 часов)

103

Понятие обыкновенной дроби.

1

14.02

Выражают дробью часть целого; записывают обыкновенные дроби; находят часть от числа, строят отрезки и фигуры составляющие часть от целой; решают задачи на нахождения части от целого, структурируют тексты, включая умение выделяют главное и второстепенное.

104

Равенство дробей.

1

15.02

Записывают часть целого в виде дроби, сокращают дроби, находят дробь равную данной, записывают основное свойство дроби в виде буквенного выражения; строят геометрическую интерпретацию равенства дробей, используют основное свойство дроби при нахождении дроби, равной данной, выражают дробью часть целого; сокращают дроби; находят дробь от числа, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.

105

Основное свойство дроби.

1

18.02

106

Применение равенства дробей.

1

19.02

106

Задачи на дроби.

1

20.02

Решают задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы, подбирают аргументы соответствующие решению, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализируют и классифицируют ошибки, подводят итоги деятельности.

107

Решение задач на дроби.

1

21.02

108

Арифметические действия с обыкновенными дробями. Приведение дробей к общему знаменателю.

1

22.02

Приводят дроби к общему знаменателю; находят наименьший общий знаменатель; дополнительные множители, используют умение приводить дроби к общему знаменателю, при решении заданий опережающего характера, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, работают в группе — устанавливают рабочие отношения.

110

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю.

1

25.02

111

Применение приведения дробей к общему знаменателю.

1

26.02

112

Повторение приведения дробей к общему знаменателю.

1

27.02

113

Сравнение дробей.

1

28.02

Сравнивают дроби с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, сравнивают дробь с 1, сравнивают именные величины; решают задачи на сравнение дробей, понимают переход от частной задачи к математической модели, переходят к математической модели при решении задач, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.

114

Правильная и неправильная дробь.

1

1.03

115

Применение сравнения дробей.

1

4.03

116

Сложение дробей.

1

5.03

Формулируют и складывают дроби с одинаковыми знаменателями, дроби с разными знаменателями, решают задачи прикладного характера, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач работают в группе — устанавливают рабочие отношения, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

117

Сложение дробей с разными знаменателями.

1

6.03

118

Решение задач на правило сложения дробей.

1

7.03

119

Законы сложения.

1

8.03

Используют законы для рационализации вычислений, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, используют законы для рационализации вычислений, проводят самооценку своих достижений.

120

Решение примеров на законы сложения дробей.

1

11.03

121

Применение законов сложения.

1

12.03

122

Повторение законов сложения.

1

13.03

123

Вычитание дробей.

1

14.03

Вычитают дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с разными знаменателями, записывать правила вычитания дробей в виде буквенных выражений, находят неизвестные компоненты разности двух дробей, решают задачи на разность, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, создают и преобразуют модели и схемы для решения задач.

124

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

15.03

125

Применение вычитания дробей.

1

18.03

126

Повторение сложение и вычитания дробей.

1

19.03

127

Контрольная работа «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

1

20.03

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

128

Анализ контрольной работы.

Умножение дробей.

1

21.03

Применяют правило умножения дробей: умножают дроби, умножают дробь на натуральное число, формулируют выводы, называют дробь обратную данной; записывают сумму в виде произведения; находят значение степени, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

128

Применение умножения дробей, взаимно обратные дроби.

1

22.03

129

Решение задач на применение умножения дробей.

1

25.03

130

Повторение умножения дробей.

1

25.03

131

Законы умножения.

1

26.03

Используют законы при решении задач, проводят мини - исследование и формулируют законы, формулируют выводы, применяют законы при работе с числовыми выражениями, устанавливать причинно-следственные связи, развернуто обосновывают суждения.

132

Распределительный закон умножения.

1

27.03

133

Деление дробей.

1

28.03

Применяют правило деления дробей: выполняют деление двух дробей, деление дроби на натуральное число, выделяют отношения между частями, находят неизвестные компоненты действия деления, находят часть от целого; находят целое, если известна его часть, решают задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть, выделяют связи, отношения между частями, владеют устной и письменной речью

134

Деление дроби на число.

1

29.03

135

Применение деления дробей.

1

8.04

136

Решение задач на правило деления дробей.

1

9.04

137

Нахождение части целого и целого по его части.

1

10.04

138

Решение задач на нахождение части целого и целого по его части.

1

11.04

Решают задачи на нахождение части от целого и целого по его части

139

Задачи на совместную работу.

1

12.04

140

Решение задач на совместную работу.

1

15.04

Решают задачи на нахождение части от целого и целого по его части, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы.

141

Повторение решений задач на дроби.

1

16.04

142

Контрольная работа «Умножение и деление обыкновенных дробей».

1

17.04

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

143

Анализ контрольной работы.

Понятие смешанной дроби.

1

18.04

Разделяют число на части, целую и дробную; составляют число из целой и дробной частей, сравнивают смешанные дроби, формулируют собственное мнение и позицию, устанавливают причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

144

Запись неправильной дроби в виде смешанного числа.

1

19.04

145

Сложение смешанных дробей.

1

22.04

Складывают смешанные дроби, проводят математическое исследование, рассматривают все случаи сложения смешанных дробей, формулируют итоги математического исследования, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, строят монологическое контекстное высказывание.

146

Решение примеров на сложение смешанных дробей.

1

23.04

147

Применение сложения смешанных дробей.

1

24.04

148

Вычитание смешанных дробей.

1

25.04

Вычитают дроби с разной целой частью, выделяют отношения между частями, вычитают смешанные дроби из натурального числа, выполняют вычитание любых смешанных чисел, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

149

Решение примеров на вычитание смешанных дробей.

1

26.04

150

Применение вычитания смешанных дробей.

1

29.04

151

Умножение смешанных дробей.

1

30.04

Переводят смешанную дробь в неправильную; записывают число обратное смешанной дроби, выполняют умножение и деление смешанных дробей , находят значения дробных числовых выражений, содержащих смешанные числа, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

152

Деление смешанных дробей.

1

1.05

153

Решение примеров на умножение и деление, используя распределительный закон.

1

2.05

154

Применение умножения и деления смешанных дробей.

1

3.05

155

Контрольная работа по теме «Смешанные дроби».

1

6.05

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

156

Анализ контрольной работы.

Представление дробей на координатном луче.

1

7.05

Изображают координатный луч; задают направление; единичный отрезок; начало отсчета; строят точки на луче по координатам; находят координаты точек изображенных на луче, приводят примеры рациональных чисел

находят координаты середины отрезка, если известны координаты его концов; находят длину отрезка, зная координаты его концов; находят координаты конца отрезка, если известны координаты середины отрезка и другого конца, вычисляют среднее арифметическое нескольких чисел; зная среднее арифметическое нескольких чисел находить их сумму, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.

157

Применение представления дробей на координатном луче. Координаты середины отрезка.

1

8.05

158

Решение примеров на представление дробей на координатном луче повышенной сложности.

1

9.05

159

Площадь прямоугольника.

1

10.05

160

Объём прямоугольного параллелепипеда.

1

13.05

161

Сложные задачи на движение по реке.

1

14.05

162

Единицы измерения величин. Проект

1

15.05

Повторение (13)

163

Арифметические действия над натуральными числами.

1

16.05

Записывают последующие и предыдущие элементы натурального ряда

осуществляют сравнение и классификацию.

164

Свойства и признаки делимости.

1

17.05

165

Обыкновенные дроби.

1

20.05

166

Решение задач на дроби и части.

1

21.05

Находят способы решения учебных задач; формулируют выводы, анализируют и сопоставляют свои знания, понимают смысл обыкновенной дроби; правила сравнения, сложения и вычитания всех видов дробей, выполняют сложение и вычитание дробей всех видов; приводят дроби к общему знаменателю.

167

Итоговая контрольная работа.

1

22.05

168

Анализ контрольной работы.

Начальные геометрические понятия.

1

23.05

169

Решение задач на движение.

1

24.05

170

Решение задач на совместную работу

1

27.05

171

Решение текстовых задач.

1

28.05

172

Решение задач на движение по реке

1

29.05

173

Решение старинных задач.

1

30.05

174

Смешанные и обыкновенные дроби

1

31.05

175

Арифметические действия над натуральными числами.

1

31.05