• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. Возрастная категория 0+

Проектная деятельность как механизм достижения и повышения качества образования

Дата публикации: 21.01.2020

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Челябинская область

Файл публикации





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья р.п. Магнитка Кусинский район»

456950, Россия, Челябинская область, Кусинский район, р.п. Магнитка ул. К. Маркса, д. 11

e-mail - mskou, тел. / факс 8 (35154) 3-54-80

Проектная деятельность как механизм достижения и повышения

ачества образования

(Выступление на РМО г.Куса)

Подготовил учитель начальных классов

Слепышева Нина Васильевна

август 2019год

р.п. Магнитка

СЛАЙД №1

Проектная деятельность

как механизм достижения и повышения качества образования

 В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальная и профессиональная адаптация.

Вместе с тем чрезвычайно важным остается вопрос активизации познавательной деятельности этих детей.

Необходим поиск более увлекательных методов и приемов учебной деятельности, получение информации из различных источников и применение полученных знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

СЛАЙД №2

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Метод учебных проектов- это способ организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся от разработки идеи до ее реализации под руководством учителя

СЛАЙД №3

Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Ведь при реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся. Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации.

СЛАЙД №4

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

СЛАЙД №5

В России идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. рассматривалась как «непедагогическая». К этой технологии вновь возник интерес в связи с изменениями в современном образовании.

СЛАЙД №6

Цель проектной технологии - самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Продуктом проектирования является учебный проект.

СЛАЙД №7

Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для обучающихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

СЛАЙД № 8

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Поэтому необходимо понимать, что, решая использовать метод проектов, педагог, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

• Что такое «проект»?

Как правильно организовать деятельность учеников?

Насколько эта деятельность будет интересной детям?

Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?

Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных обучающимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи и поддержке учителя и родителей.

СЛАЙД № 9, СЛАЙД № 10, СЛАЙД № 11, СЛАЙД № 12

Творческие проекты «Кто в лесу живет», «История новогодней маски»,

«Что в лесу растет», «Ёлочка»

СЛАЙД № 13

Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся:

практико-ориентированный, где результат деятельности - документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.;

исследовательский, в данных проектах должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза;

информационный проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад;

творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения;

ролевой проект организуется посредством ролевой игры.

СЛАЙД № 14

Классификация типов проектов

В настоящее время существуют различные классификации проектов.

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые, выполняемые определённой группой детей. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Рассмотрим данные типы проектов более подробно.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть проведение праздника, создание научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек, создание сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет.

СЛАЙД № 15

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты, достижения и т.д.

СЛАЙД № 16

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

СЛАЙД № 17

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации.

Специфические особенности метода проекта в специальной коррекционной школе VIII вида

Ориентировка на психофизические возможности обучающихся

Коллективная деятельность

Ведущая и направляющая роль педагога

Создание психолого-педагогических ситуаций

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни

СЛАЙД № 18

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.

Реализация метода учебного проекта на практике привела к повышению уверенности детей в своих силах, к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, поисковой и творческой деятельности своих учеников.

СЛАЙД № 19

Обычно каждый проект ЭТО результат скоординированных совместных действий учителя и ученика:

учитель помогает ученикам в поиске источников информации;

сам является источником информации;

координирует процесс обучения;

поддерживает и поощряет обучающихся;

осуществляет непрерывную обратную связь.

Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

СЛАЙД № 20, 21,22

Я уже с 3 класса начинаю вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы над проектами является тесное сотрудничество с воспитателями и родителями.